«Теория кино на практике» — это новый курс лекций Евгения Майзеля, который 22 октября автор представил в Ельцин Центре в Екатеринбурге. Киновед, кинокритик и редактор профессиональных киножурналов адресует свой цикл, куда уместились знания о кино за последние 60 лет, всем интересующимся современными исследованиями кинематографа.
Курс, который сочетает в себе лекции и семинарские занятия, посвящен двенадцати направлениям теоретического киноведения. Он позволит увидеть размах идей, историческое развитие и полемический потенциал теоретической мысли о кино с момента формирования академического изучения кинематографа в 60-е годы прошлого века и до наших дней. Начало курса запланировано на середину ноября.
Евгений Майзель, называющий изучение теории кино занятием чрезвычайно интересным и увлекательным, на каждой лекции будет знакомить с основными представителями, идеями и терминами киноискусства. В хронологической последовательности можно будет увидеть, как в полемике рождалась и развивалась теория кино. В ходе семинаров предполагается обсуждение и разбор ключевых текстов по теории кино.
— Курс не охватывает всё огромное поле теоретического киноведения, но в нём предусмотрены обзоры очень многих важных направлений, которые актуальны и сегодня, — подчеркнул Майзель. — Изучать теорию кино интересно потому, что она рассказывает нам о том, что мыслящие люди думали о кинематографе. Это теоретическое поле сформировалось в большую территорию с многообразием маршрутов, которые предполагают разные ракурсы, идеи и представления о том, что такое кино, как оно работает, как воздействует на зрителя. Человек, который изучает кино, подключает в своей работе знания из других областей: философии, социологии, психологии, антропологии и других наук.
Майзель также отметил, что в ходе курса ему придётся опираться в основном на западную мысль, поскольку так сложилось, что в нашей стране сформировалась сильная школа истории кино, архивного дела, однако собственно теорией кино со времён разгрома русских формалистов в 1936 году практически никто не занимался. И в течение постсоветского периода эта ситуация не сильно изменилась.
— Кроме того, не существует единой теории кино, но этот факт не должен разочаровывать. Похожая ситуация обстоит во многих науках, которые изучают те или иные искусства. Наоборот, это добавляет некую увлекательность, поскольку поле теории часто является полем битвы, полем полемики. Ко всему прочему, теория кино — это ещё и история борьбы идей.
Курс «Теория кино на практике» в большей степени будет сосредоточен на том, что происходило в научном теоретическом киноведении с 60-х годов прошлого века, поскольку именно тогда формируется академическое изучение кино. К этому времени в Европе и Америке накапливается большая база чрезвычайно стройных, зрелых, отвечающих научным стандартам текстов, которые глубоко осмысляют фильмы и явления в кинематографе. Они заставили развернуться в сторону кино академическое образование, и в начале 70-х в университетах США и Канады возникают киноведческие факультеты.
— Это связано со взрывом интереса к кино в 60-е годы и с большим подъёмом авангарда в том числе. Благодаря этим и многим другим факторам возникает академическое киноведение, которое существует до сих пор и прекрасно себя чувствует. Таком образом, мы будем рассматривать киноведение современное, — резюмировал автор курса.
Первую, вводную, лекцию в рамках цикла Евгений Майзель посвятил истокам и основам теории кино, рассказал о ключевых исследователях в этой области. По его словам, речь шла о киноведении «до киноведения».
Французский философ Анри Бергсон в некотором роде предрёк развитие теории кино и кинематографа в начале XX века. Он говорил о необходимости нового мышления, придумав термины «движение-образ» и «время-образ».
— У Бергсона есть такая мысль: «Психическая жизнь человека имеет кинематографическую форму». Он имел ввиду, что она делится на фрагменты, она разрозненна, но в ней есть то, что человек переживает как движение. Позже на основе нескольких статей Бергсона о кинематографе уже современный мыслитель — Жиль Делёз — написал двухтомную работу «Кино», которую можно рассматривать как огромное примечание к текстам Бергсона.
Киновед также подробно остановился на вкладе в теорию кино философа и психолога Хьюго Мюнстерберга, русских формалистов в лице Романа Якобсона, Юрия Тынянова и Виктора Шкловского, режиссёра Сергея Эйзенштейна и его французской коллеги Жермен Дюлак, а также критика и теоретика кино Андре Базена.
На следующей лекции автор курса предлагает поговорить о структурализме — теории кино, которая рассматривает фильм как код. Затем речь пойдёт о «теории киноаппарата» (apparatus theory), которая пытается объяснить власть над зрителем, которую имеет хороший фильм, с точки зрения оптических явлений и феномена восприятия. Майзель расскажет о главных идеологах этой теории и о том, почему она так важна.
В ходе курса также предполагается разобрать одну из самых радикальных теорий начала и середины 70-х, выдвинутую авторами влиятельного британского журнала Screen, а также рассмотреть достаточно большой вклад феминистской теории в киноведение. Это влияние привело к особому движению кинематографа «других» — кинематографа меньшинств и тех, кто лишён голоса.
В 80-е годы в фокусе внимания социальных наук оказались проблемы колониализма и постколониализма. Эта тема оказалась крайне актуальна как в кино, так и в теории кинематографа. В 90-е годы происходит очень важный поворот в киноведении в сторону когнитивизма, акцентирующий внимание на экранном повествовании, и том, как оно организовано. Киновед также пообещал в ходе курса поговорить о подъёме неоформализма и разобрать основные положения и термины этой теории.
Майзель призвал всех, кого заинтересует курс, смело погрузиться в изучение теории кино, не боясь разнообразия предложенных тем.
— Не существует единой теории кино, это не доктрина марксизма-ленинизма. Это живое явление, тут всегда есть и будет масса нюансов. Также не надо бояться и самого слова «теория», поскольку это определённые, уже устоявшиеся мысли, которые так или иначе подтвердили своё качество или значимость. Знание теории позволяет нам мыслить более культурно, более взвешенно и основательно.
Лекции будут проходить в паре с семинарами. Курс стартует в середине ноября.