Пятничным вечером 8 июля биолог, сотрудник Сколтеха, автор статей и книг о животных и растениях Илья Гомыранов провёл экскурсию для тех, кто любит прогуливаться по Саду трав на набережной у Ельцин Центра в Екатеринбурге.
Сад трав, разбитый на набережной городского пруда между Ельцин Центром и Драмтеатром по проекту ландшафтных архитекторов Надежды Астаниной и Дениса Баташёва радует горожан цветением дикоросов второе лето. Шалфей, душица, ирис, чубушник, эхинацея, множество видов очитков, полыни, луговика — всего около шестидесяти видов растений расположились на пятнадцати сотках вдоль центральной аллеи. Каждое из этих растений не только издавна используется в медицине, с каждым связано множество легенд и биологических загадок. Участник более тридцати биологических экспедиций в различные регионы России и мира, постоянный̆ эксперт программ на российском радио и телевидении предложил горожанам прогуляться по аллеям Сада трав и осмысленно взглянуть на мир растений, чтобы узнать секреты наших соседей по планете.
Илья рассказал, что Сад трав у Ельцин Центра отсылает нас более к прованским регионам и природным ландшафтам, чем к традиционным садам, таким как регулярные парки, в которых мы видим выстриженные розы, ровные дорожки, как это было модно в советское время. Сегодня вся садовая культура отходит от ровных ухоженных дорог и пытается воссоздать что-то очень природное. Обычно такие сады изобилуют злаками и большим количеством зелёных трав.
— Мы видим слева от нас замечательные высокие сортовые щучки. Они образуют большое количество зелени. Это один из злаков, который не вызывает аллергии. Щучка мало пылит, что, конечно, удобно для озеленения. Она хорошо растёт, даёт много листьев, не повреждается насекомыми, так как у неё очень жёсткие листья. Скот её тоже не любит есть. А люди используют издавна потому, что она тёплая. В виде сена лист не расслаивается, плохо изнашивается — его использовали как тёплую подкладку, как стельку, которую подкладывали в ботинки. Некоторые племена до сих пор используют щучку, подкладывая листья в свою обувь, рассказал лектор.
Он обратил внимание экскурсантов на растение с пильчатыми листьями и бордовыми цветами. У него весьма характерное название — кровохлёбка. Лекарственное за счёт своих свойств, оно обладает хорошими кровоостанавливающими свойствами. Чтобы останавливать кровотечения, используется порошок корней и соцветий.
Группа останавливается возле растения, над фиолетовыми цветами которого летает огромное количество насекомых. Это — котовник. В Саду трав его несколько видов. Название своё он получил, привлекая кошек ярким, резким запахом, похожим на смесь лимона и мяты. Листья котовника можно добавлять в чай или использовать в виде специй. Запах котовника похож на запах мелиссы. Она из того же семейства, но кошек почему-то не привлекает. Резким запахом котовник отпугивает насекомых. Листья котовника никто не ест. В них есть фермент, который привлекает кошек, но при этом избирательно действует на рецепторы насекомых — они теряют ориентацию, перестают чувствовать запахи, поэтому не грызут листья котовника. Вещество аналогично известному нам с детства ДЭТА, которое отпугивает насекомых. В 40-е годы прошлого столетия по этому поводу даже велись серьёзные исследования. Скажем, комар-кусака нас никак не беспокоил до последнего времени, однако совсем недавно появился в Сочи. В мире же он известен тем, что переносит жёлтую лихорадку. А котовник — одно из растений, которое помогает избавляться от комаров.
На кошек котовник, действительно, оказывает наркотический эффект: они об него трутся, поедают листья, которые действуют на них в течении 15 минут. Причём действует это растение на всех кошачьих. Илья рассказал, что эксперименты проводились на львах, — они делают то же самое, что и наши домашние кошки. Котовник относится к семейству бобовых-губоцветных. Он очень нектароносный — вот и сейчас около него вьётся огромное количество пчёл. В Саду трав представлено несколько видов котовника, и все они внешне очень разные.
