Посольство Финляндии в Москве совместно с Президентским центром Б.Н. Ельцина провело 18 мая в Ельцин Центре в Екатеринбурге лекционную программу «Suomi 100». Историк Тимо Вихавайнен прочел лекцию «От развивающейся – к развитой стране. История Финляндии за 1809 – 2017». Советник по вопросам образования в отделе раннего воспитания и начального образования Национального управления образования Финляндии Аннамари Каясто прочла лекцию «От обучения чтению – о поддержке учебного процесса ребенка. Финская школа: как достигнуты текущие результаты, и что ждет ее в будущем».
Состоялось также открытие выставки комиксов Tempora Mutantur и презентация инсталляции Abendland IC-98. Главным гостем программы стал Чрезвычайный и Полномочный Посол Финляндии в России Микко Хаутала.
– Мы отмечаем сто лет со дня получения Финляндией свободы, –сказала в приветственном слове заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина Людмила Телень. – Как показывает пример Финляндии, свобода – одно из самых необходимых условий для процветания, благополучия, обретения человеком чувства собственного достоинства, образования и вхождения страны в мир цивилизованных государств. Да, небольшой стране бывает трудно изменить свое место в мире, которое она занимает в силу разных объективных причин, уйти от колониальной зависимости, но и большой стране непросто пройти путь от несвободы к свободе. И часто страна, которая была колонией, показывает пример стране, которая была империей. Образование – та область, в которой России и Финляндии есть чему поучиться друг у друга. Финляндия занимает пятое место в рейтинге стран по счастью. Это говорит, что свобода и счастье – совместимые понятия. Можно быть свободным и одновременно счастливым, более того, вряд ли можно быть счастливым и несвободным.
– В Финляндии прошла реформа школьного образования, мы реализовали несколько новых интересных идей, – рассказала советник по вопросам образования в отделе раннего воспитания и начального образования Национального управления образования Финляндии госпожа Каясто. – Мир меняется очень быстро, и Финляндия хочет находиться впереди этого процесса перемен, давать детям необходимые навыки. Кроме того, Финляндия становится мультикультурной страной, ученики в школах активно пользуются информационными технологиями. Так что школа должна учить детей новым технологиям, истории и английскому языку, рассказывать об основах экологии. Также после окончания школы молодые люди должны уметь общаться и работать с представителями разных народов и культур. Это обучение интеграции.
– Есть ли перспективы кооперации российской, шведской и финской систем образования?
– В Финляндии два государственных языка – финский и шведский, и у нас существует старая традиция кооперации со странами Скандинавии. Так что, конечно, о шведской образовательной системе мы знаем гораздо больше, чем о российской. Тем не менее, мы много общаемся и обмениваемся информацией с российскими учителями, например, из русских школ Таллина.
– Каковы ваши впечатления от посещения Екатеринбурга и Ельцин Центра?
– В Екатеринбурге очень красивый и современный центр города, мне очень понравилось здание Ельцин Центра. В нем спокойная, доброжелательная и очень открытая атмосфера. Здесь хочется задержаться, например, выпить кофе, полистать книги, заглянуть в музей, образовательный центр... Еще мне понравилась игровая зона в Детском кафе Ельцин Центра, которая говорит о том, что вы заботитесь о правах детей. Это очень важно.
– Какими были ваши 90-е? Какими виделись процессы, происходящие в России в тот период?
– Очень хорошо помню это время. Мне было 20 лет. Было очень интересно наблюдать за тем, что происходило в России, Германии и Прибалтике. Борис Ельцин играл важную роль в историческом процессе. Он продолжил дело, начатое Михаилом Горбачевым, и создал новую Россию. Он открыл Россию миру, а Россия и Финляндия стали ближе. Финны, которые жили в России, получили возможность приезжать в Финляндию, к родственникам, ездить друг к другу в гости стало проще. Вообще, наши страны всегда были близки.
Suomi 100 в Ельцин Центре
Видео: Александр Поляков
Посол Финляндии Микко Хаутала, чьим любимым российским писателем является Александр Солженицын, романы которого он прочел от корки до корки, дал эксклюзивное интервью для сайта Ельцин Центра.
– После обретения Финляндией независимости отношение к СССР было, скорее, негативным, – рассказывает Микко Хаутала. – Но, думаю, после всех войн наши отношения начали развиваться стабильно. Сегодня к россиянам в Финляндии относятся позитивно, россияне составляют самую большую часть туристов в нашей стране.
– Как восприняли в Финляндии распад СССР и те преобразования, которые происходили в России в 90-е?
