Фотопроект с таким названием , посвященный трагическим событиям января 1991 года в Литве, открывается в Ельцин Центре в Екатеринбурге 13 января и продлится до 31 января. Его автор – известный российский фоторепортер Евгений Кондаков. Четверть века назад молодой фотокорреспондент еженедельника «Московские новости», отправившийся в свою первую самостоятельную командировку, стал свидетелем столкновений граждан Литвы с введенными в центр города советскими войсками.
Первая полоса «Московских новостей» от 20 января 1991 г. События в Вильнюсе 12-13 января 1991 года
Тогда в Вильнюсе погибли, по разным данным, от 14 до 16 человек, почти полторы сотни получили ранения. Военная операция в Вильнюсе стала реакцией кремлевского руководства на провозглашение независимости Литвы.
Государство, называвшееся Советский Союз, распадалось.«Московские новости» вышли со специальным выпуском, в котором было опубликовано заявление учредителей газеты под названием «Преступление режима, который не хочет сходить со сцены».
Автор проекта Евгений Кондаков вспоминает: «Сотни людей стояли целый день на Пушкинской площади, у редакции «Московских новостей», и читали этот номер, выставленный в настенных стендах. Через несколько дней в Москве состоялся многотысячный митинг в поддержку литовцев. Часть тиража с помощью пилотов «Аэрофлота» переправили в Вильнюс, газету распространяли на баррикадах парламента…».
В момент противостояния первый президент России Борис Ельцин решительно выступил в поддержку Литвы. Совместно с руководителями Литвы, Латвии, Эстонии в Таллине он подписал совместное заявление о признании их независимости, а также осудил использование военной силы. В 1992 году Ельцин был награжден литовской «Медалью памяти 13 января» (Sausio 13-osios atminimo medalis).
Выступление Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцина о январских событиях в городе Вильнюсе, проблемах подписания Союзного договора и ответы на вопросы журналистов
Аудиозаписи выступлений, обращений и интервью Б.Н. Ельцина из архива Гостелерадио
Проект «Танки не взяли Вильнюс», основанный на фото и газетных публикациях, осуществлен при поддержке Президентского центра Б.Н. Ельцина.
Презентация проекта состоится 13 января 2016 года в 18 часов в фойе конференц-центра по адресу ул. Бориса Ельцина, д. 3. Фотовыставку представят автор проекта Евгений Кондаков, главный редактор газеты «Московские новости» в 90-е годы Виктор Лошак, соавтор письма «Преступление режима, который не хочет сходить со сцены» политолог Александр Ципко.
В то время «Московские новости», возглавляемые Егором Яковлевым, были газетой, которой доверяли больше остальных, которую больше других читали. У редакции, размещавшейся тогда на Пушкинской площади, стояли стенды со свежим номером, и у стендов собирались сотни людей, неравнодушные граждане. Обсуждали, спорили, на самом высоком интеллектуальном уровне. Равнодушных не было.
Тот специальный выпуск «Московских новостей», посвященный событиям в Вильнюсе, потряс страну. Евгений Кондаков вспоминает свою командировку:
- Евгений, как вы оказались в Вильнюсе?
- В командировку меня отправила редакция «Московских новостей», куда я незадолго до этого пришел работать. Так далеко и без пишущего корреспондента отправился впервые. Пишущий корреспондент - Татьяна Яхлакова - приехала в Вильнюс уже после того, как ввели танки, и мы с ней там даже не встретились, только в Москве обменялись впечатлениями.
- Добирались не без сложностей?
- Город уже был на особом положении, билеты свободно не продавались, в то время и в спокойные места билет приобрести было непросто. Потребовались связи Егора Владимировича Яковлева. Он по своим каналам сумел достать билеты. А самолет, как потом я увидел, был полупустой.
Проблем добраться из аэропорта до города не было. Я приехал до того, как войска ввели в город. Общественный транспорт нормально работал, как и такси.
- Как определили эпицентр, где главные события происходят?
