В рамках образовательной лекционной программы Ельцин Центра в Екатеринбурге провёл свой мастер-класс «Основы современной журналистики» известный российский журналист, главный редактор интернет-портала Meduza, автор нескольких книг, в том числе «Мы проиграли» и «Дорогая редакция», Иван Колпаков.
Три вечера подряд – 20, 21, 22 февраля – в Образовательном центре редакторы и журналисты знакомились с новыми подходами и особенностями работы интернет-СМИ.
Тема, тема, тема…
Лекция №1 была посвящена эффективности новых форматов. Каждому предлагалось подумать, что будет с традиционными жанрами журналистики, и решить самим, что уже не работает, а от чего избавляться пока нельзя.
– Несмотря на то, что сегодня, происходят тектонические сдвиги во всем мире, идут информационные войны, прямо сейчас меняются профессиональные стандарты, изменяются многие этические моменты, есть нечто в профессии журналиста, что должно оставаться неизменным: мы должны бороться за своего читателя и первыми приносить ему новости, – убежден Иван Колпаков. – Оперативность – главный конек Meduza. В ночь с 19 на 20 февраля пришла новость о смерти Умберто Эко. В полдень 20 февраля на главной странице портала уже стояла статья Галины Юзефович – памяти великого ученого и писателя, ставшего классиком при жизни и круто изменившего жизнь миллионов людей в этом мире. Это оперативность? Да, и уважение к нашему читателю.
Сегодня кто только не занимается производством новостей, но читают тех и доверяют тем, кто делает это качественно. Мы делаем больше шагов навстречу нашему читателю, нежели читатель навстречу к нам. Чтобы завоевать доверие, мы должны научиться интересно рассказывать истории и вовремя информировать нашего читателя о происходящем. Сегодня меняется все: структура, фактура, литература. Но. Журналистика – это ремесло, и ему можно научиться. Правда, число профессиональных требований растет. Английский обязателен. И кодинг. И думать картинками. И писать посты. И многое-многое другое. И подружиться с двумя главными людьми в редакции, «упаковывающими» твой материал – программистом и дизайнером, которые обязательно должны быть в штате, а не на аутсорсинге, и так же, как ты, быть заинтересованными в продукте, - говорит Иван Колпаков.
На примере Meduza Иван рассказал, как должна выглядеть главная страница новостного портала, как она должна меняться, как ранжируются новости и чья это работа:
–Главная страница – это всегда повестка дня, хотя сегодня актуальна и повестка часа. Как уложить контент в ячейку заголовка? Игровые заголовки, некогда придуманные «Коммерсантом», сегодня не работают. Игра слов не распознается поисковыми системами. Сегодня заголовок должен предельно отражать контент и указывать на то, что мы ценим время читателя.
– То, что не придумаете вы, – отмечает Колпаков, – придумает кто-то другой. А мы в нашем очень небольшом издании, но с большой аудиторией, боремся за каждый «клик». Цеплять должна сразу первая фраза. В тексте тоже должны быть крючочки, и окончание текста должно быть таким, чтобы читателю захотелось прочитать все статьи этого автора. Если все это у тебя не получается, отнимает много сил и влияет на оперативность, задай себе один вопрос: зачем тебе это нужно. И кстати, я не согласен с тем, что все тексты должны быть короткими. Какие-то – короткими. А какие-то – длинными. Главное: интересными. У нас самые длинные тексты пишет Азар, рекорд 55000 знаков, хотя считать знаки тысячами это устаревшая практика. Какая разница, сколько знаков, если читать не интересно. Форматов должно быть очень много, самых разных. Это тоже такой правильный ход – увязывать материалы в сюжет, чтобы в конце концов образовывалась цельная и правдивая картина мира.
Сегодня не надо читать между строк, просто надо читать. В древнем Китае китайцем называли всякого, кто владел чтением иероглифов. Сегодня языком становится то, что и языком-то не назовешь. Emoji и gif-ки. Gif-ки – монумент новой визуальности. И еще один новый формат. Вы должны постоянно придумывать, как подать лучше эту новость, как сделать ее главной. Какая тема, о которой вы говорите сегодня, станет самой важной завтра. Я иногда сам себя ловлю на том, что озираюсь по сторонам и думаю: тема, тема, тема, тема…
Редактор – он как худрук в театре
Лекцию №2 известный журналист посвятил работе редактора. Вместе со слушателями он поразмышлял о том, как устроена сегодня редакционная работа. Что такое повестка, с чем предстоит бороться, и о чем стоит мечтать. В начале года Иван занял пост главного редактора Meduza, сменив на посту Галину Тимченко.
