Театральная платформа «В Центре» 22 апреля представила моноспектакль екатеринбургской актрисы Марины Гапченко по пьесе Ярославы Пулинович «Горбатая».
Главная героиня Светка – типичная представительница 90-х. Вырастив новое поколение своей семьи, она продолжает оставаться в том времени, жить по тем законам, не ропща и принимая все перипетии жизни под девизом «могло бы быть хуже».
Покладистая Светка, невредная, незлобивая, всепонимающая и всепрощающая, может быть, поэтому ей везёт – люди и обстоятельства разворачиваются к ней наилучшим образом. Достанься кому-то хоть десятая доля её хлопот и переживаний, он бы сломался, но Светка, как «перпетуум мобиле», всегда готова прийти на помощь, отодвигая своё личное счастье на потом.
Мизансцены спектакля предельно лаконичны. Весь спектакль Светка сидит за школьной партой и рассказывает зрителю свою жизнь. Иногда вскакивает от избытка чувств – этого добра в ней предостаточно. Иногда начинает потрошить свой старенький рюкзачок. Однако её нехитрые откровения держат в напряжении зрителя до самого конца.
Вот уже сказаны все слова, а зритель, как будто ждёт чего-то. Вероятно, хэппи-энда, которого Светка заслуживает, но его по определению не может быть. Хотя бы потому, что нет у Светки личной жизни. Не из-за горба, а потому, что она не может её себе позволить, ведь в её жизни есть другие, куда более важные заботы.
– Героиня Светки очень узнаваема. У каждого из нас есть такие родственники или знакомые «светки». Для меня Светка – это моя мама, это я, это несколько моих друзей и знакомых. Зачастую мы так же живём заботами чужих, не видя и не зная своих. Всё в дом, всё для семьи, всё для других. Ничего для себя. На себя ведь времени не остаётся совсем. И в этой суете «светки» не понимают (им даже некогда задуматься о том), что по-настоящему счастливыми близких можно сделать, если мы сами в первую очередь будем счастливы, – говорит о своей героине режиссёр-постановщик спектакля Екатерина Вяликова.
Марине Гапченко безусловно веришь и даже видишь горб, которого у актрисы, конечно, нет. А как ему не появиться, если Светка тащит всех на своём горбу. Кстати, это любопытное разночтение. У Пулинович Светка – дородная баба, мечтающая похудеть. Марина Гапченко – хрупкая, изящная, но чувствуется в ней крепкая, светкина косточка, которая при любой погоде устоит. В то время, как домочадцы рыдают или пускают слюни, она повторяет как мантру: «Мы ж семья, справимся! Своим как не помочь?»
Из реалий 90-х – полный набор: бандиты, наркотики, голод и нищета, тотальное пьянство, съёмные углы, шальные деньги, беспредел на улицах, работа в «людях», обречённость от того, что государство не может помочь больному ребёнку. Светке помогают люди, они направляют и двигают её, делятся деньгами и связями. Видят, что она не алчная, работящая, неспособная подставить или украсть и охотно помогают. Ребёнок – инвалид? На тебе лучшего профессора. На брата дело завели? Вот тебе телефончик адвоката. Деньги нужны? Сейчас позвоним приятелю-банкиру.
«Ничего-ничего! – говорит Светка сестре. – Справимся! Буду работать немного больше». А у неё и выхода другого нет.
Суть её характера в том, что она не озлобилась. Светка, как самурай, изо дня в день делает то, что должно. Результат не заставляет себя ждать.
Племянника на ноги поставила. Всех выучила, правда, сама недоучилась. Всем квартиры купила. Непутёвую сестру счастливо выдала замуж. Не беда, что сама пришлась не ко двору. Главное, чтобы сестре было хорошо. Брата из тюрьмы дождалась, женила. А тут матери пришла очередь помогать.
Вроде и 90-е закончились, и жизнь наладилась, родные живут своей жизнью, пора бы отдохнуть, но Светка не умеет и не хочет жить для себя.
Счастлива ли она? Определённо, да. Успехи близких людей доставляют ей искреннюю радость. Она не жертва. Она служит своей семье. И раньше в больших традиционных семьях это было нередким явлением.
Чему мы удивляемся? Тому, что на её хрупкие плечики легло столько испытаний. Однако, какой сильной делает её любовь к своим близким.
Есть, над чем задуматься, но разве не за этим мы приходим в театр?