Илья сделал экскурс в раздел ботаники, который изучает рудеральную флору (это сорные растения, растущие на мусорных свалках и вдоль дорог): крапиву, кипрей, лопухи, малину. Обычно скопление этих растений говорит о том, что место было изменено человеком, что нарушен природный баланс. В такой почве много азота, а растения любят азот — он необходим им, чтобы наращивать зелёную массу. Однако в больших количествах он начинает пагубно влиять на растения.
На помойках, заброшенных и заросших местах вырастает ограниченный круг растений, в том числе иван-чай узколистный, или кипрей. Растение используется как чай, но только после ферментации листьев. В свежем виде они сильно горчат.
— Мы с вами подходим к лилейнику. С латинского языка переводится как «цветущий один день». Действительно, соцветие держится один день. Распространено на Сахалине, Курильских островах, в Японии и Корее. Туристы видят в этих регионах много интересных растений и привозят их в наши широты. Сооружались целые экспедиции по контрабанде растений. Екатерина II, например, очень увлекалась цветоводством. Ей преподносили редкие, экзотические растения в дар. Лилейник появился в нашей культуре в XVII веке. Встречается жёлтый, оранжевый, реже белый. В Японии и Корее используют в пищу бутоны и корневища лилейника. Они довольно ярко цветут. Растение относится к семейству сложноцветных, пояснил экскурсовод.
Следующая остановка — у полыни Стеллера. Привезена с Дальнего Востока. Она традиционно росла на Курилах, Сахалине и названа в честь того же человека, что и Стеллерова корова. Георг Вильгельм Стеллер — немецкий врач, путешественник и учёный-естествоиспытатель, работавший в Санкт-Петербургской академии наук.
Полыни обладают приятным резким запахом, который также нужен для того, чтобы не привлекать, а отпугивать насекомых. Люди традиционно используют полынь именно как средство, отгоняющее насекомых. Даже сухая, она долго сохраняет запах. Многие полыни обладают лекарственными свойствами. Некоторые сорта используются для создания крепких напитков. Есть специальная абсентная полынь, из которой делают известный всем абсент.
— Хочу вам показать ещё один сорт котовника, — продолжает Илья. — Обратите внимание, что опыляют его пчёлы и шмели. Другие насекомые держатся на расстоянии. Растение семейства яснотковых имеет длинную трубочку и нижнюю губу из лепестка. Эта нижняя губа — как посадочная площадка для пчёл. Они запускают свой хоботок в тычинки, склоняют их, пытаясь добраться до нектара, и пыльца оказывается у них на брюшке. Они перелетают на следующий цветок, потом на следующий — так происходит опыление. Но есть насекомые-воришки, — шутит рассказчик. — В основном это жуки, которые прогрызают дырочку в цветке, выпивают нектар, но не опыляют цветок.
По ходу движения экскурсии, справа от центральной аллеи — герань. Это не та герань, поясняет лектор, что мы привыкли видеть в наших домах. Оказывается, на наших подоконниках растёт южноафриканское растение пеларгония. Горные склоны Кейптауна густо ею заселены.
В Саду трав мы видим настоящую герань, из рода гераниум. Переводится как «клюв журавля». Если рассмотреть плоды в отцветших соцветиях, то они и правда похожи на клювы птиц. Цветы и листья герани также похожи на растение, которое распространено в центральной полосе России, — черёмуху Маака, названную в честь российского естествоиспытателя. Его именем названы многие виды флоры Дальнего Востока.
