– Меня зовут дядя Гриша, Григорий Гладков, – композитор, автор и исполнитель своих песен, поднялся 24 марта на сцену кино-конференц-зала Ельцин Центра в своей знаменитой шляпе, с гитарой и мгновенно установил контакт с публикой.
Встреча началась с не менее знаменитого мультфильма Александра Татарского «Пластилиновая ворона», для которого Гладков написал музыку. И несмотря на главный призыв «…не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите там, где идёт строительство или подвешен груз…», все плясали и прыгали. Ведь на сцене, куда Дядя Гриша пригласил к себе всех без исключения детей, ни строительства, ни груза не наблюдалось.
– Это будет «ДЕТСКОтека». Танцуем. Прыгаем. Кто допрыгнет до потолка, тот получит велосипед, – Гладков призывно машет рукой в зал, – выходите на сцену все, у кого есть собаки. А теперь все, у кого кошки. А теперь все, у кого дома есть рыбки. Птички. Хомячки. Моль. Комары. Мухи.
На своих местах в зале остались только самые стеснительные. Остальные выскочили, хохотали, танцевали и прыгали до потолка. А Григорий Гладков пел. И дети ему подпевали. А самые смелые пробирались к микрофону. Вроде девочки Ани из Надыма, которая даже успела рассказать, что приехала в Екатеринбург делать операцию на глаза. Она прочитала собственные стихи.
Листики летают,
Осень наступает,
Листик полетел,
Спать захотел…
Взрослые тоже подключились и стали подпевать. Оказалось, что все без исключения прекрасно помнят все слова всех гладковских песен. И про Веру и Анфису. И про капитана Врунгеля. И даже про Спящую Красавицу из кинофильма «Сказки старого волшебника». Только с погодой и принцессой из мультфильма Эдуарда Назарова «Принцесса и людоед» немного запутались в тексте. Принцесса была ужасная? Погода была прекрасная? Или всё было наоборот? Но потом разобрались. И допели.
А мы спросили у Григория Гладкова, с каким мультфильмом у него ассоциируются 90-е?
– Это было время переформатирования всей жизни. И старые студии закончили существование. Их было собственно две – «Союзмультфильм» и творческое объединение «Экран», в котором я работал. Они конкурировали. К тому времени всё развалилось. Но возникли частные студии – например, «Кристмас Филмз». И, конечно, студия «Пилот», в создании которой я принимал участие, потому что её основал мой друг Александр Татарский, с которым мы делали «Пластилиновую ворону», «Падал прошлогодний снег», «В коробке с карандашами». И у Татарского возникла идея сделать свою студию. Зарегистрировали название. И первое помещение было в церкви – это была брошенная церковь. Мы её убрали, ремонтировали. Очень сложно с отоплением было. Потом церковь, конечно, забрали. Но батюшка, который заступил на службу в переходный период, был очень образованный. По-моему, даже актёр. ВГИК закончил. И нам очень повезло с ним. Мы не были сразу изгнаны, а переход был постепенный. И в кельях, и в алтаре была создана студия «Пилот». Потихоньку она поднималась из разрухи. А теперь у нас бум анимации. И сериалы, и авторские фильмы. Великолепные. А «Маша и медведь» вообще бьёт все рекорды. И кстати Татарский получал из рук Ельцина награду. Осталась фотография, где Борис Николаевич его награждает.
Григорий Гладков в Музее Ельцина
Видео: Александр Поляков
– И всё-таки с какой картиной ассоциируются 90-е?
– А не было ничего…
– Но вы же что-то делали?
– Мы начали с «Лифтов». («Лифт» – пятисерийный мультсериал, созданный на студии «Пилот» под руководством Александра Татарского. – Ред.). Потом была идея сделать «Деды разных Морозов», но так и не получилось. Мы пытались выживать. Просто выживать.
– Как сложилась ваша жизнь в эти годы?
