Театра.doc снова на гастролях в Ельцин Центре. 29-30 октября один из наиболее популярных театров Москвы представил в Екатеринбурге два документальных спектакля: «Правозащитники» и «Человек из Подольска».
Спектакль «Правозащитники» посвящен соседу Театра.doc по Малому Казенному переулку – дому под номером пять и его обитателю – первому российскому правозащитнику, немцу по происхождению Фридриху-Йозефу Хаасу, известному москвичам под именем Федора Петровича Гааза, «святого доктора». В 1844 в этом особняке разместилась Полицейская больница, основанная, как несложно догадаться, доктором Гаазом. Сам он поселился здесь же, чтобы не тратить ежедневно время на дорогу – занял две комнаты на третьем этаже.
Большая часть спектаклей Театра.doc основана на подлинных событиях, текстах, интервью и судьбах реальных людей. Вербатим – это особый жанр, существующий на стыке искусства и злободневного социального анализа.
Вот и автор документальной пьесы «Правозащитники» Анна Добровольская начала встречаться с правозащитниками весной 2016 года. Идея витала в воздухе, но толчком к созданию спектакля послужило нападение на правозащитника Игоря Каляпина, руководителя Комитета по предотвращению пыток в марте 2016 года. Героев специально не выбирала, разговаривала со всеми, кто был доступен. Так в спектакль попали правозащитники Игорь Сажин, Андрей Бабушкин и Светлана Ганнушкина. Интервью с Валерием Борщовым было самым первым потому, что бралось к более ранним спектаклям «Болотное дело» и «Сейчас восемнадцать». Спектакль живой. Время от времени в нем появляются новые эпизоды, что позволяет ему оставаться актуальным и создает у зрителя ощущение сопричастности – совместного проживания «здесь и сейчас».
Красной нитью через все повествование проходит судьба доктора Гааза. О нем и о себе рассуждают правозащитники на небольшой дружеской вечеринке. Они говорят о том, что с ними происходит, что они чувствуют, сталкиваясь с жестокостью и несправедливостью, пытаясь помочь тем, кто оказался в беде. В их словах нет ни обиды, ни жалости к себе, только накопившаяся усталость.
Режиссер-постановщик Ольга Лысак рассказывает, что материала в интервью правозащитников так много, что хватило бы на вторую серию. И все равно, что-то остается недосказанным.
Многие их не понимают, не верят в их бескорыстие и искренность. Легко предают даже те, кому они помогли. Про них рассказывают небылицы в новостях, ругают в газетах, обвиняют в продажности. А они забывают о себе и идут туда, где срочно нужна их помощь. Их порой убивают, как Наташу Эстемирову в Чечне – преступление до сих пор не раскрыто. Их не любят, потому что они лезут туда, куда не просят. Правозащитники – очень неудобные люди. Они отлично знают, что такое синдром выгорания, а также, сколько овощей полагается на тюремный обед, и что бывает, когда перестаешь отвечать на ночные звонки.
Актриса Марина Клещёва в одном из монологов рассказывает о своей первой встрече с правозащитниками, когда была осужденной в колонии строгого режима. Ее историю екатеринбуржцы узнали во время первых гастролей Театра.doc в Ельцин Центре.
– Я знаю, что делают правозащитники, видела их работу. Многим они спасают жизнь, как мне. Где бы я была сегодня, не помоги они мне тогда в колонии. Уж точно не в театре. Те, кто помог мне, работают до сих пор, и продолжают помогать сотням, тысячам осужденных женщин, – делится со зрителями Марина после спектакля.
Анна Добровольская рассказала о том, что после каждого спектакля происходит его обсуждение. На гастролях в других городах театр приглашает к участию местных правозащитников, чтобы люди, которые приходят на спектакль, знали их в лицо и знакомились с их профессиональной деятельностью. Создателям спектакля хотелось, чтобы в этой истории объединялись актеры, правозащитники и культурное сообщество города.
