«Форрест Гамп»: голливудская сказка, проверенная временем

19 июля 2024 г.Наталья Шурмина
«Форрест Гамп»: голливудская сказка, проверенная временем

Любимый миллионами зрителей уже более 30 лет фильм «Форрест Гамп» стал предметом обсуждения на очередной публичной встрече в Музее Бориса Ельцина. Эксперты из разных областей 13 июля искали заложенные в картине смыслы и пытались ответить на вопрос, почему эта работа режиссёра Роберта Земекиса стала культурным феноменом.

«Форрест Гамп» вышел на большие экраны 6 июля 1994 года и стал одним из главных фильмов 90-х годов. Вдохновляющая история, ретроспектива американской жизни и уникальный образ главного героя влюбили в себя миллионы людей, а в массовой культуре даже появился новый термин — «гампизм».

Картину, завоевавшую множество кинематографических наград и сердца зрителей, обсуждали киновед и кинокритик Евгений Майзель, продюсер социокультурных проектов Елена Возмищева и американист, кандидат исторических наук Дмитрий Победаш. Модерировал паблик-ток «Форрест Гамп. Маленький человек в большой истории?» специалист по экскурсионным и специальным программам музея Иван Эрднев.

Готовясь к разговору о фильме, музейные сотрудники провели среди 265 посетителей Ельцин Центра небольшое социологическое исследование. Опрос показал, что большинство респондентов смотрели работу Земекиса и считают её классикой мирового кинематографа. Более 40 процентов помнят, что «Форрест Гамп» получил «Оскар» в категории «Лучший фильм» и поддерживают выбор американской киноакадемии.

— Классика мирового кинематографа — это не совсем научно-киноведческое понятие, однако этот фильм, вне всякого сомнения, входит в какой-то канон, — отметил Евгений Майзель. — Эта работа Земекиса очень важна для американцев, важна для людей, которые ценят кинематограф как инструмент, с помощью которого люди могут пересматривать какие-то социальные конвенции. И в этом смысле «Форрест Гамп» является знаковой картиной.

Также большинство опрошенных посетителей Ельцин Центра, оценивая фильм по десятибалльной шкале, дали ему высокую среднюю оценку — 8,26, и эксперты с ней согласились. Майзель при этом напомнил, что Роберт Земекис — большой мастер народных блокбастеров. Его картины понятны и доступны всем и каждому, однако даже критики режиссёра признают, что он очень часто в рамках своих каких-то совершенно традиционных повествований «осуществляет весьма подрывные тонкие вещи». То есть режиссёр способен, воплощая норму, нередко «ловить» обывателя на каких-то его ошибках, предрассудках и многом другом.

— «Форрест Гамп» — это архетипическая история про путешествие Ивана-дурака, которому везёт именно потому, что он трикстер и не вписывается ни в какое сообщество, не принадлежит ни к одному из них, — высказала свою точку зрения Елена Возмищева. — За счёт этого и своей кристально чистой души он обходит все препятствия, которые не получается обходить у других. Мы знаем, как заканчиваются подобные истории, и ждём в финале счастливого конца. В этом плане фильм «Форрест Гамп» похож на сказку.

Дмитрий Победаш добавил, что главный герой фильма соответствует всем моральным заповедям англосаксонского протестанта и христианской этики, которые гласят, что честный человек обязан дружить и быть верным. В добродетельности и душевной чистоте заключается классическая протестантская трудовая этика: «Если ты честный, благородный и вкалываешь, то всё равно будешь богатым. И без разницы, кто ты». И именно так должен воплощаться жизненный идеал жителей США — «американская мечта».

Также Победаш отметил, что «Форрест Гамп» — прекрасное пособие по изучению современной истории США. Здесь показаны не только жизнь американской глубинки, но и война во Вьетнаме, и антивоенное движение, борьба с сегрегацией, Уотергейт, становление рок-н-ролла и компании Apple. В фильме Форрест встречается с президентами Кеннеди, Джонсоном и Никсоном, а манеру двигаться у него перенимает начинающий карьеру в музыке Элвис Пресли.