– Главный редактор, он как худрук в театре, знает все про всех: кто с кем живет, кто с кем пьет, кого бросила девушка, он всех выслушивает, со всеми нянчится, но главная его задача, чтобы все эти люди, несмотря на свои болезни и неприятности, вышли вечером и гениально сыграли спектакль, – рассказывает Иван. – Вот и главный редактор, точно так же всех выслушивает, во все вникает, он и папа, и мама, и все это для того, чтобы журналист вовремя сделал и сдал качественный материал. Он – тренер, который должен правильно расставить всех игроков, учитывая их слабые и сильные стороны, потому, что медиа – это командная игра. Он же шаман, который может камлать и общаться с миром духов. Потому что иногда уверенность в правильном выборе приходит ниоткуда и ничем рациональным ее объяснить нельзя. Он должен быть жизнерадостным дураком, потому что интеллектуал с этим не справится, и заряжать всех энергией и верой в завтрашний день. В общем, он, как бог выпуска – за все несет ответственность. У вас получится быть главным редактором, если вы сможете удержать на своих хрупких плечах: репутацию + аудиторию + повестку дня + картину мира + быть одновременно тренером и шаманом.
Главный редактор «Медузы» объяснил собственную систему ранжирования новостей:
– Вокруг каждого человека есть круги: ближний-дальний. Ты один в круге. Или все-все-все в круге. Главные новости это те, которые интересуют всех. Они именно сегодня необходимы всем. На второй план отходят новости, которые интересуют какие-то определенные круги друзей или знакомых. Я, как редактор, обращаю на них внимание только потому, что ими интересуется кто-то из моих знакомых. И совсем уж на третий план отходят новости, которые интересны только мне, соответственно интересуют очень узкий круг читателей. Читая очередной «push» (новостное вбрасывание), я решаю для себя, эта новость важна именно сейчас? Она главная? Конечно, я должен получить подтверждение второго источника. Это золотое правило, но еще я должен понять, как упаковать новость, насколько она востребована, кого она интересует кроме меня. Люди приходят к нам за новостями как в любимый ресторан, у которого есть определенная концепция. Люди всегда ходят в конкретный ресторан, за конкретной едой. Но при этом все издания и все редакторы озабочены извечным вопросом: надо ли образовывать читателя, подращивать его уровень или идти у него на поводу, вернее, вслед за ним. Как определить «информационно-прожиточный» минимум потенциального читателя? В качестве иллюстрации приведу пример с Oxxxymiron. Это русскоязычный рэп- и грайм-исполнитель (выпускник Оксфордского университета). Один из основателей и бывший участник лейбла Vagabund. Один из самых популярных и продаваемых в России исполнителей. Выпустил второй альбом «Горгород». Это важное событие в мировом контексте? Думаю, да. Или Канье Уэст – рэпер. Актер, продюсер, исполнитель, также один из самых востребованных и дорогих в мире. Мы должны были поставить интервью с ним в Meduza? Конечно, должны, для меня, как для редактора, даже вопрос так не стоял.
Сегодня, когда Meduza находится в Риге, где годами ничего не происходит, остается только много и успешно работать. Мне кажется, сегодня фокус должен сместиться в регионы. До сих пор все самое главное происходило в Москве, ну, просто потому, что в Москве принимается 90 процентов всех важных решений и находится 90 процентов всех денег. И выбор региональных новостей там очень странный. Смешной, типа козел подружился с тигром. Либо страшный: в Березниках целый дом ушел под землю, образовалась дыра и там просто ад. Точно так нам сейчас подают новости из Европы. Там либо бородатая женщина победила в «Евровидении». Либо эмигранты насилуют сотни германских женщин, и это ужас-ужас-ужас.
Согласен, это ужас. Но есть ведь и другие новости: и интересные, и серьезные – самые разные. Сегодня важно показать, что Россия остается частью большого мира. Мне нравится опыт американской прессы. Там нет понятия столичной прессы. Там вся пресса региональная: The New York Times, The Washington Post, San Francisco Chronicle, Chicago Tribune, The Boston Globe. Все эти издания вы можете купить в любой части Америки, и они будут содержательными и интересными для вас. Беда в том, что русского читателя не интересует мировая повестка дня. В Meduza нам бы хотелось поменять ситуацию и показывать самую разнообразную картину, не исключая Россию из мирового контекста.
Интервью – это битва
Лекция №3 самым неожиданным образом превратилась в «разбор полетов». Никто не захотел представить на суд коллег проблемные кейсы. Но всем хотелось задать вопросы о наболевшем. Должен ли журналист писать тексты, которые нравятся людям, смотреть статистику посещений, узнавать, дочитывают ли его статьи до конца, на чем задерживается читатель, куда он переходит.
– Думаю, нет, если это хороший журналист, считает Иван Колпаков. – Я уже говорил, что это порочная практика все продавать. Есть тексты, ценные сами по себе, и они являются украшением издания. Пример Ильи Азара – типичный. Он пишет глубокие, чересчур большие тексты, но я бы с ним не расстался ни за что, потому что у меня есть журналисты, которые пишут короткие тексты на потребу дня и от них не требуется никакой глубины или серьезной аналитики, важно, чтобы они точно передавали суть происходящего. Аудитория не может быть целью журналиста. Аудитория, ее завоевание – это главная цель редактора. И он так расставляет силы внутри редакции, чтобы были разные игроки: и спринтеры, и стайеры.
