В Ельцин Центре в Екатеринбурге 31 января прошел семейный творческий вечер известных актрис – Евгении Симоновой и ее дочери Зои Кайдановской. Третий, отсутствующий член семьи, а именно её глава, режиссер Андрей Эшпай, неоднократно упоминался и в ходе выступления, и в интервью. Вел встречу из цикла «Семейные вечера в Ельцин Центре» журналист Андрей Кулик.
В течение вечера звучали фрагменты из «Чайки», «Анны Карениной», романсы и отрывки из классических произведений. Атмосфера творческой встречи была по-домашнему теплой и доброжелательной. Как и вопросы аудитории, которые носили также весьма личный характер: зрителей интересовало все, вплоть до того, каких диет придерживаются гостьи.
Перед выступлением актрисы осмотрели Президентский центр Б.Н. Ельцина и дали интервью для сайта.
– Ельцин Центр производит грандиозное впечатление, здесь все красиво, масштабно, – поделилась впечатлениями Евгения Симонова. – При этом в Ельцин Центре уютно. А из окон открывается потрясающая панорама Екатеринбурга, в котором мы много раз бывали, который мы очень любим и куда с удовольствием приезжаем. Рядом с Ельцин Центром расположен Свердловский академический театр драмы, где мы не раз играли.
– Ельцин Центр – это масштаб, потрясающее, роскошное здание – и оно само, и то, что в нем находится, – продолжила Зоя Кайдановская. – Роскошные апартаменты «Резиденция», роскошный салон красоты «ТYШЬ», который мы посетили, ресторан «1991».
– Название ресторана «1991» – отсылка к той эпохе, когда начался новый период истории России. Что значила для вас эта дата – 1991 год – и как вы отнеслись к тому, что тогда происходило в стране? Вы уже были в то время состоявшимся творческим человеком с большой фильмографией.
Е.С.: Помню, мы плыли с Зоей на пароходе. Мой муж Андрей Эшпай – сын великого композитора Андрея Яковлевича Эшпая, Андрей Яковлевич родом с Волги, он родился в городе Козьмодемьянске. И каждый год в течение нескольких лет наша большая семья помещалась на колесный пароход, и мы из Нижнего Новгорода плыли до Астрахани и обратно. Нас собиралось 11–13 человек. И вот где-то под Казанью, помню, я узнала, что происходит что-то странное. Это был август 1991-го. Я побежала искать каюту Андрея – и от волнения забыла, в какой он каюте. Поспешила на палубу к Андрею Яковлевичу, он спросил, что происходит. Потом, уже в Казани, мужу удалось дозвониться по телефону до моей сестры, которая живет в Москве на Ленинском проспекте, и она сказала, что под окнами идут танки.
– Вы, наверное, не поверили ее словам?
Е.С.: Поверила, потому что в нашей стране может произойти все что угодно. И далее во время нашей поездки мы урывками получали сведения о том, что происходит. Мы поняли, что это попытка возврата в прошлое, и мы этого не хотели.
З.К.: Мне должно было исполниться 15 лет. И осенью я должна была поступить в 10 класс. А в нашей школе каждый десятиклассник ездил в США или какую-нибудь европейскую страну. Мы испугались, что опустится «железный занавес», и поездка сорвется. Но ничего не сорвалось, и я поехала в США. И там у нас проходили политические дебаты с американскими школьниками, которые поддерживали Горбачева, а мы ратовали за Ельцина.
Е.С.: В молодости я была политически очень активна, провозила через границу запрещенную литературу. И меня несколько лет не выпускали за рубеж, потому что, очевидно, кто-то «настучал». Я провозила «Русскую мысль», которую раздавала в театре, продукцию издательства «Посев». Пела песни Галича, который был запрещен, и на меня писали доносы. Помню, исполняла песню Галича о декабристах, в которой есть слова «смеешь выйти на площадь в тот назначенный час?». И я была преисполнена ощущения, что, если бы было нужно, то я бы вышла, несмотря на все последствия. Но потом поняла, что мне надо себя остановить. И сейчас я не читаю газет и не смотрю новости. Я поняла, что то, что я могу сделать, – моя профессия и дом… Ельцин же мне всегда был симпатичен, с момента его первых выступлений на съездах, с той поры, когда ему не давали толком высказываться. Ельцин был один против всех. А когда человек один против всех, то он вызывает сочувствие. Изначально это были чувства симпатии, доверия, ожидания того, что начнутся серьезные перемены.
Евгения Симонова и Зоя Кайдановская
Видео: Александр Поляков
– 70-80-е в кинематографе – россыпь великолепных фильмов, многие из них с вашим участием. Можно вспомнить «Обыкновенное чудо» (1978), «Школьный вальс» (1978), «Кто поедет в Трускавец» (1977), «В бой идут одни «старики» (1973), «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (1980). Сегодня же доминируют сериалы, прежде всего криминального характера, а также «мыльные оперы». Какой «диагноз» вы бы поставили кинематографу, адресованному массовому зрителю?
