Евгения Симонова – о кино, театре и 90-х

15 февраля 2018 г.Анна Матюхина
Евгения Симонова – о кино, театре и 90-х

В Ельцин Центре в Екатеринбурге 31 января прошел семейный творческий вечер известных актрис – Евгении Симоновой и ее дочери Зои Кайдановской. Третий, отсутствующий член семьи, а именно её глава, режиссер Андрей Эшпай, неоднократно упоминался и в ходе выступления, и в интервью. Вел встречу из цикла «Семейные вечера в Ельцин Центре» журналист Андрей Кулик.

В течение вечера звучали фрагменты из «Чайки», «Анны Карениной», романсы и отрывки из классических произведений. Атмосфера творческой встречи была по-домашнему теплой и доброжелательной. Как и вопросы аудитории, которые носили также весьма личный характер: зрителей интересовало все, вплоть до того, каких диет придерживаются гостьи.

Перед выступлением актрисы осмотрели Президентский центр Б.Н. Ельцина и дали интервью для сайта.

– Ельцин Центр производит грандиозное впечатление, здесь все красиво, масштабно, – поделилась впечатлениями Евгения Симонова. – При этом в Ельцин Центре уютно. А из окон открывается потрясающая панорама Екатеринбурга, в котором мы много раз бывали, который мы очень любим и куда с удовольствием приезжаем. Рядом с Ельцин Центром расположен Свердловский академический театр драмы, где мы не раз играли.

– Ельцин Центр – это масштаб, потрясающее, роскошное здание – и оно само, и то, что в нем находится, – продолжила Зоя Кайдановская. – Роскошные апартаменты «Резиденция», роскошный салон красоты «ТYШЬ», который мы посетили, ресторан «1991».

– Название ресторана «1991» – отсылка к той эпохе, когда начался новый период истории России. Что значила для вас эта дата – 1991 год – и как вы отнеслись к тому, что тогда происходило в стране? Вы уже были в то время состоявшимся творческим человеком с большой фильмографией.

Е.С.: Помню, мы плыли с Зоей на пароходе. Мой муж Андрей Эшпай – сын великого композитора Андрея Яковлевича Эшпая, Андрей Яковлевич родом с Волги, он родился в городе Козьмодемьянске. И каждый год в течение нескольких лет наша большая семья помещалась на колесный пароход, и мы из Нижнего Новгорода плыли до Астрахани и обратно. Нас собиралось 11–13 человек. И вот где-то под Казанью, помню, я узнала, что происходит что-то странное. Это был август 1991-го. Я побежала искать каюту Андрея – и от волнения забыла, в какой он каюте. Поспешила на палубу к Андрею Яковлевичу, он спросил, что происходит. Потом, уже в Казани, мужу удалось дозвониться по телефону до моей сестры, которая живет в Москве на Ленинском проспекте, и она сказала, что под окнами идут танки.

– Вы, наверное, не поверили ее словам?

Е.С.: Поверила, потому что в нашей стране может произойти все что угодно. И далее во время нашей поездки мы урывками получали сведения о том, что происходит. Мы поняли, что это попытка возврата в прошлое, и мы этого не хотели.

З.К.: Мне должно было исполниться 15 лет. И осенью я должна была поступить в 10 класс. А в нашей школе каждый десятиклассник ездил в США или какую-нибудь европейскую страну. Мы испугались, что опустится «железный занавес», и поездка сорвется. Но ничего не сорвалось, и я поехала в США. И там у нас проходили политические дебаты с американскими школьниками, которые поддерживали Горбачева, а мы ратовали за Ельцина.

Е.С.: В молодости я была политически очень активна, провозила через границу запрещенную литературу. И меня несколько лет не выпускали за рубеж, потому что, очевидно, кто-то «настучал». Я провозила «Русскую мысль», которую раздавала в театре, продукцию издательства «Посев». Пела песни Галича, который был запрещен, и на меня писали доносы. Помню, исполняла песню Галича о декабристах, в которой есть слова «смеешь выйти на площадь в тот назначенный час?». И я была преисполнена ощущения, что, если бы было нужно, то я бы вышла, несмотря на все последствия. Но потом поняла, что мне надо себя остановить. И сейчас я не читаю газет и не смотрю новости. Я поняла, что то, что я могу сделать, – моя профессия и дом… Ельцин же мне всегда был симпатичен, с момента его первых выступлений на съездах, с той поры, когда ему не давали толком высказываться. Ельцин был один против всех. А когда человек один против всех, то он вызывает сочувствие. Изначально это были чувства симпатии, доверия, ожидания того, что начнутся серьезные перемены.

Евгения Симонова и Зоя Кайдановская

Видео: Александр Поляков

– 70-80-е в кинематографе – россыпь великолепных фильмов, многие из них с вашим участием. Можно вспомнить «Обыкновенное чудо» (1978), «Школьный вальс» (1978), «Кто поедет в Трускавец» (1977), «В бой идут одни «старики» (1973), «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (1980). Сегодня же доминируют сериалы, прежде всего криминального характера, а также «мыльные оперы». Какой «диагноз» вы бы поставили кинематографу, адресованному массовому зрителю?