– Меня спас детский жанр. Потому что я не выступал на вечерах и корпоративах, в ночных клубах. Хотя до Перестройки, наверное, я не считал, что я детский композитор. Это была часть моего творчества. А когда эти смутные времена пришли, то я полностью ушёл в детский жанр и стал выступать только перед детьми. Потому что моя мама была педагог, заведующая детскими яслями. Я рос в атмосфере детского жанра. Дома всегда были детские стихи, музыка, книги, сценарии. Я помогал маме на баяне. И, конечно, я с детства знал, кто такой Януш Корчак и про его подвиг. Как он шагнул в газовую камеру вместе с детьми. Двести детей с ним было (Януш Корчак – выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Автор книги «Как любить ребёнка» и других. Создатель Дома Сирот. Погиб в 1942 году в лагере смерти в Треблинке, войдя в газовую камеру вместе со своими подопечными. – Ред.). И одна из моих причин остаться в детском жанре была в том, что хлынул поток всякой мутной дряни. Скрипачи уходили в шиномонтажки, кто не успел уехать, ставили колёса на машины. Трубачи тоже, но для скрипачей пальцы особенно важны. И появился этот уголовный жанр «шансон». Хотя, шансон – это совсем другое. Муть эта вся пошла. Но, кстати, у меня было много концертов. От филармоний, потому что филармонии умирали медленнее. Я приеду на гастроли, выступлю. Закрою номер гостиницы – с женой закроемся. А вокруг к вечеру начинаются разборки, рэкет, жуть всякая. Спас меня детский жанр.
– Если делать мультфильм про 90-е, кто по-вашему мог бы стать героем этого мультфильма?
– Ни в коем случае не негодяи тех лет. А человек, который создавал позитивное, пытался сквозь дебри и трудности всё равно идти к свету. И всё равно такие люди победили в конце концов. Потому что мы вот сидим и смотрим с вами за окно. Какой там красивый Екатеринбург. Постепенно всё восстановилось и, в общем, страна жива, страна развивается. И вот именно эти люди – созидатели – они всегда и есть герои. Ну, кто это у нас? Офтальмолог Святослав Фёдоров. Когда я узнал, что он идёт в президенты, я обрадовался. И я думал, что народ проголосует только за него. Ничего подобного. Никто за него не голосовал. Он набрал мало голосов. Что было удивительно. Это, конечно академик Лихачёв. Лихачёв освящал нашу жизнь, потому что всегда старые, мудрые люди, на Востоке это аксакалы – они хранят мудрость, они прожили жизнь тяжёлую и сохранили себя. Они мудрецы. И каждый из них на вес золота.
– Вы сказали про Дмитрия Лихачёва и Святослава Фёдорова, а каким мог бы быть мультфильм про Бориса Ельцина?
– Ельцин и мультфильм, мне кажется, несовместимые вещи. Потому что мультипликация сделает его сразу карикатурным. Фильм можно, а вот мультфильм, я думаю, не стоит делать, рисовать. Потому что и так фигура спорная. Я лично с огромным уважением к нему отношусь. И если бы не он, всё бы так и ковыляло. Эта тина болотная затягивала и ничего бы не было. У меня есть брат двоюродный, он математик, доктор наук. И он мне говорил, что самое страшное – это пат – как в шахматах. Надо мат ставить. И Борис Николаевич поставил мат. А по-другому нельзя было. И, конечно, в этом его подвиг большой – что он взял и разрубил эту удавку на горле нашей страны. А дальше, что ж? От нас тоже многое зависело. От каждого. Я помню такой случай. Приехал американец. Это было начало 1992 года. Мы сидим за столом. И как-то стали жаловаться наши: ваты нет. Он радостно удивился. Потом говорят: чая нет. Он спрашивает: список большой? Большой. Записывает: вата, чай, пельмени. И с каждой позицией он светлел и радовался как ребёнок. И когда этот огромный список закончился – и ничего нет, он встал и говорит: какие вы счастливые. Я оторопел. А он говорит: это же бизнес! Можно делать бизнес! Где ещё такое есть? И делал бизнес.
– Как вам Музей Бориса Ельцина?