Е.С.: Мы с Зоей снимаемся не часто, и если мы не снимаемся в фильмах режиссера Андрея Эшпая, то делаем это ради зарабатывания денег. И я стараюсь потом эти фильмы не смотреть.
– А «Обыкновенное чудо» смотрели?
Е.С.: Да, но это было 40 лет назад. Я много раз его смотрела. Но это своего рода бремя, потому что ты переходишь из возраста в возраст, и при этом остаешься для людей в определенном образе. Что же касается Театра имени В. Маяковского, где мы трудимся, то Зоя, к примеру, играет там классику.
З.К.: Публика разная, и вкусы тоже. Но во все времена хочется погрузиться в человеческую историю, которая бы трогала. Сегодня же превалирует даже не формотворчество, а некая схема. Иногда это «попадает в цель», а порой, когда произведение искусства создается исключительно для фестивалей, наград и критиков, то делается не для зрителей. Мне кажется, что народ недооценивают, вкусы и интеллектуальные способности людей искусственно принижаются. Все сериалы как будто выстраиваются в один.
Е.С.: Хочется чего-то натурального, высокого профессионального качества. И это дает театр.
З.К.: Согласна. И хочется, чтобы критика была более разноплановой.
– Зоя, если вернуться к «Обыкновенному чуду»: как вы, посмотрев этот фильм, его восприняли?
З.К.: Я обожаю этот фильм. Жаль только, что нынче на Новый год его показывали в три ночи…
Е.С.: Ты помнишь, сколько тебе было лет, когда ты увидела фильм в первый раз?
З.К.: Это был фильм ужасов для меня. Было очень страшно. Лев казался таким чудовищем, что я не могла на него спокойно смотреть…
Е.С.: Зоя, когда впервые увидела этот фильм, тебе было три года. Ты была совсем ребенком.
З.К.: За маму я не волновалась. Но переходы из одной картины в другую, сцена мамы с огнем… Беспокоилась о маме я только под конец – боялась, что герой превратится в медведя.
Е.С.: Значит, это был все-таки триллер.
– Евгения Павловна, к вам наверняка обращаются молодые режиссеры с предложениями…
Е.С.: Крайне редко. Полнометражное кино в моей жизни практически отсутствует. Я снялась три года назад у Андрея Соколова, в фильме «Память осени», и очень ему благодарна. В главной роли была Чурикова, а я играла подругу, которая ее предает. У этой картины не было проката, Соколов ездил с ней на несколько фестивалей. А остальное – сериалы, о которых мы говорили…
– А в каком фильме вы бы снялись с удовольствием?
Е.С.: Я хотела бы, чтобы Андрей Эшпай предложил мне сняться в кино, и чтобы у него на это были средства.
З.К.: У меня такая же мечта. Потому что Андрей Андреевич выдающийся режиссер. Работать с ним – удовольствие и счастье.
Е.С.: Хотя очень тяжело.
З.К.: Да, потому что к родственникам он особенно требователен, и они получают «за всех».
Е.С.: Мы с Зоей снимались в фильме Эшпая «Дети Арбата». Это продлилось полгода, он был уставшим, и дома с ним было непросто. При том, что Андрей Андреевич удивительный человек, у него потрясающий характер, и жить с ним – абсолютное счастье. А потом вышел фильм. Я считаю, что на этом фильме должно расти поколение. Он отражает любое время. Это фильм о том, как машина уничтожает личность, и как человек делает свой выбор. Каждый делает выбор: либо становится предателем, конформистом, даже убийцей – либо остается верным себе. И это страшный момент, потому что исход может быть любым. Это замечательно прописано у Анатолия Рыбакова. И Андреем это простроено, вместе с выдающимися молодыми артистами. Эшпай собрал лучших актеров. Потом у Эшпая были фильмы «Многоточие», «Событие», «Элизиум», в котором Зоя играет главную роль, а я тетю одного из персонажей.
– Помимо Андрея Эшпая, с кем из режиссеров и актеров у вас складывались наиболее интересные творческие дуэты?
Е.С.: С Леонидом Быковым, режиссером моей первой картины, он удивительный человек. Подарком судьбы была работа с Георгием Данелия, встреча с Витаутасом Жалакявичусом, выдающимся режиссером, которого незаслуженно забыли. Из актеров – Олег Борисов, Анатолий Солоницын, с которым меня связывала дружба. С Александром Абдуловым было весело, он был очень хорошим парнем, щедрым, добрым и азартным… В перерывах между съемками мы с ним играли «в дурака». Мы познакомились на съемках фильма «Золотая речка». Он был женат на Ире Алферовой, я тоже была замужем, поэтому отношения были легкими и хорошими, не отягощенными никакими глупостями.