Гарри Бардин: «Я отслеживаю жизнь человеческого духа»

19 октября 2023 г.Наталья Шурмина
Гарри Бардин: «Я отслеживаю жизнь человеческого духа»

Классик отечественной анимации Гарри Бардин 14 октября в Ельцин Центре представил свою новую работу — созданный на музыку Франца Шуберта мультипликационный фильм «Аве, Мария!». Екатеринбург стал вторым городом, где прошла премьера этой истории о выборе пути, верности себе и своему предназначению.

В ходе творческой встречи с Гарри Бардиным зрители увидели не только его новую картину, но и фильмы прежних лет, смогли задать вопросы режиссёру, чьё творчество отмечено «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля, пятью Национальными премиями «Ника» и множеством других престижных международных призов.

«Аве, Мария!» — пятый фильм Гарри Бардина, снятый при поддержке зрителей. Средства на него режиссёр получил из Фонда кино и собрал на платформе Planeta.ru. Это не евангельская история Иисуса Христа, а человеческая история, это фильм о выборе пути, о том, что необходимо быть верным самому себе и всегда идти вперёд, не взирая на препятствия, поясняет Гарри Яковлевич.

— Раньше было принято снимать кино и писать статьи «на злобу дня», а я решил сделать фильм «на добро дня» — так возникла идея новой картины, а толчком для неё стала музыка. Мне захотелось сделать колыбельную, я начал искать мелодию в интернете, а когда вновь услышал Ave Maria Шуберта, то сразу понял, что именно на эту музыку я буду делать фильм.

Под музыкальный шедевр Шуберта режиссёр «оживил» шедевр живописный — «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля. Знакомые каждому хрестоматийные образы с полотна художника превращаются в куклы: ангелы начинают шалить, младенец вырывается из материнских рук и падает с небес на землю, а любящая мать сквозь облака устремляется вслед за ним. Малыш поранил пальчик и тут же бросился за помощью. Мама целует ранку, вытирает кровь покрывалом из колыбели, и это алое пятно в финале фильма мы увидим уже на другом покрывале — скорбном, в подножии «Ватиканской Пьеты» Микеланджело. Ангелы, стараясь предостеречь младенца, приоткроют перед ним завесу будущего, но он всё же отправится в предначертанный судьбой путь даже после того, как увидел картины Тайной вечери и распятия — символы грядущего предательства и неминуемой гибели.

Работа над новым фильмом заняла у Бардина два года, он выступил как автор сценария и режиссёр картины, а в качестве художника-постановщика в титрах указан ушедший из жизни в декабре 2021 года Аркадий Мелик-Саркисян.

— Мы с ним работали вместе почти тридцать пять лет. Когда я замыслил картину «Аве, Мария!», он сделал раскадровку, но до финала фильма не дожил, умер от ковида. Я очень торопил его с эскизами, но так и не дождался их. Вдруг мне звонит его вдова и говорит, что осталось два рисунка, которые она готова мне передать. Тут я понимаю, что не сказал ему главное — про цвет, в котором хочу делать картину. Я хотел делать её в золотисто-охристом колорите, и когда увидел его работы, то там был именно этот цвет — вот что такое долгая работа с художником-постановщиком. Нам уже не надо было говорить и проговаривать, мы были на одной волне, и я хочу отдать ему должное.

Бардин также отметил, что часть средств на создание фильма «Аве, Мария!» получил в 2021 году от Фонда кино, хотя очень долгое время до этого за финансовой поддержкой к государству не обращался.

