Сколько французское государство потратило на поддержку культуры за время пандемии, кто получил помощь, кого она обошла стороной и зачем нужна поддержка культурной сферы? Об этом и многом другом в своей лекции рассказал директор Французского института в России, советник по сотрудничеству и культуре посольства Франции в России Фабрис Руссо.
Лекция прошла 16 марта после открытия выставки «Звезды французского комикса», созданной при поддержке посольства Франции, Французского института в России и Альянс Франсез.
По словам господина Руссо, в начале пандемии министерство культуры Франции выделило средства, эквивалентные примерно 180 миллиардам рублей на срочные меры по поддержке организаций в сфере культуры. В сентябре прошлого года эти расходы были дополнены ещё одним планом на общую сумму в 174 миллиарда рублей (в пересчете с евро). В течение 2021 года эти деньги будут выделяться траншами организациям и деятелям культуры, которые в условиях пандемии не могут получить доход.
Достаточно ли этих средств? По данным директора Французского института, в 2020 году сфера культуры в его стране недополучила порядка 610 миллиардов рублей прибыли. И государство выделило деньги, чтобы поддержать тех, кто в условиях пандемии потерял возможность зарабатывать.
В первую очередь меры поддержки коснулись таких культурных учреждений, как библиотеки, театры, музеи — для профилактики распространения коронавирусной инфекции они были закрыты для публики. Кроме того, большой удар по сфере публичной культуры нанесло закрытие границ для туристов, которые во Франции посещали именно культурные учреждения. Во время кратковременного открытия части театров и музеев летом поток был отчасти скомпенсирован внутренним туризмом, но многие организации потеряли до 90 процентов своей прибыли.
— Лувр занимал первое место в мире по количеству туристов, но этот маленький вирус практически убил самый большой музей в мире, — посетовал Фабрис Руссо.
Также меры поддержки коснулись культурных учреждений меньшего масштаба, причём речь не только о финансовой стороне вопроса. Так, с осени 2020 года удалось открыть арт-резиденции и несколько художественных галерей — запись на посещения строго квотируется и осуществляется через интернет. А под давлением общественности были открыты небольшие книжные магазины — только перед тем, как забрать покупку, необходимо уведомить администрацию магазина онлайн.
Разумеется, поддержку от французского государства получили — и получают до сих пор — деятели искусства, оставшиеся без дохода в период пандемии. Артисты театра, цирка и антрепризы, художники, литераторы, авторы графических романов, музыканты, представители декоративного искусства и даже авторы видеоигр.
А вот работники ночных шоу, ди-джеи и создатели электронной музыки остались без государственного финансирования. Французское правительство отнесло эту отрасль не к сфере культуры, а к сфере развлечений, и это стало проблемой для очень многих людей. Ведь без выступлений и доходов остались не только такие знаменитости, как Дэвид Гетта или недавно распавшаяся группа Daft Punk, но и тысячи менее известных профессионалов.
— Праздник — это очень важная составляющая культуры, и, когда клубы закрыты, молодёжь страдает. Я сам посещал подобные заведения в юности, и на мой собственный взгляд, вечеринки — это не только развлечения, но и сфера культуры, — уверен дипломат.
По словам Фабриса Руссо, поддержка культуры, особенно в кризисные времена, — это очень важная задача. Министерство культуры во Франции существует уже 60 лет, и за это время удалось провести две важные трансформации: во-первых, сделать культуру доступной всем членам общества; во-вторых, позволить художникам творить без оглядки на чьи-либо требования.
С древнейших времён культура финансировалась богатыми людьми, а её плоды использовались для их собственного потребления. В XIX веке возник рынок искусств, и артисты, в широком смысле слова, были вынуждены учитывать его запросы в своей работе. И только в XX веке, в том числе благодаря государственной поддержке, они получили возможность заниматься чистым творчеством. А плоды этого творчества стали доступны самым широким слоям населения.
— Франция никогда не хотела создавать художников, которые бы соответствовали требованиям, вырабатываемым государством. Наши художники производят искусство тогда, когда к этому готовы, и в большинстве случаев не зависят в самовыражении ни от кого, кроме самих себя и собственного вдохновения. А мы своими мерами по их поддержке, в том числе во время пандемии, позволяем искусству обновляться, — резюмировал Фабрис Руссо.