Черёмухой Маака растение назвал другой ботаник — Франц Иванович Рупрехт, российский ботаник австрийского происхождения. Он сыграл огромную роль в становлении ботаники в нашей стране, описал множество растений в самых разных регионах. Объездил Байкал и Дальний Восток, собрал значительную коллекцию гербариев. И вот со всем этим собранием его пригласили на работу в Россию, где он сначала стал ассистентом директора Ботанического сада в Санкт-Петербурге, а со временем и его директором. Рупрехт привёз громадную коллекцию семян с Дальнего Востока. Пытался их интродуцировать на территории Ботанического сада, в том числе и эту замечательную черёмуху. Она стала очень модной сначала в европейских странах, а потом вернулась в Россию и до сих пор очень популярна.
— Давайте вернёмся к кустам пузыреплодника, — предлагает Илья. — Я хочу вам рассказать не только про растения, но и про насекомых. Сейчас вы видите большое количество тли, которая сидит на ветках. Там же копошатся муравьи. Обратите внимание на этот процесс. Муравьи — глубоко социальные насекомые. У них есть царица. Вокруг неё — бесплодные особи. Всю жизнь она неустанно откладывает яйца, а всё остальное делают её бесплодные дочки. У муравьёв сложное социальное устройство. Есть рабочие и няньки. Есть даже рабы – их выращивают целенаправленно рабочими муравьями из личинок, украденных в соседних муравейниках.
Муравьи добывают и обмениваются продуктами, стройматериалами. У них есть свои маршруты. Эти тропы никогда не смешиваются. Что любопытно, муравьи доят тлю, как мы доим коров. Тля пьёт нектар, все продукты её жизнедеятельности становятся сладкими. Чтобы тля выделяла сладкие капельки, муравьи щекочут усами ей брюшко и собирают эти капельки. Доставляют их в муравейник и кормят своих личинок этим сладким углеводным сиропом. Но есть ещё и божьи коровки — страшные хищники, которых используют в борьбе против тли. Муравьи воюют с божьими коровками и всячески охраняют свою тлю. Если случается дождь, который для тли может оказаться смертельным, муравьи переносят своих «коров» в муравейник. Потом возвращают обратно, чтобы они паслись и накапливали сладкий сироп.
Илья Гомыранов в своей экскурсии отдельно остановился на тех кустарниках и деревьях, среди которых расположился Сад трав. Они тоже часть ландшафта. Например, яблони. Их родина — современный Казахстан и Средняя Азия. В Европу они были завезены, и первой страной, которая начала культивировать яблони, была Греция. Древнегреческие учёные упоминали тридцать шесть сортов яблок. Сегодня их насчитывается несколько сотен, многие из которых по-прежнему теплолюбивы. Ближайший родственник яблони — роза. Обе из семейства розоцветных и, соответственно, тоже теплолюбивых. Но есть уже и морозоустойчивые сорта, которые выращиваются на Урале и в Сибири. Бабушка Ильи была родом из Сибири. Когда после войны она переехала в среднюю полосу, то засадила весь сад яблонями, потому что в её детстве яблок не было.
На пути экскурсантов оказывается лиственница. Это единственное дерево, подчёркивает лектор, из которого можно строить, не высушивая его. Доски из лиственницы после высыхания не деформируются, а становятся ещё более плотными. Если забить гвоздь в лиственницу, то вытащить его оттуда уже невозможно. Кроме того, лиственница — это очень дорогая древесина, и остаётся такой по сей день. Даже не из-за своих свойств, а потому что её очень сложно транспортировать: лес часто сплавляют по рекам, а лиственница настолько плотная, что при погружении сразу же тонет в воде.
Ещё одно дерево из семейства розоцветных, которое оказалось на пути у экскурсантов, — это рябина обыкновенная. У неё красивые сочные ягоды, и люди всегда стремились использовать их в кулинарии. Но рябина очень горькая, и сладкие сорта долго не могли вывести, пока не нашли в XVII веке в горах Германии так называемые моравские сорта, у которых плоды были очень сладкие. В Германии стали делать из неё настойки и десерты. Потом сладкие сорта нашлись и у нас во Владимирской области, в городе Юрьев-Польский, — так называемые невежинские сорта, которые потом стали называться нежинскими. Селекцией рябины активно занимался Мичурин. Сейчас выведено большое число сортов рябины с разным размером ягод и разной сладости. Её активно используют в настойках и мармеладах.