Так случилось и в Екатеринбурге.
На спектакле в Ельцин Центре присутствовала Татьяна Мерзлякова, уполномоченный по правам человека в Свердловской области. Она поблагодарила театр и актеров за прекрасный спектакль и представила свою спутницу – режиссера-документалиста Лидию Котельникову, которая недавно отметила шестидесятилетие творческой деятельности на Свердловской киностудии. Она – автор более восьмидесяти документальных фильмов. Ее последний фильм «Торопитесь делать добро» посвящен блестящему хирургу, доктору Гаазу.
От своего имени она поблагодарила исполнителей и создателей спектакля.
– Это тема непростая, – сказала Татьяна Георгиевна. – Кроме Эллы Поляковой, все ваши герои – мои друзья! И это правда, мы работаем круглосуточно. Андрей Бабушкин может позвонить мне в три часа ночи и сказать: «Дуй в Тавду, там нужно твое присутствие!» Он много сделал для нашей 56-й колонии. Об этом многие не знают, потому что, как сказал один из героев вашего спектакля Игорь Каляпин: «Мы не для того работаем, чтобы потом об этом рассказывать». Но рассказывать нужно, и ваш спектакль это показал. Если мы опираемся на общество, если общество нас поддерживает, власти нам уже не могут отказать, они вынуждены идти нам на встречу. Спасибо, что делаете это важное дело.
Несколько слов сказала Лидия Котельникова о помощи кинематографистов в колонии №2. Она убеждена, что о правозащитной, как и о благотворительной деятельности, необходимо рассказывать, чтобы общество подключалось к этим процессам.
Зрители благодарили за спектакль. Многие признавались, что действительно плохо представляют себе работу правозащитных организаций. Сюжеты в новостях об этом едва ли не самые скучные. Но спектакль показал, что забота о людях, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации необходима. Хотя бы потому, что сегодня помогаешь ты, а завтра помощь может понадобиться тебе или твоим близким. При поддержке людей многие вопросы решаются быстрее. У простых людей появляется вера в справедливость и в то, что «всем миром можно решить любую проблему». Молодых людей интересовал вопрос, как становятся правозащитниками, какое образование для этого нужно. Анна Добровольская считает, что правозащитником может стать каждый, для этого не обязательно становиться чиновником. Правозащитные группы есть во всех крупных городах. К ним в качестве волонтеров могут присоединиться все желающие.
Так, Анна Пастухова, координатор уральского отделения международного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал», пригласила всех присутствующих на «Вахту памяти» – 30 октября в День памяти жертв политических репрессий в СССР.
В этот день в Ельцин Центре состоялся второй спектакль Театра.doc «Человек из Подольска». Это не вполне документальный спектакль, хотя в нем много документальных данных. Сюжет разворачивается вокруг одного задержания. Криминальной составляющей в сюжете нет. Не спеша, участники действия доказывают, сколько бед может произойти от одного только человеческого равнодушия.
Арестованный – безликий человек из толпы. Он получил не интересующее его образование, работает на нелюбимой работе, живет с нелюбимой женщиной, три часа тратит на дорогу, выучил названия станций, но не может вспомнить, что мелькает за окном электрички. Он не помнит цвета стен в собственном подъезде. Очевидно, его задержали за особую пустоту и безразличие в глазах. Устроили ему интеллектуальный допрос. Пытали чувством вины. Унижали страхом перед неопределенностью. Все для того, чтобы он задумался, кто он? В каком городе живет? Спектакль предлагает зрителю подумать, ради кого или чего он просыпается каждый день?
Гастроли театра актеры труппы посвятили ушедшим в 2018 году из жизни основателям Театра.doc – Елене Греминой и Михаилу Угарову. Они стояли у истоков направления «новая драма», которое предлагает зрителю максимально точное отражение современной действительности. Вместе они создали выдающийся театр, который в прошлом году отметил свое пятнадцатилетие.