– Музей очень хороший. Мне понравился. Продуманный. Очень информативный. Много вещей раритетных и акценты правильно расставлены. Мне не хватило того, что не освещён детский жанр. Потому что настоящие герои России – это педагоги и врачи, особенно детские. Те, кто не оставил свою профессию и за гроши продолжал служить детям, обществу, стране. Учителя начальных классов. Учителя в школе. В основном это женщины. Вообще, герои у нас –женщины. Принято считать, что Герой России – это человек с автоматом в горячих точках. Ничего подобного. Они там, кстати, сейчас за деньги воюют. А эти бесплатно, можно сказать, остались с нашими детьми, которые дома сидели. И все эти «солдаты фортуны» – мужчины в очередной раз не прошли испытание. А женщины… Музыкальные руководители на расстроенных пианино остались с детьми, разучивали песенки детские. Нищенская зарплата была. Или работники театров. Ведь ни один театр не закрылся в смутное время. Только новые открылись. И это большой подвиг. Кино рухнуло. Из кинотеатров стали делать склады, клубы какие-то ночные. А театры – нет. Тоже за гроши люди остались в этой профессии. Вот они и есть герои нашего времени. Про них и фильмы надо делать. Тех, кто подбирал и подбирает животных. Самим-то есть было нечего. А они спасали и пристраивали. Потому что доброта спасёт мир. Достоевский сказал красота, но на самом деле доброта.
– На вашу личную жизнь экспозиция похожа?
– Вы знаете, нет. Я себя в этой выставке не ощутил. Ну, то есть, я ощутил время, в котором я жил, но моя судьба там не отражена. Детский жанр вообще никак не представлен. Нет ни детских писателей. Ни детских книг. Ни пластинок. А ведь тогда очень активно развивалась аудиозапись и издание книг. И это было очень важно. Потому что детское вещание рухнуло и это было огромным ударом по нам всем. Мы были самой детской страной. В магазинах, где книги и пластинки, самые первые стенды были детские. А тут всё детское было уничтожено. На телевидении уничтожены все программы. Осталась только «Спокойной ночи, малыши!», в которой я, к счастью, участвовал (Григорий Гладков был ведущим программы «Спокойной ночи, малыши!» в течение пяти лет. – Ред.). Но люди создали дома своё и радио, и телевидение, и библиотеки. Потому что студии аудиозаписи, которых было много, всё стали издавать. И благодаря им я даже попал в Книгу рекордов Гиннесса российскую за издание самого большого количества пластинок, кассет, дисков с песнями для детей. Очень много было таких фирм. Они выгребли у меня весь архив и издали. И огромное им спасибо, конечно. Вот Юрий Антонов до сих пор с пиратами воюет, его трясёт. А я нет. Я помню в Свердловской области приехал в Краснотурьинск и там в киоске увидел кассету свою. Обложка была чёрно-белая. И я очень обрадовался. Я подумал, что ради этого господь и подарил мне это дар – сочинять песни. Вот моя миссия в чём. Этот парень заработал три копейки на мне. Но он издал именно мою кассету. Значит, она имеет какую-то ценность. Купил чистую кассету, обложку скопировал, продаёт. Купит папа или мама. Принесут детям. Поставят. Будет радость для них. Какая борьба может быть? Божье предназначение таким образом распространилось. И в этот момент я был счастлив, если честно.
Завершилась встреча с Григорием Гладковым большим киносеансом. Дети вернулись на свои места, а шеф-редактор киностудии «Союзмультфильм», художественный руководитель Национальной анимационной премии «Икар», историк российской анимации Сергей Капков представил новые фильмы «Союзмультфильма» для детей: «А как наши космонавты», режиссёра Галины Голубевой, «Тип-топ» Аллы Вартанян; «Бельчонок и санки» Олеси Щукиной, «Петер Баас» Анастасии Жакулиной, «Виват, мушкетеры!» Антона Дьякова, «Хоботёнок», Екатерины Филипповой и «Мама Цапля» режиссёра Марины Карповой. И они понравились зрителям, кажется, не меньше старой доброй «Пластилиновой вороны».