Игорь Яковенко: СССР был нежизнеспособен

20 февраля 2018 г.Анна Матюхина
Игорь Яковенко: СССР был нежизнеспособен

В Ельцин Центре в Екатеринбурге со 2 по 9 февраля прошел уникальный цикл лекций культуролога, историка, политолога, профессора РГГУ Игоря Яковенко «Теория локальных цивилизаций».

– Суть теории локальных цивилизаций в том, что на Земле, начиная с момента возникновения цивилизации и, очевидно, до конца бытия человечества одновременно сосуществуют восемь или девять локальных цивилизаций, – рассказал Игорь Яковенко в интервью для сайта Президентского центра Б.Н. Ельцина. – Они будут взаимодействовать и конкурировать, а благодаря их взаимодействию и конкуренции человечество продолжит свое развитие.

– Какое место в этом цивилизационном раскладе занимает Россия? Вы писали, что она часть восточноевропейской цивилизации.

– Есть одна тонкость: восточноевропейская цивилизация повернулась лицом на Запад. При этом нельзя сказать, что это происходит легко: та же Греция живет за счет средств общего рынка, хочет, чтобы ей платили больше, но не стремится меняться. Однако есть историческая логика, которая вынудит ее развиваться.

– Между тем, по мнению ряда исследователей, после краха Советского Союза и утраты гегемонии марксистско-ленинской теории, определившей мировоззрение не одного поколения, в России так и не сформировалось общее для большинства альтернативное понимание истории. Какие изменения в самоидентификации россиян все же произошли?

– Борис Ельцин ввел в употребление слово «россияне», потом Глеб Павловский включил в обиход выражение «лихие 90-е», возникла также идея континуитета, которая предполагает, что всё – наша история, включая, к примеру, и Николая I, и Ежова. Все же идентичность подразумевает четкое представление о пространстве и о будущем. Но этого пока нет. Происходит чудовищная мифологизация истории.

– Что в этом контексте представляли собой 90-е?

– Это был период ожиданий, непонимания того, что будет завтра. Самое главное, Россия попала в ситуацию, к которой она была не готова. Кто, кроме Анатолия Чубайса и Егора Гайдара, понимали хоть что-то в экономике? Представьте, что, допустим, человек пытается судить о том, что такое жизнь, только по литературе и не имея опыта. Понятно, что он будет иметь представление о мистифицированной жизни. В Советском Союзе в мировой экономике что-то понимали люди, работающие во Внешторгбанке, они играли на биржах, обращались с акциями. Анатолий Чубайс и Егор Гайдар были дельными, молодыми и амбициозными. Кроме того, в мире не существовало теории того, как коммунистическую страну можно поместить в глобальное пространство. В той же Польше 1989 года жили поколения людей, которые помнили жизнь «до того», было то, что мы называли НЭПом, были предприниматели, а в Советском Союзе это было выдавлено. Существовали цеховики, которых было очень мало, и спекулянты, которых по пальцам можно было пересчитать.

– Был Березовский.

– Я учился с Борисом Березовским в Московском лесотехническом институте. Он – на факультете электроники и вычислительно-решающей техники, а я на механическом. Институт находился на станции «Строитель», и мы ездили туда из Москвы на электричке 20–25 минут. По дороге мы общались. После окончания учебы наши связи прервались, а потом я увидел его уже по телевизору. В институте он был талантливым, способным мальчиком из хорошей семьи.

Лекция Игоря Яковенко

Видео: Александр Мехоношин

– Почему распалась советская империя?

– Потому что это была нежизнеспособная система, которая должна была рухнуть. Реформироваться она не могла, как динозавр не может стать млекопитающим, а паровоз не может стать электровозом. Эта империя себя пережила, а в ХХ веке она разрушалась дважды, в первый раз большевики попробовали собрать ее, во второй империя рассыпалась окончательно. Сказка о Буратино, как известно, была переведена на русский язык с итальянского. И вот лет десять назад я провел эксперимент: спросил у студентов, что сделал папа Карло, когда решил отправить Буратино в школу? Они сказали: купил рюкзак, учебники. А потом, когда Буратино пошел в школу, то что он сделал? Они говорят: купил билет в цирк. Но все было по-другому. Папа Карло продал на рынке свою тужурку и на вырученные деньги купил Буратино рюкзак и учебники. А потом Буратино увидел цирк, продал рюкзак и учебники и на вырученные деньги купил билет в цирк. Эта сказка создавалась для итальянских детей, которые жили в классовом обществе и знали, что за все нужно платить. А советский человек, который 70 лет прожил в обществе, где не было денег, так не мыслил.

– Поэтому были люди, которые легко доверились той же компании «МММ»?

– Помните наперсточников? Я их прекрасно помню. Нужно понимать, что переход к новой экономике был огромным экзистенциальным скачком и потрясением, и масса людей по своей природе была не способна вписаться в новую реальность. Какие жизненные сценарии могли возникнуть у парня, который, к примеру, жил в рабочей семье в поселке около градообразующего предприятия? Он учился до седьмого класса, потом работал на заводе до пенсии. А потом Советский Союз развалился, завод закрылся. И что стал делать этот молодой человек? Как вариант: разворовывать медные детали на заводе, сдавать их на пункт цветных металлов и пропивать эти деньги. В таких ситуациях происходит разделение: значительная часть людей сваливаются в «исторический шлам», а часть людей, которая в силу своих личностных особенностей и моральных характеристик могут действовать, поднимается. Основная часть людей живут по инерции, рутинно, обживая территорию.

– Что значила для российской истории знаковая дата 1918 год, символ Гражданской войны?

– 1918 год – разгон Государственной думы и расстрел демонстрации, которая вышла в Петрограде в ее защиту. Большевики показали, чего именно от них можно ожидать. Одновременно на белой гвардии висел груз тупикового исторического прошлого. Когда большевики говорили о праве наций на самоопределение, это не означало предоставления этого права в реальности – они его просто продекларировали. Но если большевики обещали землю крестьянам и заводы рабочим, то что обещали народу белые? Вопрос риторический.

– Предложить крестьянам землю – это был своего рода подкуп избирателя.

– Уходящие средневековые сословия, как правило, не умеют видеть мир адекватно, в качестве примера можно привести Австро-Венгрию. Но вернемся в Российскую империю. Юденич, если бы он пошел на соглашение с финнами, мог бы взять Петроград. Но Юденич мыслил имперскими категориями, а Ленин был реалистом и прагматиком. Фанатиком, конечно, но ситуацию понимал безукоризненно. Что примечательно, когда начиналась Первая мировая война, то хотели разрушить Османскую империю, Австро-Венгерскую и Германскую. Но почему эти империи должны были пасть, а Российская сохраниться? Это вне исторической логики. Когда Александру III доложили, что в одной из северных губерний количество грамотных ничтожно, он наложил резолюцию: «И слава Богу!». Получалось, что династия Романовых стояла на пути модернизации, а модернизация была залогом самосохранения. И грамотность – один из ее базовых элементов. Большевики прекрасно понимали, что борьба за мировое господство требует всеобщей грамотности, а их политические противники – нет. При этом, когда общество заходит в тупик, происходит и деградация элиты, это закономерно.

– В своих работах вы рассказываете о советской дихотомии «хороший Ленин – плохой Сталин». Как она возникла?

– В рамках идеологии шестидесятников, которые считали, что социалистические идеи прекрасны, но когда они воплощаются, то проникаются злом мира и превращаются в свою противоположность. Поэтому хороший Ленин и плохой Сталин.

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.