Елена Глуховская (кандидат филологических наук) и Мария Гурьева (кандидат философских наук), доценты Школы искусств и культурного наследия ЕУСПб — рассмотрели примеры появления фотографических портретов в литературных произведениях и обратились к портретам писателей.
Как через фотопортрет проявляется личность писателя? Как его образ закрепляется в коллективной памяти? Об этих и других вопросах шла речь на встрече в Ельцин Центре в Екатеринбурге 2 июня.
Предыдущие лекции цикла:
- Владимир Лапин — о «борьбе памятников»
- Вадим Басс: как расшифровать здание?
- Юлия Сафронова — об исследованиях культурной памяти
- Ксения Сурикова — о культурной травме в экспозиции музеев
Фотографический портрет — один из способов конструирования идентичности, который выполняет определённые мемориальные функции. Об истории этого вида фотографии на примерах из литературы и биографии писателей шла речь на заключительной лекции совместного цикла Ельцин Центра и Европейского университета Санкт-Петербурга (ЕУСПб) «Исследования культурной памяти».
История фотографического портрета
Фотография зародилась в середине XIX века, и уже в первые годы её существования портрет стал самым распространённым сюжетом. Почему же портреты стали столь популярны? Исследователи культуры считают это важным признаком социокультурного контекста эпохи современности, начинающейся с XIX века и продолжающейся до наших дней. Портреты стали средством конструирования идентичности, необходимым для растущего среднего класса.
В середине XIX века, в эпоху кризиса идентичности, традиционные представления о жизни начали разрушаться. Люди осознавали, что существует множество вариантов самореализации, и сталкивались с необходимостью выбирать, как сложить свою идентичность из различных возможностей. Фотография стала способом создать образ себя, который можно было бы показать другим и сохранить на будущее.
Сначала портреты снимались на дагерротипы — химически обработанные медные пластины. Этот процесс был медленным и требовал от клиентов неподвижно позировать несколько минут. Вскоре появились «визитные карточки» — cartes-de-visite. Каждая представляла собой маленькую фотографию (11,4см х 6,4 см) которую индивидуально размещали на небольшом куске бумаги.
— Данная форма была задумана для съёмки простых и недорогих портретов, — рассказывает Елена Глуховская. — Такие карточки дарили друг другу, посылали по почте, их хранили как сентиментальное воспоминание о человеке. Технология позволяла за один сеанс получить несколько портретов на одном негативе, что удешевило процесс и сделало его доступным для более широких слоёв населения.
Важная особенность фотографии заключалась в её способности запечатлевать момент времени и сохранять его на будущее. Фотопортреты стали важным элементом семейных архивов, а также средством передачи памяти через поколения. Со временем фотопортреты стали не только частным изображением, но и объектом массового потребления. Появились фотоателье, которые предлагали услуги по созданию фотопортретов, и это стало популярным среди людей разных социальных слоёв, — подытожила Елена Глуховская.
Фотопортрет в литературе
Фотопортреты проникли в литературу, становясь символическими заменами главных героев. Наиболее известным примером является портрет Настасьи Филипповны из романа Достоевского «Идиот». В романе Достоевский поэтапно знакомит читателя с Настасьей Филипповной, сначала через описание портрета, и лишь потом происходит её личное появление.
В «Идиоте» фотопортрет Настасьи Филипповны служит не только визуальным образом, но и элементом, имеющим сакральное значение. Князь Мышкин, впервые увидев портрет, долго всматривается в него, пытаясь разгадать скрытые черты лица, которые так поразили его по рассказам. Этот момент символизирует не только визуальное восприятие, но и эмоциональное погружение в образ.
Другой пример — роман Льва Толстого «Анна Каренина», где фотопортреты используются для создания символических сопоставлений и управления временем. Писатель подробно описывает, как героиня открывает медальон с портретом своего сына Серёжи. Затем она вынимает фотографии из альбома, погружаясь в воспоминания и сравнивая прошлое с настоящим. Этот приём позволяет Толстому нарушить хронологическую последовательность повествования и создать новые ассоциации, которые усиливают эмоциональное переживание, рассказывает Елена Глуховская.