— До фильма «Аве, Мария!» я четыре раза обращался на краудфандинговую платформу — собирал средства с миру по нитке и так осуществлял свои последние проекты. Но на этот раз мой сын, который лучше меня разбирается во всех современных реалиях, посоветовал пойти к новому министру культуры Ольге Любимовой и рассказать ей об идее новой картины. Я решил позвонить в Минкульт и записаться на приём, а там мне постоянно говорили, что она очень занята. И тут я сказал секретарю: «Если бы я хотел добиться аудиенции у папы римского, за это время я бы раза три уже с ним встретился» и положил трубку. Через 15 минут звонок: «Вы могли бы зайти завтра?». Сын меня проинструктировал: «Если министр войдет в кабинет и не скажет: „Гарри Яковлевич, я мечтала с вами познакомиться“, то ты встаешь и уходишь». Я приезжаю в Минкульт, входит Любимова и, как будто послушав, говорит: «Гарри Яковлевич, я мечтала с вами познакомиться». Я дал ей прочитать сценарий и показал эскизы, и она сказала, что для государства будет честью поучаствовать в этом проекте, который обещает стать международным. И уже через две недели вся сумма легла на счёт, и мы начали работу.

Отвечая на вопрос из зала, Гарри Бардин рассказал о своей большой любви к классической музыке. Основа его мультфильмов — это образное переживание музыки, которым живут герои и сам режиссёр. Кроме Ave Maria Шуберта в основу его замечательных картин легли произведения Бетховена, Равеля, Массне, Сен-Санса, Альбинони и других великих композиторов.

— У меня есть музыка, которую я ещё не использовал в своих работах, — я обожаю «Русский вальс» Шостаковича, но не знаю пока, где и как можно его использовать. Если в голову придёт какая-то идея, то я сделаю картину. Вообще, музыку я люблю больше всего.

Киновед Вячеслав Шмыров, который выступил в ходе встречи с режиссёром в роли ведущего, напомнил зрителям, что Гарри Бардин по образованию актёр, он окончил школу-студию МХАТа.

— Я о своём выборе не жалею и никогда не жалел, — продолжил Гарри Бардин. — Если вы заметили, то в своих картинах я отслеживаю жизнь человеческого духа — это для меня главное. А потом нам с Василием Ливановым предложили написать пьесу для театра Сергея Образцова, и я остался в его театре до тех пор, пока на «Союзмультфильме» не нашлось режиссёра, чтобы поставить картину на мой сценарий. И мне предложили самому снять фильм «Достать до неба». Это был мой дебют в мультипликации, а Сергей Образцов стал моим крёстным отцом в профессии. Но был ещё один важный для меня человек — патриарх анимации Иван Петрович Иванов-Вано.

Бардин говорит, что у него на студии не было доброжелателей, поскольку туда он пришёл фактически «с улицы», без специального образования. Однако на сдаче первого фильма Иванов-Вано поддержал начинающего режиссёра и сказал, что поздравляет «Союзмультфильм» с таким приобретением.

— Вот так меня ввели в штат, я стал режиссёром и навсегда запомнил 10 октября 1975 года. Этот день для меня стал двойным праздником — жена тогда подарила мне сына Павла.

Бардин ушёл из «Союзмультфильма», где снял 15 фильмов, в самом начале 90-х годов, и отправился в автономное плавание, основав собственную киностудию «Стайер», которую возглавляет и сегодня.

В начале творческой встречи Гарри Бардин вспомнил, как в 2016 году приезжал в Ельцин Центр с премьерным показом фильма «Слушая Бетховена», а год спустя выступал здесь в рамках цикла «Семейные творческие вечера» вместе со своим сыном Павлом — кинорежиссёром, сценаристом и продюсером.

— Прошло уже много лет с тех пор, как я выступал в этом зале, и я очень рад оказаться здесь вновь. Знаю, что тут очень хорошая аудитория, я это на себе испытал. С Ельциным я связан одной встречей: он вручал мне Государственную премию России. Когда я пожимал ему руку, то признался, что рад тому, что приходится благодарить за награду главу государства, а не «родную Коммунистическую партию», а он мне ответил: «Вот то-то же!». Я горжусь этой наградой и тем фактом, что получил её из рук Бориса Николаевича.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.