Хакатон «Технологическое искусство»: взгляд из прошлого в будущее

1 ноября 2023 г.Татьяна Филиппова
Хакатон «Технологическое искусство»: взгляд из прошлого в будущее

В третий раз в Зале Свободы в Музее Ельцина в Екатеринбурге 20 октября прошло награждение победителей хакатона «Технологическое искусство» в совместном проекте музея и детского технопарка «Кванториум».

В год 300-летия Екатеринбурга организаторы предложили участникам хакатона обратиться к истории города, его прошлому и будущему, показать, как менялся город и его жители, рассказать об исторических событиях и городских достопримечательностях. Важная задача для участников состояла в том, чтобы уловить и показать изменения, которые переживал город от века к веку в течение трёхсот лет.

Хакатон (от английского hackathon = hacker + marathon) — как раз тот формат соревнований, который позволяет выполнить поставленную задачу за определённый период времени. Участие в хакатоне помогает школьникам получить представление о современных профессиях и возможностях нейросетей, развить коммуникативные навыки, креативное мышление, обрести опыт командного взаимодействия.

Наиболее сложная задача, от которой зависит успех проекта, — составить правильный запрос для нейросети, который помог бы выявить изменения, происходящие в Екатеринбурге, обозначить тенденции и векторы развития.

Директор Музея Бориса Ельцина Анна Бородулина поздравила победителей хакатона и их наставников.

— Ребята, я посмотрела ваши стенды и так увлеклась, что опоздала на встречу. Вы большие молодцы, и это действительно очень круто. Фантазии вашей нет границ. Особенно поразили виды города XVIII века. Классно, что вы работали с нейросетью и у вас всё получилось. Мы тоже работаем с этой технологией, наши дизайнеры используют нейросеть для воплощения музейных проектов, но, рассматривая ваши «живые картины», я поняла, что нам есть чему у вас поучиться. И может быть, мы что-то возьмём на вооружение из того, что придумали вы. Лично меня впечатлил проект Ельцин Центра в 2100 году. С удовольствием бы поработала в этом здании.

Анна пожелала всем участникам хакатона «Технологическое искусство» не бросать своё увлечение, создавать новые музейные, библиотечные, художественные технологии при помощи нейросети, чтобы делать эти культурные институции более доступными и привлекательными.

В соревнованиях 2023 года приняло участие пятьдесят школьников от 11 до 17 лет. В Ельцин Центр они прибыли из Владимира, Екатеринбурга, Краснотурьинска, Новоуральска, Омутнинска, Первоуральска, Тюмени, Уфы и Югорска. В течение трёх дней ребята разрабатывали AR-приложения, посвящённые истории Екатеринбурга, создавали AR-викторины и оживляли картины города, применяя различные технологии.

Технология дополненной реальности (AR) позволила использовать мобильные устройства, чтобы встраивать цифровой контент в реальный мир. Они, в отличие от виртуальной реальности (VR), не требуют подключения гарнитур, очков и другого дополнительного оборудования.

В день защиты проектов девятнадцать команд разместили на стендах в Зале Свободы свои проекты — визуальное воплощение архитектурных объектов, скверов и парков, зон отдыха, фонтанов и искусственных водоёмов, скульптур и памятников, идеально встроенных в ландшафт и инфраструктуру города. Так, Ельцин Центр будущего расположился не в здании, а в масштабном памятнике первому президенту России.

Анализируя проекты хакатона, можно с уверенностью сказать, что его участники хотели бы видеть город будущего зелёным, солнечным, устремлённым вверх и насыщенным водной стихией.

Члены жюри и наставники в случайном порядке подходили к участникам, задавали вопросы и тестировали их приложения. В жюри вошли опытные эксперты: руководитель фестиваля гик-культуры* «ГикКон» Сергей Сивопляс; наставник VR/AR-квантума детского технопарка «Кванториум. Екатеринбург» Дарья Исакова; научный сотрудник отдела музейной педагогики Музея первого президента России Б. Н. Ельцина Роман Сырчин. За защитой проектов наблюдали представители научных кластеров Сбера и Сколтеха, директор Дворца молодёжи Александр Слизько и его заместитель Василий Федоров.

В треке «Живые картины» участвовали школьники 11–13 лет. Первое место заняла команда из Уфы — Ufa23: Дана Кипчакбаева, Матвей Долбиев, Альберт Кудояров. Их поддерживали наставники Республиканского детского технопарка «Кванториум. Уфа» Оксана Остапчук и Дарья Фахретдинова.

В своем проекте они показали формирование Екатеринбурга, его исторического центра — создание Монетного двора и постройку Сибирского тракта. Через «ожившие картины» они продемонстрировали, как менялся внешний вид города.