— Обратите внимание, сколько здесь воробьёв. Мне это радостно видеть после Москвы, потому что их там стало очень-очень мало. Это связано с тем, что газоны активно стригут, насекомые исчезают — и падает численность воробьёв, — рассказывает Илья.
Справа от центральной аллеи цветёт липа мелколистная. Сортов лип очень много, и все они растут в тропическом климате. Эта липа — своеобразный отщепенец. Она осталась на территории России со времён до третичного оледенения. Когда пришёл ледник, многие растения поменяли свой ареал и уже не вернулись. Наша липа осталась, сохраняя все признаки тропического растения. Обычно липы цветут мелко, рано, опыляются ветром. То же самое делают клёны и дубы. Наша липа цветёт поздно. В Москве она отцвела уже недели полторы назад. У вас она находится в самом цвету. Цветки неожиданно крупные, ароматные, и опыляются они не ветром, а насекомыми. Липа — одно из самых высоких деревьев, поэтому традиционно используется в усадьбах для создания аллей. Липа — отличный медонос с мягкой древесиной, резать по ней легко. Отсюда выражение «липовая печать» — ее вырезали буквально на несколько раз.
Следующий пункт остановки — ирис сибирский. Это не один вид, а несколько, и сейчас в культуре используются в основном гибриды. Есть много разных сортов, но все они в основном фиолетовые или жёлтые. Не получается вывести чистый красный цвет или чистый розовый — к ним всегда подмешивается синий пигмент.
Рядом — растение с нежными розовыми цветами, похожее на котовник, но известное всем как орегано. Используется в кулинарии при приготовлении салатов и горячих блюд. Наши бабушки и мамы также активно использовали его. Просто мы не знали, что орегано — это наша привычная душица.
Ещё одно удивительное растение, о котором рассказывает Илья, — сирень виргинская. Чуть подальше у Ельцин Центра можно увидеть сирень обыкновенную. Сирень виргинская более морозоустойчивая и позднецветущая, не такая ароматная и не с такими красивыми соцветьями, но в силу своей устойчивости часто используется в озеленении.
— История сирени плотно связана с историей России и Советского Союза. Традиционно сорта сирени выводили в Англии, там их около пятисот сортов. Советская сирень прославилась благодаря человеку по фамилии Колесников. У вас здесь высажен выведенный им сорт «красавица Москвы», но, на мой взгляд, — признаётся экскурсовод, — гораздо интереснее и больше ценится его сорт «Галина Уланова». Советское правительство подарило этот сорт правящей королеве Елизавете II. Колесников не был ботаником, он был автомехаником и профессиональным водителем. Но был очарован красотой сирени и занялся выведением новых сортов. Познакомился с ботаниками, стал приобретать интересные сорта. Всё это он проделывал в доме своих родителей в столичном районе Сокол. И когда его сад разросся, советская власть уже не могла не признать его успехи. Район Сокол застраивался новыми домами, но на месте садового участка Колесникова образовали парк. Колесников переехал в Подмосковье и снова организовал сад. Сегодня он называется Сиреневый сад. Коллекция Колесникова была частично утеряна, некоторые сорта исчезли после его смерти. Но знаковые сорта до сих пор широко используются в культуре.
По периметру Сада трав можно встретить берёзу — традиционное дерево северного климата. Она распространена в суровых местах обитания, таких как Аляска, Северная Америка, Камчатка, северные регионы России. А вот южнее берёзу уже не встретишь. Близ Ельцин Центра растёт берёза повислая или бородавчатая — два вида, которые мало отличаются друг от друга. Берёза в славянской культуре играла большую роль, была символом невинности. Из неё плели девушкам венки. Также это было дерево скорби. Повисшие ветки напоминали о грустных событиях. Из славянской языческой культуры берёза благополучно перекочевала в христианскую культуру. Сегодня на праздник Троицы верующие украшают церковь берёзовыми ветками. Из берёзы получают белые пигменты, что очень необычно, так как белых пигментов в природе не так много. Берёза — дерево мягкое. Кора используется для поделок и долгое время служила материалом для письма — все мы помним о берестяных грамотах.
