Любимый миллионами зрителей уже более 30 лет фильм «Форрест Гамп» стал предметом обсуждения на очередной публичной встрече в Музее Бориса Ельцина. Эксперты из разных областей 13 июля искали заложенные в картине смыслы и пытались ответить на вопрос, почему эта работа режиссёра Роберта Земекиса стала культурным феноменом.
«Форрест Гамп» вышел на большие экраны 6 июля 1994 года и стал одним из главных фильмов 90-х годов. Вдохновляющая история, ретроспектива американской жизни и уникальный образ главного героя влюбили в себя миллионы людей, а в массовой культуре даже появился новый термин — «гампизм».
Картину, завоевавшую множество кинематографических наград и сердца зрителей, обсуждали киновед и кинокритик Евгений Майзель, продюсер социокультурных проектов Елена Возмищева и американист, кандидат исторических наук Дмитрий Победаш. Модерировал паблик-ток «Форрест Гамп. Маленький человек в большой истории?» специалист по экскурсионным и специальным программам музея Иван Эрднев.
Готовясь к разговору о фильме, музейные сотрудники провели среди 265 посетителей Ельцин Центра небольшое социологическое исследование. Опрос показал, что большинство респондентов смотрели работу Земекиса и считают её классикой мирового кинематографа. Более 40 процентов помнят, что «Форрест Гамп» получил «Оскар» в категории «Лучший фильм» и поддерживают выбор американской киноакадемии.
— Классика мирового кинематографа — это не совсем научно-киноведческое понятие, однако этот фильм, вне всякого сомнения, входит в какой-то канон, — отметил Евгений Майзель. — Эта работа Земекиса очень важна для американцев, важна для людей, которые ценят кинематограф как инструмент, с помощью которого люди могут пересматривать какие-то социальные конвенции. И в этом смысле «Форрест Гамп» является знаковой картиной.
Также большинство опрошенных посетителей Ельцин Центра, оценивая фильм по десятибалльной шкале, дали ему высокую среднюю оценку — 8,26, и эксперты с ней согласились. Майзель при этом напомнил, что Роберт Земекис — большой мастер народных блокбастеров. Его картины понятны и доступны всем и каждому, однако даже критики режиссёра признают, что он очень часто в рамках своих каких-то совершенно традиционных повествований «осуществляет весьма подрывные тонкие вещи». То есть режиссёр способен, воплощая норму, нередко «ловить» обывателя на каких-то его ошибках, предрассудках и многом другом.
— «Форрест Гамп» — это архетипическая история про путешествие Ивана-дурака, которому везёт именно потому, что он трикстер и не вписывается ни в какое сообщество, не принадлежит ни к одному из них, — высказала свою точку зрения Елена Возмищева. — За счёт этого и своей кристально чистой души он обходит все препятствия, которые не получается обходить у других. Мы знаем, как заканчиваются подобные истории, и ждём в финале счастливого конца. В этом плане фильм «Форрест Гамп» похож на сказку.
Дмитрий Победаш добавил, что главный герой фильма соответствует всем моральным заповедям англосаксонского протестанта и христианской этики, которые гласят, что честный человек обязан дружить и быть верным. В добродетельности и душевной чистоте заключается классическая протестантская трудовая этика: «Если ты честный, благородный и вкалываешь, то всё равно будешь богатым. И без разницы, кто ты». И именно так должен воплощаться жизненный идеал жителей США — «американская мечта».
Также Победаш отметил, что «Форрест Гамп» — прекрасное пособие по изучению современной истории США. Здесь показаны не только жизнь американской глубинки, но и война во Вьетнаме, и антивоенное движение, борьба с сегрегацией, Уотергейт, становление рок-н-ролла и компании Apple. В фильме Форрест встречается с президентами Кеннеди, Джонсоном и Никсоном, а манеру двигаться у него перенимает начинающий карьеру в музыке Элвис Пресли.
