Илья Новиков: «У нас нет привычки к законности»

5 февраля 2020 г.Михаил Лузин
Илья Новиков: «У нас нет привычки к законности»

В четверг 23 января в кино-конференц-зале Ельцин Центра прошли очередные «Дилетантские чтения». Главным лицом встречи, приуроченной к выходу декабрьского номера журнала «Дилетант», стал адвокат и экс-игрок «Что? Где? Когда?» Илья Новиков, а темой – инквизиция.

Юрист, ставший широко известным ведением резонансных процессов (от дела Надежды Савченко до дела Егора Жукова), вкратце рассказал о том, как в Средние века преследовали за религиозные преступления типа ереси или колдовства. Но основной акцент лекции он сделал не на ордалиях или сожжении на костре, а на юридических аспектах явления. Многие из них дожили до наших дней, и активно применяются как в российском, так и в зарубежном праве.

– У термина «инквизиция» сегодня есть три значения. В общем виде под инквизицией понимается любое преследование за религиозные преступления, и в этом смысле современные процессы за оскорбление чувств верующих можно с натяжкой отнести к этому явлению, – начал Илья Новиков.

Впрочем, есть у термина и два точных значения. Во-первых, это все организации, которые так себя официально именовали. Например, испанская и португальская инквизиции, действовавшие, как выразился лектор, «по франшизе» папского престола. Им мы во многом и обязаны тому образу, который возникает в уме при произнесении слова «инквизиция»: пытки, костры, горящие в них ведьмы и грешники. Жертвами подобных ревнителей чистоты католической веры стали десятки тысяч людей. Испанская инквизиция была расформирована только Наполеоном, за что современники были очень благодарны французскому императору.

Второе точное значение – это Папская инквизиция, оформившаяся в ХV–XVI веках, как часть аппарата Папского государства, посылавшая специальных уполномоченных в помощь епископам в области, где было много еретиков. В этом смысле инквизитор – это посол с особыми поручениями. В XVII веке эта организация оформилась в Священную инквизицию и дожила до наших дней в виде «Конгрегации доктрины веры», которая сегодня стремится дистанцироваться от всего, что было в Средние века.

– Что важно в инквизиции с точки зрения современного права?

– На первом курсе юрфака, изучая общую историю государства и права, студенты должны выучить четыре типа уголовного процесса. Обвинительный – самый архаичный, в котором пострадавшие должны были сами найти преступника, привести его к судье и доказать его вину. Состязательный, который сформировался в Англии и распространился по всему миру, – такой процесс двигается усилиями заявителя, но предполагается, что судья занимает отстранённую позицию, а решают всё присяжные. И инквизиционный. Он именно так и называется. Здесь процесс носит не состязательный характер, двигается не усилиями потерпевшей стороны, а специальными чиновниками. Илья отметил, что в современной России функционирует четвёртый тип уголовного процесса – смешанный...

Пытки при инквизиции, по словам лектора, были строго регламентированы, чтобы подследственный не умер во время процесса, иначе инквизитора ждали реальные неприятности. В этом смысле средневековая реальность очень сильно отличается от нашей, где пытки носят неофициальный характер, – сказал адвокат.

– У нас нет привычки к законности, и на это есть объективные причины. Законы пишут люди, и мы все знаем, что это за люди. Каждый из нас имеет случаи нарушения закона, и совесть никого за это не мучает. Как в Германии у нас не будет, да и в России сейчас система переходного типа, новый процессуальный кодекс приняли меньше двадцати лет назад, – отметил Илья Новиков.

Перед началом лекции автор «Дилетантских чтений» ответил на вопросы корреспондента сайта Ельцин Центра.

– Это первый ваш визит в Ельцин Центр?

– В последний раз я был в Екатеринбурге в 2013 или 2014 году, когда его ещё не было.

– Ваши впечатления?

– Отлично. Сделано очень продумано и хорошо. Я ожидал чего-то более скромного.

– Что запомнилось, по горячим следам?

– Зацепило то, что [в экспозиции представлены] какие-то отдельные предметы, которые я сам помню из своего детства. В 1991 году мне было 9 лет, и я уже что-то помню из этого времени. Лежат книжки, которые у меня были в то время, плакаты, которые я видел. Не какие-то исторические, из давнего времени вещи. Ощутил какое-то личное прикосновение. Это приятно.

– Что для вас 90-е? Может, вспомните что-то личное, связанное с тем временем?

– Личного, естественно, много, потому что в 90-е я рос. В 1991-м мне было девять, в 1999-м – семнадцать. В принципе, это все мои юные годы. Если говорить о том, что могло бы быть связано с темой Ельцин Центра, то я помню выборы 1996 года, на которых я ещё не мог голосовать, и выборы 2000 года, на которых уже мог. Отлично помню эти ролики, которые здесь крутятся как документ эпохи, карикатуры, куклы. Как оно было, так оно здесь и есть.

– Один из залов музея Ельцина посвящён конституционной реформе и референдуму 1993 года. Сейчас у нас тоже на повестке конституционная реформа. Давайте перекинем мостик из того времени к нынешнему. Во-первых, нужно ли менять Конституцию и если нужно, то какие вносить изменения? Во-вторых, насколько это необходимо и правомерно делать сейчас?

– Это разные вопросы, и я бы вообще не перекидывал мостик, потому что ситуации тогда и сейчас принципиально разные. Меня уже несколько раз просили прокомментировать новости о скоропалительной кампании по переписыванию Конституции, а я не знаю, как их комментировать. Я юрист, и к тому, чем занимаются юристы, всё это не имеет ни малейшего отношения...

Это вообще не то, что было в 1993-м. В 1993-м тоже сроки были сжатые, между расстрелом парламента (4 октября) и голосованием по Конституции (12 декабря) прошло чуть больше двух месяцев, но тем не менее. Конституции же пишутся по неким наработанным шаблонам, по некому опыту. И несмотря на определённое лукавство и заложенные в Конституцию рычаги, которые очень сильно сбивали баланс, она писалась и принималась тогда в понимании, что более-менее будет исполняться. С пониманием, что естественно, каждый заинтересованный будет пытаться тянуть в свою сторону, но по крайней мере некая средняя линия будет.

То, что делается сейчас, делается в понимании: сейчас будет переписано так, а если это в дальнейшем окажется неудобным, оно будет откинуто. Не будет исполнено. А процедура, которую нам предлагают, не имеет ничего общего с процедурой по изменению Конституции. Понятно, что, если окажется, что завтра что-то не так с референдумом, будет не референдум, а всенародное голосование в интернете. Или не всенародное. Или будет собран какой-то Земский собор, который что-то такое примет. Об этом невозможно рассуждать с точки зрения нормальных юридических понятий. Так что мостик я бы не перекидывал, это вещи совершенно разных эпох.

– Вы приехали в Екатеринбург с «Дилетантскими чтениями». Расскажите об этом проекте.

– Проект мне очень симпатичен. Декабрьский номер журнала «Дилетант» был про инквизицию, и журнал позвал говорить об этом не историка, а меня как юриста. С таким посылом: давайте обсудим инквизицию не как что-то, оставшееся в прошлом, а то, что от неё сохранилось и дожило до наших дней. Здесь есть, о чем поговорить. Масса вещей в уголовно-процессуальном кодексе не только России, но и Франции, и многих других стран континентальной Европы корнями уходят в те самые положения, которые были выработаны в рамках развития инквизиционного процесса, канонического права, внутреннего права Католической церкви и так далее. Это вполне живая тема. Первая часть разговора была на «Дилетантских чтениях» в декабре в Петербурге, а сегодня – вторая серия.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.