Обширная программа, подготовленная Ельцин Центром к Международному женскому дню 8 марта, включала в себя не только кинопоказы, тематические экскурсии, детские мероприятия и концерт, но и два отражающих истинную суть этого праздника мероприятия, где обсуждалась тема феминизма как движения за права женщин, включая право на свободу быть собой.
В ходе дискуссии «Феминизм в России» 7 марта с участием заслуженного учителя России Тамары Эйдельман и психолога, социолога Зары Арутюнян шёл поиск ответа на вопрос почему в современном российском обществе всё громче и настойчивей звучат голоса консерваторов, а активных феминисток воспринимают как потенциальную опасность. Модератором выступила доктор философских наук Татьяна Круглова.
Татьяна Круглова напомнила, что расцвет женского движения в России пришёлся на 90-е годы, когда вырос интерес к феминизму, стали возникать многочисленные независимые женские организации, а в научном мире начался бум различных гендерных исследований. В 2000-е годы под давлением консервативных сил эта волна стихла и заметно упал уровень публичного интереса к теме. Сегодня же мы видим не только множество желающих представить феминизм малораспространенной теорией и практикой, но и тех, кто признаёт массовость явления, но считает его чуждым и вредным, поскольку Россия — страна особая и самобытная.
Свою точку зрения высказала историк Тамара Эйдельман, которая считает, что советская власть закрепостила женщину даже в большей мере, чем традиционное общество, предоставив право на работу наравне с мужчинами, но не разгрузив при этом от многочисленных домашних и родительских обязанностей:
— Страна наша велика и очень разнообразна, поэтому отношение к феминизму, как мне представляется, более позитивно в больших городах, а в глубинке об этом явлении, может, и вообще не слышали. Конечно, все разговоры о скрепах — это возвращение к патриархальному обществу, но нравится нам это или нет, в стране есть очень сильная культурная и бытовая традиция. Это не значит, что феминизм у нас обречён, это означает, что любая идея приживается, когда она привлекает многих. Я пока не вижу, что массовый запрос на феминизм идет снизу.
Зара Арутюнян убеждена, что феминизм в России — это «живое веяние жизни». Социологические исследования говорят о том, что, вопреки всему, молодое поколение вырастает совершенно другим, с новыми жизненными ценностями, тягой к равноправным отношениям, в которых нет места сексизму, харассменту и абьюзу. И этот тренд уже характерен не только для больших городов.
— В 90-е годы казалось, что мы часть большого мира и цивилизации, а потом случился консервативный поворот. Феминисток в нашем обществе дискредитировали, нас пытаются маргинализировать, как и всех, кто сейчас говорит о правах человека, о свободе и воле. Но то, что было посеяно суфражистками в 1917 году и зародилось в 90-е годы, все же прорастает, и это радует. Я верю, что наши дети будут жить в другом мире, процесс идет, — говорит Зара Арутюнян.
Однако все участницы дискуссии оказались едины во мнении, что на сегодняшний день благодаря российским феминисткам в общественную повестку оказались включены вопросы семейно-бытового насилия и харассмента. Это острейшие проблемы, которые стоят перед нашим обществом, пронизанным насилием, и начало большого разговора о них, в том числе с властью, — уже огромное достижение.
— Все идеи феминизма имеют отношение к простым людям, — подчеркнула Арутюнян. – Феминизм — это всегда про людей, про то, что надо защищать женщину на рабочем месте от харассмента, от неравенства в оплате труда, от того, что женщинам очень часто закрыт путь в высшее руководство, во власть. В феминистической повестке я не вижу ни одного вопроса, который был бы оторван от каждодневной жизни. Более того, в последнее время феминистки вписываются во всё, что касается прав человека в целом.
Обсуждение темы феминизма 8 марта прошло уже в совсем другом формате. Куратор инклюзивных программ Ельцин Центра Елена Возмищева в беседе с Зарой Арутюнян постаралась перейти от общих принципов, которые задает современный фем-дискурс, к частным ситуациям, знакомым каждой. Разговор шёл о телесности, изменении института семьи, формах солидарности и множестве других проблем, с которыми сталкиваются женщины на протяжении всей своей жизни.
Арутюнян дала очень важный совет в ответ на вопрос, как защитить ребёнка в детстве и подростковом возрасте от влияния гендерных стереотипов и помочь девочкам быть собой, невзирая на навязываемые «глянцем» каноны. С точки зрения психолога, родителям необходимо внимательно прислушиваться к своим детям и не воевать с маленьким человеком.
— У меня всегда одна проповедь: «Будьте добры к себе, будьте добры к другим, и этого достаточно».
Елена Возмищева отметила, что сегодня с учетом демографической повестки отечественная пропаганда говорит о том, что быть матерью — счастье, это обязательно, но при этом старательно умалчиваются факты постродовой депрессии, возможности рождения ребёнка с инвалидностью, и того, что женщинам придется на несколько лет полностью выпасть из обычной жизни, поставить на паузу карьеру. Также обществом отрицается возможность того, что кто-то может просто не хотеть быть матерью, а видит для себя другие возможности прожить свою единственную жизнь.
— Дети — это не розовые пяточки, как пытается нам представить реклама памперсов. Это много бессонных ночей, это огромная ответственность, — подчеркнула Арутюнян. — Сейчас хотя бы есть солидарность в обществе, возникают горизонтальные низовые сообщества мам, где они помогают друг другу и поддерживают. Отцы становятся всё более вовлеченными во все процессы воспитания. Я выхожу на улицы и вижу пап с колясками, а 20 лет назад я их не видела никогда. У нас есть мужчины, которые горизонтально ведут себя с женщинами, не давят патриархально сверху. Они существуют, их всё больше, особенно в молодом поколении.
Изменения в обществе происходят во многом благодаря роли новых медиа и социальных сетей. Защитой и поддержкой женщин стали видимость и гласность. Громкие акции, подобные #metoo и #янебоюсьсказать, стали возможны лишь с появлением интернета и киберпространства, которое позволяет феминисткам заявить о себе во весь голос.
— Кто-то должен все время кричать, чтобы нас могли услышать, считает Зара Арутюнян. —Большинству не выгодно менять патриархат, потому что в нём очень много власти, очень много выгодоприобретателей, поэтому разговор тихим голосом и в интеллигентной манере не работает. Если посмотреть на структуру российского предприятия, то мы увидим, что внизу большую часть работы делают женщины, а во главе предприятия их зачастую нет вообще, но почти все дивиденды получают мужчины. Однако феминизм и феминистки не за то, чтобы все бежали на баррикады, а за то, чтобы все делали то, что они хотят. Это история про то, что ты вольна поступать так, как хорошо тебе, как хочешь именно ты. Поэтому крайне важно с юных лет научиться любить себя и жить счастливо. Ведь если ты в контакте с собой и понимаешь, что тебе дает радость, смысл и удовлетворение, то ты до старости пронесёшь эту историю.