- Фотограф всегда ориентируется на массы, ему надо туда, где много людей, где бурление. Это была площадь перед парламентом, там шли перманентные митинги: одни группы людей сменяли другие, менялись лозунги, были лозунги и на русском языке, типа «Поддерживаем решения Горбачева» и в подобном духе. Были плакаты и на английском, но основная масса, конечно, на литовском языке. При этом «антисоветские» плакаты не были направлены против людей, стоявших рядом, а против идеологии, против той системы.
Если ту ситуацию называть противостоянием, то оно не было вооруженным. Там были обычные граждане, такие же советские люди, как в Москве, просто у них был совсем другой настрой. Не было никакой агрессии, люди были внутренне спокойные и уверенные в себе. У меня было ощущение, что эти люди приняли для себя решение что-то сделать со своей жизнью, изменить ее, и решение менять не будут.
События в Вильнюсе 12-13 января 1991 года
Фото: Евгений Кондаков
- Фотографировать вам и другим репортерам не препятствовали?
- После того, когда ввели в город войска, тяжелую технику, военные требовали, иногда жестко, уходить от техники, не снимать. Некоторые журналисты пострадали, им разбили аппаратуру, но я старался на рожон не лезть. У меня обошлось. Штурм телебашни я не снимал: когда я узнал, что это случилось, и туда добрался, все уже было кончено.
- Попробуйте вспомнить, как вы там себя чувствовали?
- Личное – очень сильное впечатление, это первая моя горячая точка, после этого было много всего другого: Таджикистан, Осетия, Чечня, но тогда первый раз мне пришлось увидеть погибших, убитых людей. Помимо того, что это моя очень сильная личная история, уже тогда мне было понятно, что это история важная и для страны. Я понимал, что людей вместо того, чтобы с ними разговаривать, бьют дубиной по голове и используют танки, что эти люди никогда не вернутся обратно и сделают все, что от них зависит, чтобы быть по другую сторону границы от тех, кто их бьет. И еще – у меня, как совсем молодого фоторепортера, был профессиональный азарт.
- Возвращаться в редакцию пришлось также не самым простым образом?
- После того, как в город были введены военные, объявлены комендантский час и специальный режим, вокзалы контролировались, и для перемещений требовалось специальное разрешение, я не мог рисковать. Чтобы успеть с материалом в номер, мне надо было срочно доставить пленки в Москву. У меня был билет обратный на самолет, но зная, что в аэропорту возможен досмотр, и фотограф из-за своей аппаратуры привлекает много внимания, я оставил всю фотоаппаратуру у случайных знакомых. Их имен я сейчас даже и не вспомню, а тогда у меня был только их номер телефона. С маленьким рюкзачком я вывез пленки в проходящем поезде, в плацкартном вагоне. Успел! Аппаратуру через пару дней мне переправили с какими-то случайными людьми авиарейсом. Этот момент вызывает сейчас больше всего вопросов и удивления. Это характеристика времени! Совсем другое время!
- В редакции вы чувствовали себя героем дня?
- Здорово, конечно, что я привез эти фотографии. Но дело в том, что огромная работа была сделана в редакции, в эти дни весь коллектив трудился в особом режиме: Татьяна Яхлакова постоянно передавала новости из Вильнюса, в Москве коллеги отслеживали обновление ситуации, писали о развитии событий, взяли интервью у Ельцина.
Сейчас, когда я готовлю выставку, я понял, что она не только о событиях, которые произошли 25 лет назад, конечно, очень важных, но и о журналистской работе, это памятник прессе того времени. Поэтому у меня и на выставке, и в сопроводительном буклете будут присутствовать не только мои фотографии, но и страницы тех «Московских новостей».
Фотографии, около 40, будут большого размера и одновременно с ними - увеличенные страницы «Московских новостей», чтобы можно было прочитать и тексты, напечатанные 25 лет назад.
Видеосъёмка с открытия фотовыставки "Танки не взяли Вильнюс" 13 января 2016 г.
Видео с открытия фотовыставки "Танки не взяли Вильнюс" (13 января 2016)
Видео: Константин Дубков