Театральная инклюзивная студия в Ельцин Центре «Простые действия» в содружестве с актёрами екатеринбургских театров подготовила к Новому году спектакль «Етопия» в постановке Александра Вахова. В начале декабря они показали его друзьям, родителям и тем зрителям, которые давно следят за их творчеством.
«Етопия» — это размышление о городе, которого пока ещё нет, но который должен быть, и он очень напоминает Екатеринбург. Путешествуя по знакомым улицам, участники проекта отмечают появление новых городских пространств и объектов — неожиданных, но удобных для жизни. Рассуждая о насущных проблемах горожанина, исследуя повседневную культуру и фокусируя внимание на предметах больших и маленьких, историях реальных и выдуманных, они пытаются ответить на простые вопросы. Как сделать любимый город лучше? Что мы в нём любим и храним в своём сердце, а что мечтаем исправить? Их «город Е» — пока ещё утопия или Етопия? Но он уже начинает преображаться в их мечтах и рассказах, обрастая легендами и шутками.
Собрал рассказы студийцев, как бусины на нитку, режиссёр Александр Вахов. Музыкальное оформление с шумовыми спецэффектами, извлечёнными из самых обычных предметов, придумали Алина Ежакова и Владимир Печетов.
Театральный проект «Простые действия» при Ельцин Центре — это творческое содружество уральских актёров, музыкантов и режиссёров, включая молодых людей с особенностями ментального развития. Вместе они в рамках регулярных занятий исследуют театральные, музыкальные, перформативные, цирковые практики и презентуют их широкой аудитории.
В спектакле «Етопия» приняли участие актёры и студийцы: Мария Аникина, Мария Астафьева, Егор Буртник, Ирина Васьковская, Александра Головина, Марьяна Дюдина, Алёна Жигалова, Иван Зайков, Илья Кирпищиков, Евгения Кожевникова, Иван Копылов, Татьяна Кудряшова, Игорь Кузнецов, Марк Малиновский, Владимир Печетов, Егор Рунов, Сюзанна Савранская, Денис Трушин, Диана Федоркова, Екатерина Юркова и Тимур Ямалеев.
Куратор проекта, сотрудник отдела инклюзии Ельцин Центра Анастасия Перевозчикова рассказала, как создавался спектакль.
— Мы уже показывали этот спектакль родителям. Потом мы его доработали, убрали некоторые сцены, некоторые, наоборот, добавили. Получился новый спектакль. Нас радует то обстоятельство, как много зрителей пришло на наш спектакль. Люди не успевали купить билеты. Мы поняли, что спектакль востребован, и обязательно покажем его ещё раз.
— Как проходят ваши занятия?
— Это первый спектакль, который мы поставили с Александром Ваховым. Для него это тоже первый опыт работы с инклюзивным театром. Мы рады, что всё сложилось. Напомню, что инклюзивная театральная студия выросла из проекта #ЗАживое, который с 2018 по 2023 год вели его основатели Елена Возмищева и Дмитрий Зимин.
Для студийцев подготовка к спектаклю началась с задания принести на занятия свой любимый предмет и рассказать о нём. Работа в паре, студиец + профессиональный актёр, превратила взаимодействие в настоящий театральный этюд, где один показывал, а другой рассказывал о любимом предмете или событии, связанном с ним. Была задача этот рассказ обыграть. Например, Катя рассказывала о парке, который находится в Пионерском районе. Мы придумали, как эту историю можно рассказать. Посвятили этому целое занятие. Если Катя бегает, то как это звучит в сценке? Все наработки в спектакль не вошли, но они были важны для понимания. В этом нам помогали профессиональные музыканты.
— Кто придумал само слово «Етопия»?
— На занятиях во время общения мы сознательно включали тему города. Какой он? Каким должен быть? Как звучит город, оперный театр или отдельно взятая улица? Из этого сложился образ, потом этюд, потом слово. Они знали, что мы готовимся к спектаклю и что они будут в нём главными рассказчиками, вживались в роли и даже готовились к интенсивным занятиям перед спектаклем.
— Я заметила, что одни очень волновались перед спектаклем, а другие — нет.
— На занятиях они совершенно не волнуются, но в день спектакля волновались даже опытные актёры. Для них это тоже очень важно.
— Актёры постоянно присутствуют на ваших занятиях?
— Они люди занятые, но по возможности стараются присутствовать на занятиях, а некоторые их ещё и ведут. Студийцы воспринимают их не только как педагогов, но и как партнёров по сцене тоже. Актёры стараются поддерживать не иерархическую атмосферу, а дружескую, чтобы ребята легче воспринимали наблюдения за городом со стороны и легче делились своими мыслями и задумками.
— Как это происходит? Вы идёте за ними или сами что-то предлагаете?
— Нам интересен сам процесс. Всё рождается в нём. Но всё-таки это симбиоз творчества студийцев и наставников. Мы никогда не знаем, каким будет конечный результат. Ещё со времён Дмитрия Зимина, с которым ребята начинали работать, это была сознательная стратегия. Мы поддерживаем эту концепцию, идём за их воображением, за их высказыванием, за их юмором, не упускаем того, что возникло в процессе взаимодействия.
— Ребята довольны своим спектаклем? Потому что друзья и родители очень довольны. Им дарили цветы, аплодировали и долго не отпускали со сцены.
— Буквально на следующий день после спектакля у нас было занятие-рефлексия, где мы обсуждали спектакль. Было решено включить в сценарий Деда Мороза и показать перед Новым годом. Они вдохновились и сказали: пусть будут Дед Мороз и Снегурочка вместо обычных ведущих. Они почувствовали и собственную сплочённость, и одобрение зала.
— Марку особенно удалась роль ведущего шоу.
— Марк достаточно давно ходит. Может, у него не было раньше таких ярких ролей, но сейчас он уверенно ведёт свою партию. Если в самом первом спектакле он немного запаздывал и был менее активным, то сейчас чётко выполнял свою задачу.
— А кто предложил эту городскую тематику? Она оказалась абсолютно актуальной.
— Все вместе. И формат телешоу сложился на занятиях. Мы предложили подумать, что такое город, какие у него есть проблемы. Начали отдельно собираться, обсуждать проблемы Екатеринбурга, с которыми непосредственно сталкиваются студийцы каждый день. Формат телешоу показался наиболее удачным. Можно сказать, что это выросло из совместного мозгового штурма, из того, что мы начали говорить об этом. И тема оказалась близкой, а главное — интересной.
Оказались актуальными шутки Егора Рунова, их поддерживают, над ними смеются. Очень зашла шутка про духи: чтобы не пахло мусором, нужно полить его духами «Антитреш». Или шутка про то, что было бы хорошо, если бы в жизни случалась только одна авария: дискотека «Авария».
— Кто придумал название проекту «Простые действия»?
— Также мозговым штурмом. Название долго не складывалось, а оказалось, лежало на поверхности. Спектакль раньше назывался «Последовательность простых действий». Мы это название сократили и получились «Простые действия». И это логично: любое дело начинается с самых простых действий.