Е.С.: Мы с Зоей снимаемся не часто, и если мы не снимаемся в фильмах режиссера Андрея Эшпая, то делаем это ради зарабатывания денег. И я стараюсь потом эти фильмы не смотреть.

– А «Обыкновенное чудо» смотрели?

Е.С.: Да, но это было 40 лет назад. Я много раз его смотрела. Но это своего рода бремя, потому что ты переходишь из возраста в возраст, и при этом остаешься для людей в определенном образе. Что же касается Театра имени В. Маяковского, где мы трудимся, то Зоя, к примеру, играет там классику.

З.К.: Публика разная, и вкусы тоже. Но во все времена хочется погрузиться в человеческую историю, которая бы трогала. Сегодня же превалирует даже не формотворчество, а некая схема. Иногда это «попадает в цель», а порой, когда произведение искусства создается исключительно для фестивалей, наград и критиков, то делается не для зрителей. Мне кажется, что народ недооценивают, вкусы и интеллектуальные способности людей искусственно принижаются. Все сериалы как будто выстраиваются в один.

Е.С.: Хочется чего-то натурального, высокого профессионального качества. И это дает театр.

З.К.: Согласна. И хочется, чтобы критика была более разноплановой.

– Зоя, если вернуться к «Обыкновенному чуду»: как вы, посмотрев этот фильм, его восприняли?

З.К.: Я обожаю этот фильм. Жаль только, что нынче на Новый год его показывали в три ночи…

Е.С.: Ты помнишь, сколько тебе было лет, когда ты увидела фильм в первый раз?

З.К.: Это был фильм ужасов для меня. Было очень страшно. Лев казался таким чудовищем, что я не могла на него спокойно смотреть…

Е.С.: Зоя, когда впервые увидела этот фильм, тебе было три года. Ты была совсем ребенком.

З.К.: За маму я не волновалась. Но переходы из одной картины в другую, сцена мамы с огнем… Беспокоилась о маме я только под конец – боялась, что герой превратится в медведя.

Е.С.: Значит, это был все-таки триллер.

– Евгения Павловна, к вам наверняка обращаются молодые режиссеры с предложениями…

Е.С.: Крайне редко. Полнометражное кино в моей жизни практически отсутствует. Я снялась три года назад у Андрея Соколова, в фильме «Память осени», и очень ему благодарна. В главной роли была Чурикова, а я играла подругу, которая ее предает. У этой картины не было проката, Соколов ездил с ней на несколько фестивалей. А остальное – сериалы, о которых мы говорили…

– А в каком фильме вы бы снялись с удовольствием?

Е.С.: Я хотела бы, чтобы Андрей Эшпай предложил мне сняться в кино, и чтобы у него на это были средства.

З.К.: У меня такая же мечта. Потому что Андрей Андреевич выдающийся режиссер. Работать с ним – удовольствие и счастье.

Е.С.: Хотя очень тяжело.

З.К.: Да, потому что к родственникам он особенно требователен, и они получают «за всех».

Е.С.: Мы с Зоей снимались в фильме Эшпая «Дети Арбата». Это продлилось полгода, он был уставшим, и дома с ним было непросто. При том, что Андрей Андреевич удивительный человек, у него потрясающий характер, и жить с ним – абсолютное счастье. А потом вышел фильм. Я считаю, что на этом фильме должно расти поколение. Он отражает любое время. Это фильм о том, как машина уничтожает личность, и как человек делает свой выбор. Каждый делает выбор: либо становится предателем, конформистом, даже убийцей – либо остается верным себе. И это страшный момент, потому что исход может быть любым. Это замечательно прописано у Анатолия Рыбакова. И Андреем это простроено, вместе с выдающимися молодыми артистами. Эшпай собрал лучших актеров. Потом у Эшпая были фильмы «Многоточие», «Событие», «Элизиум», в котором Зоя играет главную роль, а я тетю одного из персонажей.

– Помимо Андрея Эшпая, с кем из режиссеров и актеров у вас складывались наиболее интересные творческие дуэты?

Е.С.: С Леонидом Быковым, режиссером моей первой картины, он удивительный человек. Подарком судьбы была работа с Георгием Данелия, встреча с Витаутасом Жалакявичусом, выдающимся режиссером, которого незаслуженно забыли. Из актеров – Олег Борисов, Анатолий Солоницын, с которым меня связывала дружба. С Александром Абдуловым было весело, он был очень хорошим парнем, щедрым, добрым и азартным… В перерывах между съемками мы с ним играли «в дурака». Мы познакомились на съемках фильма «Золотая речка». Он был женат на Ире Алферовой, я тоже была замужем, поэтому отношения были легкими и хорошими, не отягощенными никакими глупостями.

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.