Мы живем в мире, где стерлись границы между реальной жизнью и сетевой. Человек, разделяющий это единое пространство, опоздал на поезд и остался стоять на полустанке где-то в глуши, считает продюсер Илья Овчаренко, чье выступление прошло в Ельцин Центре 1 декабря в рамках цикла лекций «Интернет и свобода. Территория противоречий».
Овчаренко – продюсер каналов «Парфенон», «Вилсаком» и других популярных программ на YouTube. Он верит, что этот видеохостинг с его атмосферой свободы способен возродить в России профессиональную журналистику и вскоре может стать телевидением нового времени.
– YouTube – единственная на данный момент площадка, на которой пока есть свобода слова, никто не диктует форматы и не создает препоны. Она сейчас должна превратиться в телевидение 90-х, потому что в 1991 году рухнуло всё старое и на развалинах начали появляться новые медиа: «Коммерсантъ», независимые телеканалы, музыкальные каналы, шоу, клипы. Вот также на YouTube должны появиться сериалы, ток-шоу, качественная публицистика, исторические передачи – качественный контент, а не сюжеты из серии «Разбил себе три яйца об голову, и что со мной случилось».
Большие бюджеты, профессионалы, звезды – этого на YouTube будет только больше, уверяет Овчаренко. Его цель – привлечь на постоянной основе на эту пока еще молодежную площадку тех, кому за 30, – взрослую аудиторию, которая в большинстве своем оказалась к ней неподготовлена и сейчас предпочитает соцсети.
– Я много комплиментов слышал в свой адрес, когда запустил «Парфенон» и «Намедни», но самый главный – это когда мне говорят, что чьи-то родители пришли на YouTube благодаря Леониду Парфенову. Профессиональный контент возвращается, всем уже надоел условный дядя Вася, разбивающий яйца о свою голову. Хочется, чтобы красиво, хорошо, чтобы картинка и звук, чтобы глаз радовался. «Намедни» – это контент на века, мы делали его так, чтобы через десять лет было приятно смотреть. Если ты делаешь передачу, которая не устаревает, нужно делать ее качественно, это важно.
Овчаренко говорит, что производить контент телевизионного уровня на YouTube, привлекая к просмотру взрослую аудиторию, весьма затратно и зачастую «тяжело и мучительно», но уже появились каналы «Редакция» Алексея Пивоварова, «Ещенепознер» и другие проекты, а в планах следующего сезона – запуск ток-шоу. Продюсер уверен, что идет по правильному пути, и за этой дорогой будущее, а еще Овчаренко намерен возвращать к работе профессионалов и растить новых.
– Парфенов очень быстро перестроился под YouTube, он сразу всё стал понимать и это – профессионализм. Я был свидетелем, как Оксимирон и Парфенов за несколько суток сделали историю под названием #сядьзатекст в поддержку задержанных после митингов за честные выборы, которые прошли в Москве в августе этого года… Я очень уважаю Дудя, он делает дело, он крутой провокатор. И если сейчас Дудя засунут в автозак и попытаются посадить, то будут серьезные проблемы, и государство это знает.
Мы живем в эру личности, считает Овчаренко. По его мнению, сейчас каждый популярный в сети человек являет собой огромный конгломерат большого количества медийных ресурсов, которые должны быть использованы для продвижения продуктов, брендов и идеологии.
– «Вилсаком» – самый простой пример. Это канал Валентина Петухова, он не техноблогер, не IT-специалист, но если он вам нравится, то вы его смотрите, а он рассказывает про тачки, телефоны, путешествия, еду, компьютеры и что угодно. И вы подписаны на медиа имени человека, а это медиа в наше время мощнее, чем любой сайт с авторами и главными редакторами… Прямая реклама постепенно уступает релевантным сообщениям и медиа-поддержке. Сейчас все абсолютно – это агрессивное и навязчивое сообщение, все – реклама и все – не реклама одновременно.
За последние 15 лет человечество трижды полностью обновило систему общения между собой, пройдя за столь короткий срок путь, который должен был растянуться на век, отмечает Овчаренко. Теперь уже сложно представить себе, что в недалеком 2003 году только начали повсеместно появляться мобильные телефоны, а о цифровом контенте даже не шло речи.
– В 2009 году у нас появились социальные сети, затем от них отделились мессенджеры, а теперь уже мессенджеры превратились в социальные сети и более того – в медиа. До этого люди десятки лет читали только газету «Правда», от черно-белого до цветного кино проходили десятилетия. Хотя с момента появления соцсетей мир изменился не в лучшую сторону, поскольку трибуна появилась у тех, кому лучше бы ее было не предоставлять, – посетовал продюсер. – Большинство говорит, что интернет принес безграничные возможности для познания, но огромное количество информации в интернете и ее объем стали очень сильно ограничивать человека.
После выступления Илья Овчаренко поделился своими впечатлениями о музее Бориса Ельцина и рассказал, что для него 90-е годы:
– Много слышал про Ельцин Центр, но не представлял масштаба проработки экспозиции. Меня местами прямо вколачивало в землю, когда я узнавал почти всё. Я даже смог осознать то, что тогда, в моем детстве, мне было непонятно. К сожалению, в этот раз пришлось пробежать музей за час, но в следующий хочется погрузиться немного глубже в целую эпоху. Особенно порадовали кабинки для записи видео в конце экспозиции. Записался два раза, ответив на каждый из вопросов.
Что касается девяностых – все мы в это время учились жить в ассортименте чего-бы то ни было. Ассортименте чувств, ощущений, впечатлений и вещей. Если что-то у кого-то появлялось, это становилось немедленно достоянием общественности, а мы были все жаркие на эмоции и легкие на подъем. Девяностые для кого-то страшное время, но я был слишком мал, поэтому захватил разве что постоянно усиливавшийся дух свободы, надежды и нового. Всё это в том или ином виде я почувствовал в музее.