В преддверии Дня Победы Ельцин Центр продолжает вспоминать тех, кто своим подвигом в Великую Отечественную помог спасти нашу страну от уничтожения, сохранить ее независимость и величие. Уже в наши дни выяснилось, что немало таких героев, чьи заслуги перед Родиной – в силу объективных и субъективных обстоятельств – не были отмечены высшим званием СССР. Они были официально признаны героями лишь пятьдесят лет спустя, в новой стране – Российской Федерации. И указы об их награждении были подписаны первым президентом России Борисом Николаевичем Ельциным. Ельцин Центр рассказывает о некоторых из них.
28 лет тому назад, накануне Дня Победы в 1994 году, Вере Волошиной было присвоено звание Героя Российской Федерации. Ее биография схожа с биографиями тысяч ее сверстниц, ушедших на фронт и отдавших жизнь за Родину. Подвиг ее подруги и соратницы по диверсионно-разведывательным операциям в ходе битвы под Москвой Зои Космодемьянской был увековечен Указом Президиума Верховного Совета СССР 16 февраля 1942 года, она стала первой женщиной, удостоенной званий Героя Советского Союза в ходе Великой Отечественной войны. А к Вере Волошиной высшая награда государства пришла лишь 52 года спустя.
Указ о присвоении звания Героя РФ Волошиной В.Д.
Вера родилась 30 сентября 1919 года в городе Щегловске (ныне – Кемерово) в семье шахтёра и учительницы. Увлекалась спортом – гимнастикой и лёгкой атлетикой. В 1937 году, переехав в Москву, по окончании десяти классов, поступила в Государственный центральный институт физической культуры.
Существует легенда, что скульптор Иван Шадр использовал Веру в качестве модели для своей знаменитой «Девушки с веслом» в 1934–1935 годах, которая впоследствии была установлена во всех парках культуры страны. Однако, судя по всему, это не соответствует действительности. В те годы Волошиной было 15–16 лет, она еще жила в Сибири и вряд ли могла быть моделью Шадра. Кроме того, позже широко тиражировался вариант статуи не Шадра, а работы скульптора Ромуальда Иодко.
Сразу после начала Великой Отечественной войны Вера Волошина была мобилизована на рытьё окопов и противотанковых рвов на подступах к Москве. В октябре добровольно вступила в ряды Красной Армии и была зачислена в войсковую часть № 9903 разведотдела штаба Западного фронта для работы в тылу врага. 21 октября 1941 года ушла на своё первое задание в район подмосковной станции Завидово. После этого у неё было ещё шесть удачных засылок в тыл к немцам. В ноябре 1941 года в войсковую часть № 9903 поступило пополнение. Среди прибывших была вчерашняя школьница Зоя Космодемьянская, с которой подружилась Волошина. В число ее сослуживцев по войсковой части входил и М.Е. Альбац, отец известной российской журналистки.
21 ноября 1941 в тыл немецких войск ушла группа из десяти человек, состоявшая в основном из вчерашних школьников (Вера была самой старшей в группе). В соответствии с приказом Сталина №428 («Разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск») в задание группы входило уничтожить в течение 5–7 дней десять населенных пунктов. С аналогичной миссией в тыл врага ушла и группа, в которую входила Зоя Космодемьянская. Волошиной не повезло, ее группа наткнулась на немецкую засаду, Вера была ранена и схвачена немцами. Долгое время Волошина числилась в списках без вести пропавших. Только в 1957 году благодаря поисковому труду писателя и журналиста Г.Н. Фролова удалось узнать, как погибла Вера Волошина, и найти её могилу.
Вот что рассказывали очевидцы о зверской расправе над Верой: «Привезли её, бедную, на машине к виселице, а там и петля болтается на ветру. Кругом немцы собрались, много их было. И наших пленных, что работали за мостом, пригнали. Девушка лежала в машине. Сначала не видно было её, но, когда опустили боковые стенки, я так и ахнула. Лежит она, бедняжка, в одном исподнем белье, да и то оно порвано, и вся в крови. Два немца, толстые такие, с чёрными крестами на рукавах, залезли в машину, хотели помочь ей подняться. Но девушка оттолкнула немцев и, уцепившись одной рукой за кабину, поднялась. Вторая рука у неё была, видно, перебита – висела как плеть. А потом она начала говорить. Сначала она говорила что-то, видать, по-немецки, а потом стала по-нашему.
– Я, – говорит, – не боюсь смерти. За меня отомстят мои товарищи. Наши всё равно победят. Вот увидите!
И девушка запела. И знаешь, какую песню? Ту самую, что каждый раз поют на собраниях и по радио играют утром и поздно вечером.
– «Интернационал»?
– Да, эту самую песню. А немцы стоят и молча слушают. Офицер, который командовал казнью, что-то крикнул солдатам. Они набросили девушке петлю на шею и соскочили с машины. Офицер подбежал к шофёру и дал команду трогать с места. А тот сидит, побелел весь, видать, не привык ещё людей вешать. Офицер выхватил револьвер и кричит что-то шофёру по-своему. Видимо, ругался очень. Тот словно проснулся, и машина тронулась с места.
Девушка ещё успела крикнуть, да так громко, что у меня кровь застыла в жилах: «Прощайте, товарищи!» Когда я открыла глаза, то увидела, что она уже висит».
В тот же день, когда немцы казнили Волошину, в десяти километрах, в деревне Петрищево была повешена Зоя Космодемьянская.
Историческая правда о Вере Волошиной восстанавливалась постепенно. 27 января 1966 в газете «Правда» вышел очерк Г.Н. Фролова «Орден дочери». В сентябре, когда начались торжественные мероприятия, посвящённые сражению под Москвой, Указом Президиума Верховного Совета СССР она была награждена орденом Отечественной войны I степени, который был вручен ее матери. А звания Героя России она была удостоена еще почти 30 лет спустя.
Память о Вере Волошиной живет. Ее именем названы улицы в Кемерове, Новокузнецке, Белове (Кемеровская область), Мытищах, в Хорошевском районе Северного административного округа Москвы, дом детского творчества в Наро-Фоминске, школа и городской парк в Кемерове, малая планета.