— Наш проект «Екатеринбург: что было, есть и будет» помогает сделать изучение истории города максимально лёгким. Приложение сделано в российской программе EV Toolbox. В создании картин мы использовали нейросеть Kandinsky от Сбера. Для видео мы использовали LeiaPix и Gen-2. Для озвучки — TEXTTOSPEECH. Самым сложным стало создание программы и генерация необходимых изображений. Мы перепробовали множество запросов, чтобы нейросеть смогла правильно «оживить» знаковые объекты города. Иногда получалось очень смешно. Планируем и дальше работать над проектом, доработать его, довести до совершенства: сделать громче озвучку, добавить больше исторических моментов и открыть доступ для Android, — рассказали участники проекта.

Второе место заняла команда из Новоуральска «Ловим вайб»: Александр Лыкосов, Ксения Канонерова, Эвелина Широбокова. Их поддерживала наставник детского технопарка «Кванториум. Новоуральск» Светлана Пупкова. Третье место завоевала команда из Первоуральска «Человеки»: Анна Полушева и Вячеслав Глазунов. Их поддерживал наставник детского технопарка «Кванториум. Первоуральск» Даниил Аверин.

В треке «AR-викторина» участвовали школьники 14-17 лет. Первое место заняла команда из Первоуральска Corp.Kaktus: Егор Лубнин, Марина Шварцман и Станислав Шварцман. Победу с ними разделил наставник детского технопарка «Кванториум. Первоуральск» Даниил Аверин.

В «Кванториуме» Первоуральска ребята осваивают сразу несколько направлений — промышленный дизайн, VR и информационные технологии. В работе над проектом им пригодились полученные на занятиях знания: разработка под Unity, программирование на языке С#, нейросети, рисование и презентации проектов.

— Мы решили дополнить AR-викторину сторителлингом. У нас есть разные персонажи, которые ведут диалоги между собой. Всё построено на ассоциациях, чтобы ребёнок, который будет отвечать на вопросы, понимал, зачем ему нужны эти знания. Мы уверены, что давно пора использовать современные технологии в музеях, на уроках истории в школе, но при этом вкладывать в свои проекты душу, эмоции, чтобы детям было интересно, — пояснили участники команды-победительницы.

Второе место заняла команда из Владимира Error33: Данила Иванов и Максим Панюшин. За них «болел» наставник детского технопарка «Кванториум-33» Максим Кочетков. Третье место заняла команда из Югорска RitterSport707: Светлана Дмитрик и Игорь Кулаков. Поддерживала подопечных наставник ресурсного центра детского технопарка «Кванториум. Югорск» Алёна Федорик.

Руководитель отдела музейной педагогики Музея Ельцина Екатерина Трапезникова, комментируя результаты конкурса, подчеркнула, что хакатон способствует развитию технических компетенций, изучению связей истории, искусства и новых технологий. В том числе в формате дополненной реальности (AR).

— Мы хотели, чтобы они со своим свежим взглядом проанализировали музейное пространство и предложили новые, интересные решения. Кроме того, исследуя этот опыт, нам хотелось бы привлечь школьную аудиторию в музей не только на уроки истории, но и заинтересовать их новыми технологиями и современными решениями.

Участники хакатона детально изучали экспозицию Музея Бориса Ельцина и провели в ней не один час. Они высоко оценили его технологическую оснащённость. Знакомство с новыми музейными технологиями помогло им в реализации собственных проектов.

*гик-культура — совокупность молодежных субкультур информационного общества, отличительной особенностью которых является увлечённость виртуальными мирами, что становится существенной особенностью образа жизни её последователей и их самоидентификации.

Другие новости

Конференции

Программа Всероссийской научно-практической конференции «1990-е: взгляд из XXI века»

Программа Всероссийской научно-практической конференции «1990-е: взгляд из XXI века»
22–24 ноября 2024 года в Музее первого президента России Б.Н. Ельцина в Екатеринбурге пройдет вторая Всероссийская научно-практическая конференция «1990-е: взгляд из XXI века».
12 ноября 2024 г.
Концерт

Балет на музыку не для сцены

Балет на музыку не для сцены
Специальный кинопоказ балета L.A.D. на музыку Леонида Десятникова увидели екатеринбуржцы в Ельцин Центре. Его представил пианист и друг композитора Алексей Гориболь 10 октября. Перед кинопоказом гост…
8 ноября 2024 г.
Образование

Музейный мир и его секреты — школьникам

Музейный мир и его секреты — школьникам
Музей Бориса Ельцина в Екатеринбурге 21 октября собрал в своих стенах на занятие по музейному делу активистов школьных музеев Свердловской области. Ребята смогли посмотреть на экспозицию глазами профе…
7 ноября 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.