Отвечая на вопрос «Как вы работаете с ньюсмейкерами, помогают ли в этом пресс- и PR-службы?» Иван Колпаков заметно повеселел:
– Вы должны понимать, что пресс-служба и пиарщик для журналиста – враг. Они защищают ньюсмейкера от журналиста и вычищают всю полезную информацию. Например, всем известно, что в России существует практика согласования интервью – это не обеспечено ни одной из норм «закона о средствах массовой информации», но зато защищено «законом об авторском праве», в котором человек, дающий интервью, признается соавтором журналиста. Это дает право пиарщикам переписывать интервью до такого состояния, что оно перестает быть сколько-нибудь ценным.
Пиарщик – это вредитель, никакой пользы от него не может быть. С ньюсмейкерами мы стараемся работать напрямую. Боремся ли мы с переписыванием интервью? Бывают разные ситуации. Классическая ситуация, когда ты вынужден показывать интервью, в котором много фактуры. Чтобы не запороть материал, ты показываешь его, но предупреждаешь, что изменения не должны приводить к потере смысла, перемене позиции или изменению контекста. Если интервью переписано, и ты не хочешь ссориться с ньюсмейкером, ты начинаешь биться за каждую позицию, тем более, что у тебя есть запись. Я знаю примеры, когда выторговывается обратно до 95 процентов материала. Если вы не договариваетесь, то в худшем случае можете не публиковать материал, либо послать ньюсмейкера и опубликовать всё, как есть. На моей памяти обращались в суд меньше половины. Каждый раз приходится взвешивать много разных факторов. Но перевешивает почти всегда общественная значимость той информации, которая содержится в интервью. Во многом это проблема celebrity: они не умеют давать интервью и ненавидят журналистов. Многие из них требуют вопросы для интервью, чтобы подготовиться, это еще можно понять, а потом всё по десять раз переписывают, и совершенно непонятно, к чему же они тогда готовились. Публикуя такой материал, вы должны ставить пометку или указать во вводке, что интервью взято письменно. Мне такие интервью не нравятся. Интервью – это битва.
В интервью есть своя драматургия. Интервью – это один из самых сложных жанров. Мало того, что ты должен подготовиться и задать все необходимые вопросы, но ты еще должен получить на них ответы, дожать клиента где нужно. Конечно, интервью нуждается в редактировании. И если есть время на согласование, то интервью может получиться вполне приличным. Бывают сложные случаи. Я вспоминаю в связи с этим такой факт: Владимир Набоков никогда не давал личных интервью. Он просил присылать вопросы заранее, писал на них ответы и потом зачитывал их в радиостудии или на телевидении. Он искренне полагал, что никогда не скажет лучше, чем напишет. Он ни разу не отступил от своего правила. Так и остался абсолютно непроницаемым. Мы так и не знаем, какой он был человек.
У журналиста должны быть маленькие хитрости, к которым он может прибегать во время интервью. Например, если человек отказывается отвечать на какие-то вопросы, вы ему так и говорите, что непременно укажете, на какие вопросы он отказался отвечать. Это сбивает спесь. Людей, которые умеют давать интервью, любят это делать и получают от этого удовольствие, и их интересно читать, не так уж много. Большинство боится давать интервью, боится выглядеть глупо, и такие интервью скучно читать.
Что делать с тем, что сказано не для печати, при выключенном микрофоне? Иногда это важные вещи, которые вы хотели бы услышать в интервью, но это вопрос вашей личной порядочности. Что сказано не под запись - остается там. Но. Вам ничто не мешает иметь в виду этот контекст. Он будет читаться между строк теми, кто умеет читать. Вы можете использовать оff-the-record в других материалах, не указывая источник. Законы позволяют защищать своих информаторов.
Должен ли журналист быть экспертом? Полагаю, нет. Он должен быть эрудированным, быть в контексте, но не быть экспертом. Впрочем, это дело вашего этического выбора. Есть журналисты, которые становятся экспертами и компетентно пишут на конкретные темы. Но я считаю, что журналист должен быть универсалом и уметь писать обо всем, в разных жанрах, разных форматах. Чем большим количеством навыков он владеет, тем более он востребован, тем лучше пишет, потому что ему очевиден самый широкий контекст.
Прощаясь со слушателями, Иван всем пожелал оставаться профессионалами, находиться в теме, заниматься самообразованием, «тем более, что у вас в городе есть замечательные Ельцин Центр и магазин «Пиотровский». Также призвал обязательно посетить лекции Галины Юзефович, литературного критика и книжного обозревателя Meduza, которые пройдут 25-27 февраля.
Иван лично вручил именные сертификаты всем слушателям журналистской школы. Оказалось, что среди 92-х слушателей были представители не только Екатеринбурга, но и Перми, Нижнего Тагила, Челябинска, Томска и Новосибирска.