Здесь же на берегу пруда, в непосредственной близости от Сада трав и именных скамеек можно встретить иву. Кажется, что ивы стригут, но на самом деле их крона сама по себе обладает привлекательной шарообразой формой. Биологам ива интересна с фармацевтической точки зрения. На латыни она называется Sálix и содержит салициловую кислоту, которая обладает жаропонижающим свойством. Многие дикие животные используют ветки ивы для того же, что и мы. Кролики с удовольствием подгрызают ветки ив и получают необходимую при воспалениях салициловую кислоту. Люди издревле использовали ивовые ветви для плетения корзин, потому что они очень гибкие и прочные. Также ива известна тем, что из неё изготавливали розги.
Следующее растение, которое использовалось в ландшафтах царских усадеб, а сегодня перекочевало на городской газон, — это дёрен белый. Он хорошо растёт, хорошо поддаётся стрижке. С ним связана замечательная легенда: обитатели неба однажды пытались поделить ягоды, самым хитрым был шайтан, который обратился к богу с просьбой помочь ему. Аллах сказал: «Выбирай!». И шайтан выбрал дёрен, потому что у него у первого появлялись ягоды. Но оказалось, что ягоды дёрна очень горькие, и никто их на базаре не покупал. Шайтан отказался от дёрна, и люди посмеялись над ним, потому что знали, что ягоды дёрна после заморозков становятся сладкими, и их собирают не первыми, а последними. Так дёрен прозвали шайтановым кустом. Есть поверье, что часть распятия Христа была сделана из близкого родственника дёрна, которого много росло вокруг Иерусалима в те времена. С тех пор Израиль окружает пустыня.
Экскурсия по Саду трав
Видео: Александр Поляков
Экскурсанты не могли пройти мимо гортензии метельчатой, которая очень красиво цветёт вокруг Ельцин Центра. Ее родина — Япония. Гортензия — растение поистине царское, редкое, красивое. Сейчас оно всё чаще становится общедоступным. Гортензия красиво цветёт, и ее цветы за время цветения способны меняться от белого к розовому или от белого к нежно-зелёному. Таким образом гортензия подаёт сигнал насекомым — «нектара нет», поживиться здесь нечем.
Завершает экскурсию по Саду трав клён остролистный, который сегодня очень распространён и образует широколиственные леса и парки. Растение является мёртво-покровным. Из-за плотной кроны под деревом практически нет света, под ним ничего не растёт. Все растения в кленовых лесах цветут только ранней весной, когда крона ещё не стала плотной.
Рядом — клён американский. Он появился у нас после Второй мировой войны. Быстро растет — за пятнадцать лет из саженца вырастает во взрослое дерево. Но именно из-за быстрого роста дерево обладает слабой древесиной и легко подвержено любым повреждениям. В отличие от дубов, которые живут до тысячи лет, или тех же лип, которые живут до пятисот лет, или берёз, которые живут более ста лет, клёны живут не больше пятидесяти. К этому возрасту они становятся совсем хрупкими и легко обламываются при любом, даже не очень сильном ветре. Такое дерево срубают и на его месте оставляют более молодой побег, который вырастает во взрослое дерево. У клёна хорошая корневая система, и он вытесняет все виды, которые живут рядом с ним. Клёны быстро разрастаются в городском пространстве, но не очень хороши для озеленения, потому что и желтеют одними из первых, и первыми сбрасывают листву. Сейчас разрабатываются программы для замены клёнов в городском пространстве на другие, более устойчивые виды деревьев.
По окончании экскурсии гость Ельцин Центра ответил на вопросы экскурсантов и присоединившихся к ним горожан.