Публичные деятели и фотопортреты
Фотопортреты стали важным инструментом для публичных деятелей, стремящихся создать и закрепить свои образы. Так, поэт Валерий Брюсов использовал фото для конструирования своей публичной идентичности. За основу он взял знаменитый портрет кисти Михаила Врубеля, который стал символом его визионерских способностей и творческой гениальности. Брюсов сознательно культивировал этот образ, воспроизводя его в своей жизни и на фотографиях.
Брюсов был изображён в характерной позе со скрещёнными на груди руками и взглядом, устремлённым вверх. Этот жест стал символом меланхолического темперамента, ассоциирующегося с творческим гением и пророческими способностями. Врубель, создавая этот портрет, использовал традиции романтической иконографии, связывая образ поэта с мифологией меланхолии. Исследователи указывают на связь этого жеста с иконографией меланхолии, известной с античных времён.
Меланхолический темперамент характеризуется мечтательностью, эмоциональной чувствительностью и склонностью к одиночеству. Портрет Брюсова стал важным элементом его публичного образа, закрепляясь в культурной памяти и воспроизводясь на других фотографиях поэта.
— Ещё одним примером использования фотопортрета для создания публичного образа является Дмитрий Мережковский. На одном из наиболее известных фотопортретов он изображён сидящим за столом с книгой в руках, на фоне распятия и шкафов с книгами. Этот снимок подчёркивает его религиозные и философские устремления, создавая образ задумчивого мыслителя. Такая поза символизирует меланхолическое душевное состояние, как считается, свойственное гениальным людям, — отметила Мария Гурьева.
Поза Мережковского с рукой, поддерживающей подбородок, восходит к античной иконографии и символизирует глубокую задумчивость. Эта поза была популярна среди портретов философов и писателей, олицетворяя их интеллектуальные искания и религиозные размышления. Фотопортреты Мережковского становятся не только визуальным образом, но и элементом, передающим его духовные поиски.
Примечательно, что фотографии Мережковского подвергались изменениям со временем. В издании его сочинений в 1990-х годах фотография была изменена — удалены бытовые элементы, такие как электрический звонок под распятием, что сделало образ писателя более однозначным и соответствующим новым запросам культурной памяти. Это показывает, как со временем трансформируются визуальные образы в зависимости от общественных потребностей и интерпретаций.
Елена Глуховская, Мария Гурьева. Фотопортрет в литературе: идентичность, присутствие, память
Фотографический эпатаж Александра Емельянова-Коханского
Александр Емельянов-Коханский стал знаковой фигурой для русской литературы начала 1890-х годов. В своей книге стихов «Обнажённые нервы» он доводил до абсурда приёмы новой литературы, пародируя декадентскую эстетику. А фотопортреты использовал для создания эпатажного образа, связывая их с содержанием своих произведений.
Изображение в образе демона, с которого начинается книга, стало символом театральности и мистификации, свойственной его литературной деятельности. Этот портрет — коллаж, где голова поэта помещена на тело демона.
Емельянов-Коханский использовал этот и другие фотопортреты как средство эпатажа, привлечения внимания и создания скандальной репутации. В предисловии к книге он пишет от лица вымышленного издателя, объясняя выбор портрета тем, что он якобы передаёт истинный облик автора. Этот пример демонстрирует, как фотопортреты могут быть использованы для создания художественных мистификаций и усиления литературного образа.
Завершая лекцию, Елена Глуховская отметила, что фотопортрет с момента своего возникновения стал важным инструментом для конструирования идентичности и сохранения памяти. Его роль в литературе и жизни публичных деятелей подтверждает важность фотографии в культурной памяти. Мы видим, что фотопортреты могут не только запечатлеть внешний облик, но и передать внутренний мир, характер и идеологию человека. Это делает фотопортреты незаменимым инструментом в литературе и жизни, позволяющим нам лучше понять и сохранить культурную память.