«Громкие дела: преступления и наказания в СССР» – это новая книга Евы Меркачёвой, которую известная журналистка, писательница и правозащитник представила 17 февраля в Ельцин Центре. В её основу легли не только нашумевшие уголовные дела советской эпохи, но и ранее неизвестные широкому кругу криминальные истории той поры.
Презентация в Ельцин Центре стала первым в стране мероприятием, где Меркачёва лично рассказала читателям о своей новой книге, вышедшей в свет в конце прошлого года. Сборник очерков основан на уникальных архивных документах и общении с очевидцами, которые позволили автору восстановить картины судебных процессов разных лет, отражающих советскую действительность.
– Как мне кажется, книга получилась весьма необычная. Когда я готовила её, то постаралась собрать самые удивительные, самые громкие дела прежней поры, – отметила Меркачёва. – Для меня очень важен был анализ, важно было поразмышлять над теми материалами дел, которые попали мне в руки, я постаралась посмотреть, что за ними стоит. Было интересно выяснить, как в разное время проводились допросы, осмотры места происшествий, каким был суд и как вели себя подсудимые на процессе.
Одна из глав книги «Громкие дела: преступления и наказания в СССР» посвящена нашумевшим делам, по которым были вынесены смертные приговоры, – от подростка Аркадия Нейланда до последнего казнённого в России маньяка Головкина по прозвищу «Фишер». Правозащитник пояснила, что ни эти судебные дела, ни многочисленные встречи с осуждёнными на пожизненные сроки за особо тяжкие преступления не поколебали в ней уверенности в том, что мораторий на смертную казнь, введенный в России в середине 90-х годов Борисом Ельциным, – шаг верный и справедливый, не нуждающийся в пересмотре.
– Я противник смертной казни, потому что всегда возможна ошибка следствия, а когда человека уже нет, никто не сможет понять истину и докопаться до сути дела. Плюс настоящего преступника перестанут ловить, а маньяк, спустя может быть даже годы, вновь себя проявит. Ещё один момент связан с тем, что люди, осуждённые за особо тяжкие преступления, потом рассказывают новые детали и подробности, которые не удалось раскрыть сразу в процессе следствия. Также я считаю, что этих людей надо изучить, провести глубокое исследование, которое до сих пор никто не произвёл, а на его основе сделать систему тестирования, которая позволила бы выявлять людей, склонных к насилию. Я уверена, что это возможно, может быть искусственный интеллект поможет в этом.
Отдельная особая глава в книге – женские преступления. Автор на основе документов постаралась восстановить картины процессов над «матерью всех воров СССР» Калей Никифоровой, исполнительницей фашистских приговоров в оккупированной Белоруссии Антониной Макаровой и единственной казнённой за экономические преступления женщиной – Бертой Бородкиной.
– Женская преступность – редкое явление. На сегодняшний день у нас лишь каждый двадцатый человек, сидящий за решёткой, – представитель женской половины населения. В Советском Союзе женщины также крайне редко совершали проступки, а для того чтобы стать легендой в преступном мире, нужно было особенно постараться.
Автор призналась, что именно поэтому не могла не включить в свою книгу историю о событиях, произошедших в дореволюционной России. В очерке о королеве воровского мира Соньке по прозвищу «Золотая ручка» Меркачёва на основе документов, а не воспоминаний, слухов, домыслов и мифов, попыталась понять, что собой реально представляла женщина с феноменальным криминальным талантом, о которой сняты фильмы и написаны книги.
Меркачёва обратилась и к загадочным сюжетам, которые долгое время были окружены ореолом таинственности, мистики и со временем превратились в городские легенды. Например, история скульптурного памятника из белого мрамора на одном из кладбищ в Санкт-Петербурге с надписью: «Посвящается павшим в борьбе с тёмными силами». Могила Кати Иванцовой стала культовым местом, куда несчастные влюблённые до сих пор приносят цветы и книги.
– Мы стали разбираться, нашли дело и выяснили, что это памятник случайно убитой студентке, сделанный руками влюблённого в неё скульптора. Но за этой драмой скрывалась ещё одна, поскольку убийцей оказалась молодая мать, которую на преступление толкнула нищета и безысходность.
Уникальные фото из архивов судов, документы, многие из которых публикуются впервые, прилагаются к каждой главе книги и дают возможность читателю погрузиться в атмосферу описываемых событий. Меркачёва пояснила, что доступ к архивам, многие из которых закрыты до сих пор, ей обеспечила поддержка судебного департамента при Верховном суде РФ.
Поэтому есть в книге и очерк о засекреченном пожаре в школе поселка Эльбарусово в Чувашии в 1961 году, когда из-за халатности погибли в огне 106 детей и четверо педагогов. Он ярко иллюстрирует тот факт, что в Советском Союзе предпочитали скрывать все события, связанные с массовой гибелью людей, – от природных и техногенных катастроф до преступлений.
Также Меркачёва не смогла обойти тему преследований за инакомыслие в СССР, рассказав историю судебного процесса начала 80-х годов прошлого века над инженером Данилиным, который перепечатал изданный за рубежом томик стихов Владимира Высоцкого, а кто-то из его окружения написал донос. При обыске у Данилина нашли запрещённую литературу, суд признал его виновным и назначил инженеру два года колонии, посчитав, что «исправление и перевоспитание подсудимого возможны лишь в условиях изоляции от общества».
– Существует мнение, что в Советском Союзе преступлений было гораздо меньше, чем сейчас, но это не так. В современной России преступность резко снижается как за счёт того, что люди стали жить лучше, так и, на мой взгляд, из-за повсеместной цифровизации – системы наблюдения останавливают многих от рокового шага. А ещё, работая над книгой, я обратила внимание на тот факт, что советские суды очень быстро рассматривали дела и, как правило, не давали больше 15 лет лишения свободы. Сейчас у нас за ненасильственные, экономические преступления дают просто огромные сроки. Мне кажется, это такая тенденция, которую хорошо бы остановить. Человек после семи лет отбывания наказания уже не может нормальным вернуться в общество, – подчеркнула автор.
Днём позже уже в формате дискуссии Ева Меркачёва обсудила темы преступности и судебной системы в Советском Союзе с доктором юридических наук, профессором Уральского государственного юридического университета Зинаидой Незнамовой. Эта встреча стала логическим продолжением презентации книги «Громкие дела: преступления и наказания в СССР».