Фотопортрет в литературе: идентичность, присутствие, память

26 июня 2024 г.Михаил Лузин
Фотопортрет в литературе: идентичность, присутствие, память

Елена Глуховская (кандидат филологических наук) и Мария Гурьева (кандидат философских наук), доценты Школы искусств и культурного наследия ЕУСПб — рассмотрели примеры появления фотографических портретов в литературных произведениях и обратились к портретам писателей.

Как через фотопортрет проявляется личность писателя? Как его образ закрепляется в коллективной памяти? Об этих и других вопросах шла речь на встрече в Ельцин Центре в Екатеринбурге 2 июня.

Предыдущие лекции цикла:

Фотографический портрет — один из способов конструирования идентичности, который выполняет определённые мемориальные функции. Об истории этого вида фотографии на примерах из литературы и биографии писателей шла речь на заключительной лекции совместного цикла Ельцин Центра и Европейского университета Санкт-Петербурга (ЕУСПб) «Исследования культурной памяти».

История фотографического портрета

Фотография зародилась в середине XIX века, и уже в первые годы её существования портрет стал самым распространённым сюжетом. Почему же портреты стали столь популярны? Исследователи культуры считают это важным признаком социокультурного контекста эпохи современности, начинающейся с XIX века и продолжающейся до наших дней. Портреты стали средством конструирования идентичности, необходимым для растущего среднего класса.

В середине XIX века, в эпоху кризиса идентичности, традиционные представления о жизни начали разрушаться. Люди осознавали, что существует множество вариантов самореализации, и сталкивались с необходимостью выбирать, как сложить свою идентичность из различных возможностей. Фотография стала способом создать образ себя, который можно было бы показать другим и сохранить на будущее.

Сначала портреты снимались на дагерротипы — химически обработанные медные пластины. Этот процесс был медленным и требовал от клиентов неподвижно позировать несколько минут. Вскоре появились «визитные карточки» — cartes-de-visite. Каждая представляла собой маленькую фотографию (11,4см х 6,4 см) которую индивидуально размещали на небольшом куске бумаги.

— Данная форма была задумана для съёмки простых и недорогих портретов, — рассказывает Елена Глуховская. — Такие карточки дарили друг другу, посылали по почте, их хранили как сентиментальное воспоминание о человеке. Технология позволяла за один сеанс получить несколько портретов на одном негативе, что удешевило процесс и сделало его доступным для более широких слоёв населения.

Важная особенность фотографии заключалась в её способности запечатлевать момент времени и сохранять его на будущее. Фотопортреты стали важным элементом семейных архивов, а также средством передачи памяти через поколения. Со временем фотопортреты стали не только частным изображением, но и объектом массового потребления. Появились фотоателье, которые предлагали услуги по созданию фотопортретов, и это стало популярным среди людей разных социальных слоёв, — подытожила Елена Глуховская.

Фотопортрет в литературе

Фотопортреты проникли в литературу, становясь символическими заменами главных героев. Наиболее известным примером является портрет Настасьи Филипповны из романа Достоевского «Идиот». В романе Достоевский поэтапно знакомит читателя с Настасьей Филипповной, сначала через описание портрета, и лишь потом происходит её личное появление.

В «Идиоте» фотопортрет Настасьи Филипповны служит не только визуальным образом, но и элементом, имеющим сакральное значение. Князь Мышкин, впервые увидев портрет, долго всматривается в него, пытаясь разгадать скрытые черты лица, которые так поразили его по рассказам. Этот момент символизирует не только визуальное восприятие, но и эмоциональное погружение в образ.

Другой пример — роман Льва Толстого «Анна Каренина», где фотопортреты используются для создания символических сопоставлений и управления временем. Писатель подробно описывает, как героиня открывает медальон с портретом своего сына Серёжи. Затем она вынимает фотографии из альбома, погружаясь в воспоминания и сравнивая прошлое с настоящим. Этот приём позволяет Толстому нарушить хронологическую последовательность повествования и создать новые ассоциации, которые усиливают эмоциональное переживание, рассказывает Елена Глуховская.