— Фильм показывает основные ключевые моменты, по которым можно прослеживать историю США. Там вообще сплошь история. Например, вы помните тренера по футболу в черно-белой шляпе? Это реальная личность — Пол Брайант, который одним из первых пытался вовлечь темнокожих в команды по американскому футболу. Главному герою, как и его сыну, читают книжку «Любопытный Джордж», она очень известная и узнаваемая, как и все остальные исторические эпизоды фильма, — подчеркнул Победаш, назвавший картину в целом «консервативным манифестом».

По словам Майзеля, именно за эту консервативную позицию, связанную с расовыми и гендерными вопросами, фильм Земекиса критикуют некоторые киноведы. А ещё весь фильм пронизывает скепсис в отношении любых активистов, но особенно левых. Форрест же достигает в жизни всего непротивлением.

— Именно аполитизм главного героя, его непонимание конфликтов, в которые он всё время ввязывается, свидетелем которых он оказывается и случайно в них участвует, оказывается у автора хорошей позицией, — отметил кинокритик. Не пытаться ничего исправить — это хорошо, потому что те, кто пытаются исправить, — люди глубоко невротизированные, на которых не хочется быть похожими.

С мнением кинокритика Майзеля, что главный герой фильма — фигура аполитичная, не согласился американист Победаш, который утверждает, что в США политизировано всё, включая и любое кинематографическое высказывание. Земекис, по его мнению, представляет правую, консервативную точку зрения, но в то же время объединяет американцев за счёт воспоминаний о том, какое удивительное для нации время представлено в картине.

— Фильм как-то очень сильно откликнулся всей американской аудитории и протестантской этикой, и американской мечтой о том, что каждый может стать кем угодно, и ещё каким-то ностальгическим чувством по временам, когда все были едины, — подчеркнул Победаш.

Эксперты в ходе дискуссии много раз касались нетипичного образа главного героя фильма — человека с ментальными особенностями, парня «с низким IQ». Елена Возмищева считает, что к 1994 году, когда картина увидела свет, именно таким — добрым, эмпатичным и милосердным — должен был быть представлен на большом экране человек с инвалидностью в США. К этому времени в стране уже 20 лет инвалиды боролись за свои права, и их усилия были закреплены законодательно.

И если до 90-х годов долгое время персонажи с инвалидностью в кинематографе играли злодеев и монстров, то на излёте XX века на экране появляются однобокие положительные герои. И только в последние десять лет на сцене, в кино и в литературе появляется всё больше каких-то более сложных характеров.

— «Форрест Гамп» закрепил изображение сверхчеловека, у которого есть больше талантов, лучшие моральные качества, сверхдисциплина, потрясающая сила воли, чем у «средних» людей. Однако вместо человека с какими-то сложными чертами характера мы видим идеализированный образ, — отметила Возмищева. — И проблема как раз в том, что в этот момент мы не замечаем человека равного, потому что у любого из нас может быть дурной характер или потрясающее чувство юмора, с которым ты можешь хотеть общаться, а можешь его избегать. И это применимо абсолютно к любому из нас, вне зависимости от жизненного опыта — в том числе того, который человек проживает в своем теле.

В финале разговора эксперты сошлись во мнении и констатировали: несмотря ни на что, работа Земекиса выдержала проверку временем и спустя 30 лет не утратила своей актуальности. Дмитрий Победаш считает, что «Форрест Гамп» напоминает американскому обществу о важном периоде единства нации в эпоху холодной войны, а Елена Возмищева, которая видит фильм как «добрую сказку», особо отметила знаковость и символичность картины, несмотря на большое упрощение образа главного героя.

— «Форрест Гамп» — как вино, которое не портится, — подчеркнул Евгений Майзель. — Шаблонные персонажи Земекиса всегда с какими-то нюансами и в самых разных моментах подрывают наше ожидание ради удовольствия зрителей. Картина заставляет нас ставить себя на место главного героя, смотреть на происходящее его глазами, проживать события вместе с ним, реконструировать то, что чувствует Форрест, что он понимает, а чего — нет. Вот это, возможно, очень ценное качество фильма.

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.