22 июня – День памяти и скорби. В преддверии этой даты Ельцин Центр продолжает вспоминать тех, кто своим подвигом в Великую Отечественную помог спасти нашу страну и народ от уничтожения. Уже в наши дни выяснилось, что немало таких героев, чьи заслуги перед Родиной – в силу объективных и субъективных обстоятельств – не были отмечены высшим почётным званием СССР.
Они были официально признаны героями лишь пятьдесят лет спустя, в новой стране – Российской Федерации. И указы об их награждении были подписаны первым президентом России Борисом Николаевичем Ельциным. Рассказываем о некоторых из них. Согласно президентскому указу от 28 февраля 1994 года № 400, Героями России стали сразу три участника Великой Отечественной войны. Все они в этот момент были живы и успели получить заслуженные звания.
Один из них, уроженец Бурятии Георгий Иванович Гусляков (1922–1998) в годы войны проявил себя как настоящий танковый ас. В одном из наградных листов о его подвиге говорится так: «В боях за город Казатин сержант Гусляков, ворвавшись на своем танке на одну из улиц города, гусеницами подавил до 20 гитлеровцев, 3 мотоцикла, 4 автомашины с пехотой. Всего экипаж уничтожил 2 средних танка, 3 орудия ПТО, миномёт, 3 крупнокалиберных пулемёта и до 100 гитлеровцев».
Он был награждён 8 боевыми орденами, дважды представлялся к званию Героя Советского Союза, но так его и не получил. Закономерный вопрос: почему? Дело в репрессиях 30-х годов прошлого века, которые катком прошлись по судьбе будущего Героя России. Удалось выяснить, что отца будущего танкового аса Ивана Артемьевича арестовали 9 марта 1938 года, а через две недели тройка НКВД Бурят-Монгольской АССР осудила его по печально знаменитым политическим статьям 58-10, 58-11. То есть Георгий Иванович получил клеймо «сын врага народа».
История расправы с его отцом парадоксальна и трагична. Очевидны рассказывали, что в один из дней смутного 1938 года во двор Гусляковых пришли сотрудники НКВД. Они спросили у хозяев, есть ли у тех живность. Получив отрицательный ответ, мол, коровы у них нет, чекисты засобирались уйти восвояси. Но тут как раз возьми и замычи корова, которая была спрятана на чердаке. Корову конфисковали, а Ивана Артемьевича арестовали и вроде бы вместе с другими односельчанами сослали. Многие годы герой ничего не знал о судьбе отца. Лишь спустя два десятилетия стало известно, что отца сразу после ареста расстреляли. В 1959 году областной суд посмертно реабилитировал Ивана Артемьевича.
После войны герой работал на ответственных должностях – заведующим отделом культуры райисполкома, начальником районного комбината бытового обслуживания, председателем колхоза «Авангард». Он был включён в Совет старейшин при Президенте Республики Бурятия. Георгию Ивановичу на его малой родине установлен памятник.
Еще один участник Великой Отечественной, удостоенный в этот день звания Героя России – лётчик штурмовой авиации Александр Иванович Зенин (1921–1999). На войне совершил 156 боевых вылетов на штурмовку войск противника, уничтожил 12 танков, 37 автомашин, 7 орудий и 5 железнодорожных эшелонов врага. На речных и озёрных коммуникациях потопил 4 баржи и 3 катера противника. В воздушных боях сбил 2 самолета врага лично. Уничтожил и рассеял до 800 солдат и офицеров противника. Трижды был ранен в боях, но каждый раз возвращался в строй. Командованием полка представлялся к присвоению звания «Герой Советского Союза», но представление, как говорится в энциклопедиях, не было реализовано. После войны продолжал служить в ВВС, был на преподавательской работе в военных учебных заведениях.
И вновь загадка: почему Александр Иванович не стал Героем Советского Союза в годы войны? Он и сам задавался этим вопросом. Ведь вроде бы указ о присвоении ему этого высокого звания пришёл в часть? Уже через 50 лет после войны на собрании ветеранов Зенин поделился историей о затерявшемся документе с сотрудником Центрального архива Министерства обороны. Того тронула судьба Зенина. Упорный архивист перелопатил много ящиков с документацией и в конце концов в самой дальней коробке обнаружил забытый по чьей-то халатности указ на Зенина А.И., подписанный «всесоюзным старостой» М.И. Калининым. Формально вроде бы его никто не отменял, но чтобы исправить полувековую несправедливость, на высшем уровне было решено присвоить Александру Ивановичу звание Героя России.
Третий ветеран Великой Отечественной, отмеченный в этот день звездой Героя России – Иван Иванович Корчагин (1916–2003), тоже лётчик штурмовой авиации. Вступил в бои на фронтах войны в марте 1944 года в составе 6-го гвардейского штурмового авиационного полка, одной из самых прославленных частей ВВС.
За 14 месяцев боёв Иван Корчагин совершил 126 боевых вылетов, в которых уничтожил и поразил 5 вражеских танков, 60 автомашин, до 50 повозок с грузами, 12 артиллерийских орудий, 2 паровоза. Провёл 8 воздушных боёв с вражескими истребителями, в одном из которых стрелок-радист экипажа сбил немецкий самолёт.
В бою 18 августа 1944 года Иван Корчагин сжёг две автомашины с горючим и уничтожил вражескую переправу через реку Вента в Латвии. 30 марта 1945 года в сложной метеорологической обстановке выполнил задание по разведке артиллерийских позиций противника северо-западнее Кёнигсберга, своевременно доставил ценные разведданные. В июне 1945 года участвовал в Параде Победы на Красной площади.
После войны продолжал службу в ВВС, работал в гражданских организациях, будучи в отставке. В Москве на доме, где жил герой, установлена мемориальная доска.