– У Финляндии были неплохие отношения с Советским Союзом в сфере торговли. Тем не менее, для большинства финнов Советский Союз представлялся недемократическим государством. После распада СССР финны опасались возникновения хаоса и того, как такая большая страна как Россия пройдет через все испытания и трансформируется. Перед Россией открылась дорога к демократическому развитию, к свободе, а потом и к стабильности. Начали укрепляться экономические связи между нашими странами. Наш президент Мауно Койвисто (руководил Финляндией с 1982 по 1994 годы) первым начал строить отношения с новой Россией, с Борисом Ельциным. Ельцина в Финляндии воспринимали очень позитивно, как человека, который говорил правду, в том числе о войне. Сегодня наши отношения развиваются стабильно и в положительном ключе, диалог между странами сохраняется.
– К слову о диалоге: медиа часто поднимают тему смешанных российско-финских семей. Если судить по материалам прессы, можно ли говорить о предвзятом отношении в Финляндии к российским женщинам, которые чаще всего оказываются в эпицентре конфликтов, или же СМИ сознательно делают акцент именно на них?
– Конфликтных случаев очень мало. Конечно, на бытовом уровне в семьях возникают иногда проблемы с поведением детей или взрослых. Но есть важный момент: у нас очень строгое законодательство, и наши социальные службы не имеют права раскрывать детали ситуации, которая складывается в семье. У нас развита защита информации о человеке. Когда возникает семейный конфликт, мы не можем сказать всю правду на официальном уровне. В результате получается, что сторона, которая задействована в конфликте, может свободно дать свои комментарии СМИ, а социальные службы не могут. Дискриминации российских женщин, или других категорий граждан в Финляндии нет, это я точно могу сказать. Другое дело, что гости должны жить по нашим законам.
– Как чувствует себя Финляндия под напором мигрантов? Сегодня это общая проблема для Финляндии и России.
– Мы ощущаем на себе миграционный поток. Два года назад был особенно большой приток беженцев, в первую очередь из Афганистана и Ирака. По сравнению с другими странами в Финляндии относительно небольшое количество мигрантов. Но нам не всегда хватает ресурсов справиться с большим потоком людей, поскольку возникают сложности и с обучением, и с организацией бытовых условий беженцев. Возникают также духовные сложности: скандинавские традиции отличаются от традиций, существующих в странах, откуда прибыли мигранты. Но есть и положительные примеры. Одно из самых старых меньшинств в Финляндии – российские татары, которые переехали к нам еще в период империи. Они сохранили свой язык и культуру, но, конечно, говорят на финском и хорошо интегрировались.
– Как вы оцениваете особенную историческую фигуру, которая связала Россию и Финляндию и воплотила все сложности отношений, – Карла Густава Маннергейма? Как известно, он верой и правдой служил Российской империи, дослужился до чина генерал-лейтенантом русской армии, во время Советско-финской войны стал верховным главнокомандующим армии Финляндии, поддержал Германию во время Второй мировой войны, но был против наступления на Ленинград, потом стал президентом Финляндии. В 2016 году в Санкт-Петербурге была установлена памятная доска Маннергейму, которая, правда, потом была демонтирована.
– Это самый уважаемый политик в Финляндии. К нему очень уважительно относятся. Мы понимаем, что Маннергеймов два. Есть Маннергейм, который родился в Финляндии, стал офицером в Санкт-Петербурге. В армии Российской империи служили сотни финских офицеров, к слову, очень успешно. Маннергейм видел свою карьеру именно в Российской империи, он воевал за интересы России. Но после Октябрьской революции Маннергейм принял решение вернуться в Финляндию и возглавил наши вооруженные силы. И снова верно служил, но уже Финляндии, стал маршалом. Мы в Финляндии понимали, конечно, что памятную доску в Санкт-Петербурге устанавливали для первого Маннергейма.
– Был ли момент, когда Финляндия пожалела о своей независимости?
– После объявления независимости началась гражданская война. Наши «красные» верили в мировую революцию и создание большого «красного мира». Но даже наши «красные» считали, что Финляндия должна быть независимой.
– Каковы ваши впечатления от Ельцин Центра?
– Ельцин Центр – шикарный современный культурный центр. Здорово, что такой центр находится не в Москве или Санкт-Петербурге, а именно здесь. Надеюсь, мы будем сотрудничать с Ельцин Центром. И великолепно, что Музей Б.Н. Ельцина получил международное признание в виде награды на «Европейском музее года».