Публичные деятели и фотопортреты

Фотопортреты стали важным инструментом для публичных деятелей, стремящихся создать и закрепить свои образы. Так, поэт Валерий Брюсов использовал фото для конструирования своей публичной идентичности. За основу он взял знаменитый портрет кисти Михаила Врубеля, который стал символом его визионерских способностей и творческой гениальности. Брюсов сознательно культивировал этот образ, воспроизводя его в своей жизни и на фотографиях.

Брюсов был изображён в характерной позе со скрещёнными на груди руками и взглядом, устремлённым вверх. Этот жест стал символом меланхолического темперамента, ассоциирующегося с творческим гением и пророческими способностями. Врубель, создавая этот портрет, использовал традиции романтической иконографии, связывая образ поэта с мифологией меланхолии. Исследователи указывают на связь этого жеста с иконографией меланхолии, известной с античных времён.

Меланхолический темперамент характеризуется мечтательностью, эмоциональной чувствительностью и склонностью к одиночеству. Портрет Брюсова стал важным элементом его публичного образа, закрепляясь в культурной памяти и воспроизводясь на других фотографиях поэта.

— Ещё одним примером использования фотопортрета для создания публичного образа является Дмитрий Мережковский. На одном из наиболее известных фотопортретов он изображён сидящим за столом с книгой в руках, на фоне распятия и шкафов с книгами. Этот снимок подчёркивает его религиозные и философские устремления, создавая образ задумчивого мыслителя. Такая поза символизирует меланхолическое душевное состояние, как считается, свойственное гениальным людям, — отметила Мария Гурьева.

Поза Мережковского с рукой, поддерживающей подбородок, восходит к античной иконографии и символизирует глубокую задумчивость. Эта поза была популярна среди портретов философов и писателей, олицетворяя их интеллектуальные искания и религиозные размышления. Фотопортреты Мережковского становятся не только визуальным образом, но и элементом, передающим его духовные поиски.

Примечательно, что фотографии Мережковского подвергались изменениям со временем. В издании его сочинений в 1990-х годах фотография была изменена — удалены бытовые элементы, такие как электрический звонок под распятием, что сделало образ писателя более однозначным и соответствующим новым запросам культурной памяти. Это показывает, как со временем трансформируются визуальные образы в зависимости от общественных потребностей и интерпретаций.

Елена Глуховская, Мария Гурьева. Фотопортрет в литературе: идентичность, присутствие, память

Фотографический эпатаж Александра Емельянова-Коханского

Александр Емельянов-Коханский стал знаковой фигурой для русской литературы начала 1890-х годов. В своей книге стихов «Обнажённые нервы» он доводил до абсурда приёмы новой литературы, пародируя декадентскую эстетику. А фотопортреты использовал для создания эпатажного образа, связывая их с содержанием своих произведений.

Изображение в образе демона, с которого начинается книга, стало символом театральности и мистификации, свойственной его литературной деятельности. Этот портрет — коллаж, где голова поэта помещена на тело демона.

Емельянов-Коханский использовал этот и другие фотопортреты как средство эпатажа, привлечения внимания и создания скандальной репутации. В предисловии к книге он пишет от лица вымышленного издателя, объясняя выбор портрета тем, что он якобы передаёт истинный облик автора. Этот пример демонстрирует, как фотопортреты могут быть использованы для создания художественных мистификаций и усиления литературного образа.

Завершая лекцию, Елена Глуховская отметила, что фотопортрет с момента своего возникновения стал важным инструментом для конструирования идентичности и сохранения памяти. Его роль в литературе и жизни публичных деятелей подтверждает важность фотографии в культурной памяти. Мы видим, что фотопортреты могут не только запечатлеть внешний облик, но и передать внутренний мир, характер и идеологию человека. Это делает фотопортреты незаменимым инструментом в литературе и жизни, позволяющим нам лучше понять и сохранить культурную память.

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.