Фотовыставка «Танки не взяли Вильнюс» открылась 13 января в Ельцин Центре в Екатеринбурге. Снимки, сделанные в дни трагических событий 12 и 13 января 1991 года в Литве, представил фотокорреспондент газеты «Московские новости» Евгений Кондаков.
25 лет назад фоторепортер стал свидетелем столкновений жителей тогда еще советской Литвы с введенными в центр города войсками. В те дни в Вильнюсе погибли, по разным данным, от 14 до 16 человек, более сотни человек получили ранения. Так отреагировало союзное руководство на провозглашение независимости Литвы.
Еженедельник «Московские новости», который в то время возглавлял известный журналист Егор Яковлев, вышел со специальным выпуском. На первой полосе – заявление учредителей газеты под названием «Преступление режима, который не хочет сходить со сцены».
Один из членов этого учредительного совета политолог Александр Ципко был приглашен на открытие фотовыставки в Ельцин Центре. Представила фотоэкспозицию заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина Людмила Телень.
Автор фотографий Евгений Кондаков, открывая выставку, поделился воспоминаниями о той своей непростой командировке. Евгений Кондаков подготовил не только свои фотоснимки, но и напечатал сами полосы «Московских новостей», которые также стали частью экспозиции.
Приглашенный в Ельцин Центр журналист Виктор Лошак, который в тот год работал в «Московских новостях», а вскоре стал их главным редактором, назвал фотовыставку «голосом в том споре, который ведется в нашем обществе»:
– Или мы «такую страну потеряли», и ее нужно было склеивать всеми силами: силами денег, силами десантников, силами коммунистической партии. Или свободе нечего противопоставить. Свобода все равно возьмет свое. Не в этом году, не в следующем, через 10 лет – всё равно эти люди, эти страны, Литва, Латвия, Эстония, были бы свободными. Всё равно этот монстр должен был распасться.
А Центр президента Ельцина это полемическая площадка, на которой можно спорить по таким вопросам… Это очень важно, на мой взгляд, чтобы мы к таким вопросам возвращались. Чтобы через фотографии, через глаза людей, которых сфотографировал Женя, мы понимали, что происходило на самом деле.
Второй вопрос – это, конечно, журналистика и Егор Яковлев. Из сегодняшнего дня очень многого не видно. Тогда всё казалось черно-белым, демократ – не демократ, рыночник – не рыночник. За эти 25 лет жизнь стала стереоскопической, мы много начинаем понимать подробно. Кто были эти мальчишки Псковской дивизии, которые вышли на улицы Вильнюса? А было ли у них представление, как можно защищаться против толпы в 10 тысяч? А кто были люди, которые вышли? И так далее. И это же повторялось. Повторялось в Нагорном Карабахе… История нам дала на этот счет очень много уроков. Но были люди, которые просто хотели улучшить социализм. Они не хотели никакого капитализма, никаких революций, они хотели социализма с человеческим лицом. Они были даже не моего поколения, старше. Это были дети оттепели, которые хотели улучшить социализм, а дальше жизнь их потащила. И вот 13 января 1991 года это поколение через письмо, подписанное его лидерами, рассталось с Горбачёвым. Для них это был, как мне кажется, фантастически драматический момент. Кроме того, что это всё было - драматический момент: гибель, смерть, революция, откол Прибалтики. Для них лично это была драма, потому что они были с Горбачевым одной крови, одного взгляда. И вдруг они подписывают это письмо «Преступление режима, который не хочет сходить со сцены». Этим письмом они отказали Горбачеву в доверии. А ведь многие были с ним связаны и лично. Тут нужно вспомнить, что Борис Николаевич Ельцин тогда повёл себя совсем по-другому, тут же обозначил другую линию поведения...
Соавтор письма, политолог Александр Ципко, тогда член учредительного совета «Московских новостей», предложил вспомнить исторический контекст, который, как он считает, сейчас уходит.
- С контекстом надо быть очень точным и аккуратным. Члены учредительного совета "МН" – это были политические противники Ельцина. Надо знать, какова была ситуация к 1991 году. Всё большее значение играли реакционеры, военные, сторонники реставрации социализма, была «Демократическая Россия», Гавриил Попов был между нами. И была группа людей, которые хотели сохранить на принципах добровольного объединения и Союз, и те республики, которые могли быть вместе… Письмо, которое подписали тогда члены учредительного совета, было реакцией отторжения насилия государства, крови, всего того, что связано с советской системой. Вот те мотивы, которые стояли за этим поступком. А у нас сейчас теряется иммунитет против насилия, который был характерен для нашего поколения. Протест против насилия, худшего, что было связано с советской системой, шел тогда снизу. И еще тогда было ожидание ГКЧП. Это письмо было противостоянием грядущему путчу, который многие считали неизбежным. Это был поступок впереди истории… Что не понимает новое поколение? Ну не могла быть прочной советская система, Советский Союз, где многое было основано на насилии. Если вы ввели в Прибалтику когда-то войска, если вы расстреляли треть интеллигенции… Ну это же не может быть вечным. Рано или поздно это должно было рухнуть. Этого не понимают, когда говорят о распаде страны. Славянские республики при уме, может быть, и можно было бы как-то сохранить вместе. Но никогда в жизни Прибалтика при свободе не осталась бы в рамках страны…
Александр Дроздов, исполнительный директор Президентского центра Бориса Ельцина, напомнил, что за позицию по отношению к прибалтийским республикам Борис Ельцин получил несколько наград – Литвы, Латвии, а в Эстонии, в Таллине, в его честь открыт мемориальный бронзовый барельеф. И эти мероприятия, на которые были приглашены представители Ельцин Центра, проходили не официозно, а душевно и очень честно.
* * *
Фотовыставка в Ельцин Центре в Екатеринбурге продлится до 31 января. Посмотреть на нее можно в фойе Конференц-центра.