— Фильм показывает основные ключевые моменты, по которым можно прослеживать историю США. Там вообще сплошь история. Например, вы помните тренера по футболу в черно-белой шляпе? Это реальная личность — Пол Брайант, который одним из первых пытался вовлечь темнокожих в команды по американскому футболу. Главному герою, как и его сыну, читают книжку «Любопытный Джордж», она очень известная и узнаваемая, как и все остальные исторические эпизоды фильма, — подчеркнул Победаш, назвавший картину в целом «консервативным манифестом».
По словам Майзеля, именно за эту консервативную позицию, связанную с расовыми и гендерными вопросами, фильм Земекиса критикуют некоторые киноведы. А ещё весь фильм пронизывает скепсис в отношении любых активистов, но особенно левых. Форрест же достигает в жизни всего непротивлением.
— Именно аполитизм главного героя, его непонимание конфликтов, в которые он всё время ввязывается, свидетелем которых он оказывается и случайно в них участвует, оказывается у автора хорошей позицией, — отметил кинокритик. Не пытаться ничего исправить — это хорошо, потому что те, кто пытаются исправить, — люди глубоко невротизированные, на которых не хочется быть похожими.
С мнением кинокритика Майзеля, что главный герой фильма — фигура аполитичная, не согласился американист Победаш, который утверждает, что в США политизировано всё, включая и любое кинематографическое высказывание. Земекис, по его мнению, представляет правую, консервативную точку зрения, но в то же время объединяет американцев за счёт воспоминаний о том, какое удивительное для нации время представлено в картине.
— Фильм как-то очень сильно откликнулся всей американской аудитории и протестантской этикой, и американской мечтой о том, что каждый может стать кем угодно, и ещё каким-то ностальгическим чувством по временам, когда все были едины, — подчеркнул Победаш.
Эксперты в ходе дискуссии много раз касались нетипичного образа главного героя фильма — человека с ментальными особенностями, парня «с низким IQ». Елена Возмищева считает, что к 1994 году, когда картина увидела свет, именно таким — добрым, эмпатичным и милосердным — должен был быть представлен на большом экране человек с инвалидностью в США. К этому времени в стране уже 20 лет инвалиды боролись за свои права, и их усилия были закреплены законодательно.
И если до 90-х годов долгое время персонажи с инвалидностью в кинематографе играли злодеев и монстров, то на излёте XX века на экране появляются однобокие положительные герои. И только в последние десять лет на сцене, в кино и в литературе появляется всё больше каких-то более сложных характеров.
— «Форрест Гамп» закрепил изображение сверхчеловека, у которого есть больше талантов, лучшие моральные качества, сверхдисциплина, потрясающая сила воли, чем у «средних» людей. Однако вместо человека с какими-то сложными чертами характера мы видим идеализированный образ, — отметила Возмищева. — И проблема как раз в том, что в этот момент мы не замечаем человека равного, потому что у любого из нас может быть дурной характер или потрясающее чувство юмора, с которым ты можешь хотеть общаться, а можешь его избегать. И это применимо абсолютно к любому из нас, вне зависимости от жизненного опыта — в том числе того, который человек проживает в своем теле.
В финале разговора эксперты сошлись во мнении и констатировали: несмотря ни на что, работа Земекиса выдержала проверку временем и спустя 30 лет не утратила своей актуальности. Дмитрий Победаш считает, что «Форрест Гамп» напоминает американскому обществу о важном периоде единства нации в эпоху холодной войны, а Елена Возмищева, которая видит фильм как «добрую сказку», особо отметила знаковость и символичность картины, несмотря на большое упрощение образа главного героя.
— «Форрест Гамп» — как вино, которое не портится, — подчеркнул Евгений Майзель. — Шаблонные персонажи Земекиса всегда с какими-то нюансами и в самых разных моментах подрывают наше ожидание ради удовольствия зрителей. Картина заставляет нас ставить себя на место главного героя, смотреть на происходящее его глазами, проживать события вместе с ним, реконструировать то, что чувствует Форрест, что он понимает, а чего — нет. Вот это, возможно, очень ценное качество фильма.