Классик отечественной анимации Гарри Бардин 14 октября в Ельцин Центре представил свою новую работу — созданный на музыку Франца Шуберта мультипликационный фильм «Аве, Мария!». Екатеринбург стал вторым городом, где прошла премьера этой истории о выборе пути, верности себе и своему предназначению.
В ходе творческой встречи с Гарри Бардиным зрители увидели не только его новую картину, но и фильмы прежних лет, смогли задать вопросы режиссёру, чьё творчество отмечено «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля, пятью Национальными премиями «Ника» и множеством других престижных международных призов.
«Аве, Мария!» — пятый фильм Гарри Бардина, снятый при поддержке зрителей. Средства на него режиссёр получил из Фонда кино и собрал на платформе Planeta.ru. Это не евангельская история Иисуса Христа, а человеческая история, это фильм о выборе пути, о том, что необходимо быть верным самому себе и всегда идти вперёд, не взирая на препятствия, поясняет Гарри Яковлевич.
— Раньше было принято снимать кино и писать статьи «на злобу дня», а я решил сделать фильм «на добро дня» — так возникла идея новой картины, а толчком для неё стала музыка. Мне захотелось сделать колыбельную, я начал искать мелодию в интернете, а когда вновь услышал Ave Maria Шуберта, то сразу понял, что именно на эту музыку я буду делать фильм.
Под музыкальный шедевр Шуберта режиссёр «оживил» шедевр живописный — «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля. Знакомые каждому хрестоматийные образы с полотна художника превращаются в куклы: ангелы начинают шалить, младенец вырывается из материнских рук и падает с небес на землю, а любящая мать сквозь облака устремляется вслед за ним. Малыш поранил пальчик и тут же бросился за помощью. Мама целует ранку, вытирает кровь покрывалом из колыбели, и это алое пятно в финале фильма мы увидим уже на другом покрывале — скорбном, в подножии «Ватиканской Пьеты» Микеланджело. Ангелы, стараясь предостеречь младенца, приоткроют перед ним завесу будущего, но он всё же отправится в предначертанный судьбой путь даже после того, как увидел картины Тайной вечери и распятия — символы грядущего предательства и неминуемой гибели.
Работа над новым фильмом заняла у Бардина два года, он выступил как автор сценария и режиссёр картины, а в качестве художника-постановщика в титрах указан ушедший из жизни в декабре 2021 года Аркадий Мелик-Саркисян.
— Мы с ним работали вместе почти тридцать пять лет. Когда я замыслил картину «Аве, Мария!», он сделал раскадровку, но до финала фильма не дожил, умер от ковида. Я очень торопил его с эскизами, но так и не дождался их. Вдруг мне звонит его вдова и говорит, что осталось два рисунка, которые она готова мне передать. Тут я понимаю, что не сказал ему главное — про цвет, в котором хочу делать картину. Я хотел делать её в золотисто-охристом колорите, и когда увидел его работы, то там был именно этот цвет — вот что такое долгая работа с художником-постановщиком. Нам уже не надо было говорить и проговаривать, мы были на одной волне, и я хочу отдать ему должное.
Бардин также отметил, что часть средств на создание фильма «Аве, Мария!» получил в 2021 году от Фонда кино, хотя очень долгое время до этого за финансовой поддержкой к государству не обращался.
— До фильма «Аве, Мария!» я четыре раза обращался на краудфандинговую платформу — собирал средства с миру по нитке и так осуществлял свои последние проекты. Но на этот раз мой сын, который лучше меня разбирается во всех современных реалиях, посоветовал пойти к новому министру культуры Ольге Любимовой и рассказать ей об идее новой картины. Я решил позвонить в Минкульт и записаться на приём, а там мне постоянно говорили, что она очень занята. И тут я сказал секретарю: «Если бы я хотел добиться аудиенции у папы римского, за это время я бы раза три уже с ним встретился» и положил трубку. Через 15 минут звонок: «Вы могли бы зайти завтра?». Сын меня проинструктировал: «Если министр войдет в кабинет и не скажет: „Гарри Яковлевич, я мечтала с вами познакомиться“, то ты встаешь и уходишь». Я приезжаю в Минкульт, входит Любимова и, как будто послушав, говорит: «Гарри Яковлевич, я мечтала с вами познакомиться». Я дал ей прочитать сценарий и показал эскизы, и она сказала, что для государства будет честью поучаствовать в этом проекте, который обещает стать международным. И уже через две недели вся сумма легла на счёт, и мы начали работу.
Отвечая на вопрос из зала, Гарри Бардин рассказал о своей большой любви к классической музыке. Основа его мультфильмов — это образное переживание музыки, которым живут герои и сам режиссёр. Кроме Ave Maria Шуберта в основу его замечательных картин легли произведения Бетховена, Равеля, Массне, Сен-Санса, Альбинони и других великих композиторов.
— У меня есть музыка, которую я ещё не использовал в своих работах, — я обожаю «Русский вальс» Шостаковича, но не знаю пока, где и как можно его использовать. Если в голову придёт какая-то идея, то я сделаю картину. Вообще, музыку я люблю больше всего.
Киновед Вячеслав Шмыров, который выступил в ходе встречи с режиссёром в роли ведущего, напомнил зрителям, что Гарри Бардин по образованию актёр, он окончил школу-студию МХАТа.
— Я о своём выборе не жалею и никогда не жалел, — продолжил Гарри Бардин. — Если вы заметили, то в своих картинах я отслеживаю жизнь человеческого духа — это для меня главное. А потом нам с Василием Ливановым предложили написать пьесу для театра Сергея Образцова, и я остался в его театре до тех пор, пока на «Союзмультфильме» не нашлось режиссёра, чтобы поставить картину на мой сценарий. И мне предложили самому снять фильм «Достать до неба». Это был мой дебют в мультипликации, а Сергей Образцов стал моим крёстным отцом в профессии. Но был ещё один важный для меня человек — патриарх анимации Иван Петрович Иванов-Вано.
Бардин говорит, что у него на студии не было доброжелателей, поскольку туда он пришёл фактически «с улицы», без специального образования. Однако на сдаче первого фильма Иванов-Вано поддержал начинающего режиссёра и сказал, что поздравляет «Союзмультфильм» с таким приобретением.
— Вот так меня ввели в штат, я стал режиссёром и навсегда запомнил 10 октября 1975 года. Этот день для меня стал двойным праздником — жена тогда подарила мне сына Павла.
Бардин ушёл из «Союзмультфильма», где снял 15 фильмов, в самом начале 90-х годов, и отправился в автономное плавание, основав собственную киностудию «Стайер», которую возглавляет и сегодня.
В начале творческой встречи Гарри Бардин вспомнил, как в 2016 году приезжал в Ельцин Центр с премьерным показом фильма «Слушая Бетховена», а год спустя выступал здесь в рамках цикла «Семейные творческие вечера» вместе со своим сыном Павлом — кинорежиссёром, сценаристом и продюсером.
— Прошло уже много лет с тех пор, как я выступал в этом зале, и я очень рад оказаться здесь вновь. Знаю, что тут очень хорошая аудитория, я это на себе испытал. С Ельциным я связан одной встречей: он вручал мне Государственную премию России. Когда я пожимал ему руку, то признался, что рад тому, что приходится благодарить за награду главу государства, а не «родную Коммунистическую партию», а он мне ответил: «Вот то-то же!». Я горжусь этой наградой и тем фактом, что получил её из рук Бориса Николаевича.