В Ельцин Центре в Екатеринбурге 4 мая отметили 60-летие советской и российской фирмы звукозаписи «Мелодия». Участие в паблик-токе приняли музыкальные журналисты Денис Бояринов и Ляля Кандаурова, коллекционер винила Леонид Морозов, диджей и дизайнер Денис Клевакин.
11 мая исполнилось 60 лет фирме «Мелодия» — звукозаписывающей компании-монополисту, выпускавшей музыку в советские годы и до сих пор владеющей ценнейшими каталогом и собранием-коллекцией записей. К юбилею фирмы издательство «Композитор» выпустило книгу Дениса Бояринова и Ляли Кандауровой «Фирма. 100 пластинок „Мелодии“», под обложкой которой объединены сто текстов о самых важных событиях за всю историю рекорд-компании. Авторы книги вышли на связь со зрителями в режиме онлайн, рассказали об издании и ответили на вопросы.
Юбилейное издание больше напоминает художественный альбом, который чаще просматривают, чем читают. Тираж в 1000 экземпляров и вовсе делает издание уникальным, как и его цена — 5000 рублей. Пока его ещё можно заказать на сайте самой «Мелодии». Скорее всего, оно попадёт в разряд коллекционных и окажется под стеклом в музыкальных гостиных, офисах концертных площадок и рекорд-лейблов. Авторы поделили содержание книги между собой. 50 эссе принадлежит перу Ляли Кандауровой и посвящены классике. Ещё 50 эссе от Дениса Бояринова — более массовым жанрам: музыке поп-рок-джаз и детским пластинкам.
Вступление к изданию рассказывает об истории звукозаписи в СССР, даёт подробную картину и добавляет красок к истории страны. Например, оно рассказывает о том, что у производства пластинок в нашей стране немецкие корни. Главная фабрика страны — Апрелевский завод грампластинок — была основана немецким промышленником Готлибом Моллем. Ленинградский завод, запущенный после Великой Отечественной войны, работал на немецком оборудовании, полученном по репарациям. Сама «Мелодия», несомненно, продукт «оттепели». Под этим брендом в 1964 году объединились Апрелевский, Ленинградский, Ташкентский и Рижский заводы. К ним присоединены шесть студий грамзаписи в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Алма-Ате, Тбилиси и Вильнюсе. В большую семью вошли фирменные магазины, работающие во всех крупных городах страны. Денис Бояринов подчеркнул, что государственного производства музыки в таком масштабе не было более ни в одной стране.
Леонид Морозов рассказал, как вокруг магазина «Мелодия» в Свердловске образовалось музыкальное сообщество коллекционеров винила. Сначала был стихийный рынок в районе Вторчермета, так называемая «туча» — пятачок, где встречались любители винила, покупали и обменивали пластинки. Шувакиш возник значительно позже. Но параллельно «фирмачи» встречались и на скамеечке напротив магазина «Мелодия». Они любили прогуливаться вдоль магазина. Предлагали в основном «демократов» — пластинки, выпущенные в странах социалистического лагеря. Присылали пластинки друзья по переписке. Хотелось послать им в ответ что-то стоящее, приходилось караулить, стоять в очередях.
Журналисты по очереди рассказали о самых выдающихся именах и событиях, вошедших в книгу о «Мелодии». Фактически каждая глава — это погружение в соответствующий культурный феномен. Героями книги стали Ростропович, Рихтер, Ойстрах, Коган, Рождественский, Образцова.
Наряду с бестселлерами, разошедшимися миллионными тиражами, описаны пластинки-раритеты, известные преимущественно коллекционерам и «виниловым диггерам». Сегодня можно послушать любую из описанных фонограмм через QR-коды, размещённые в книге.
Ляля Кандаурова рассказала, что лично ей дорога история Кати Новицкой, которая в пятнадцать лет выиграла один из самых престижных музыкальных конкурсов мира – конкурс имени королевы Елизаветы в Брюсселе (в номинации пианистов). Организаторы разрешили ей участвовать в конкурсе в виде исключения, поскольку к конкурсу допускались исполнители в возрасте от 17 лет. В 1968 году она стала первой женщиной-лауреатом за всю историю конкурса. В 1978 году Новицкая вышла замуж за бельгийского пианиста Франсуа-Эммануэля Херви, с которым познакомилась во время брюссельского конкурса, и уехала из страны. Естественно, её имя было вымарано из истории отечественной музыки. Первые после эмиграции российские гастроли в России ей организовал Мстислав Ростропович. QR-код к эссе предлагает интерпретации Сергея Прокофьева, которому был посвящён её авторский альбом из цикла «Шедевры классической музыки» — «Прокофьев: Сарказмы, Соната № 5, Мимолётности. Екатерина Новицкая». Ради этого, рассказывает Денис Бояринов, сама «Мелодия» проделала огромную работу: были подняты из архивов, отреставрированы и оцифрованы плёнки, к которым давно никто не обращался.
В юбилейный каталог вошли истории культовых пластинок «Мелодии», которые стали культурным кодом для каждого, кто родился в СССР в последние 60 лет: «Бременские музыканты», «По волне моей памяти», «Алиса в Стране чудес», «Зеркало души». Однако в книге нашлось место и для пластинок, символизирующих авангард: «Синтезатор АНС. Электронная музыка», «Пьер Булез в Москве», «Полинезия: введение в историю» Сергея Курёхина.
За каждым релизом — увлекательнейший детективный сюжет и даже мистификация, как в случае с пластинкой 1970 года «Лютневая музыка XVI–XVII веков». Альбом пользовался успехом, его несколько раз допечатывали. Несмотря на то, что Владимир Вавилов указан как лютнист, в самой записи вместо лютни использовалась лютневая гитара. Авторство музыки в альбоме было приписано западноевропейским композиторам XVI–XVII веков, но настоящим автором был сам Вавилов.
Авторы надеются на будущие переиздания книги. Во-первых, она пользуется широким спросом, а во-вторых, в нее не вошёл целый пласт музыкальной культуры — фольклор. Его не меньше остальных ценят меломаны, коллекционеры и этнографы. Тем более, что фольклорную музыку «Мелодия» записывала не только в СССР, но и в экспедициях по всему миру.
По окончании паблик-тока модератор встречи Денис Клевакин пригласил всех желающих на «Виниловый квартирник», который состоялся в уютном кафе кинозала. Друзья Дениса подготовили музыкальные сеты из собственных виниловых коллекций. Они одновременно проигрывали любимую музыку и рассказывали о ней. Для кого-то раритетные издания прозвучали впервые. Пришедшие поздравить «Мелодию» с юбилеем не только наслаждались великолепной музыкой, но и потанцевали под неё.