Театральная инклюзивная студия в Ельцин Центре «Простые действия» подготовила к Новому году спектакль «Етопия» в постановке Александра Вахова. В начале декабря они показали его друзьям, родителям и тем зрителям, которые давно следят за их творчеством.
«Етопия» — это размышление о городе, которого пока ещё нет, но который должен быть, и он очень напоминает Екатеринбург. Путешествуя по знакомым улицам, участники проекта отмечают появление новых городских пространств и объектов — неожиданных, но удобных для жизни. Рассуждая о насущных проблемах горожанина, исследуя повседневную культуру и фокусируя внимание на предметах больших и маленьких, историях реальных и выдуманных, они пытаются ответить на простые вопросы. Как сделать любимый город лучше? Что мы в нём любим и храним в своём сердце, а что мечтаем исправить? Их «город Е» — пока ещё утопия или Етопия? Но он уже начинает преображаться в их мечтах и рассказах, обрастая легендами и шутками.
Собрал рассказы участников студии, как бусины на нитку, режиссёр Александр Вахов. Музыкальное оформление с шумовыми спецэффектами, извлечёнными из самых обычных предметов, придумали Алина Ежакова и Владимир Печетов.
Театральный проект «Простые действия» при Ельцин Центре — это творческое содружество уральских актёров, музыкантов и режиссёров, включая молодых людей с особенностями ментального развития. Вместе они в рамках регулярных занятий исследуют театральные, музыкальные, перформативные, цирковые практики и презентуют их широкой аудитории.
В спектакле «Етопия» приняли участие актёры: Мария Аникина, Мария Астафьева, Егор Буртник, Ирина Васьковская, Александра Головина, Марьяна Дюдина, Алёна Жигалова, Иван Зайков, Илья Кирпищиков, Евгения Кожевникова, Иван Копылов, Татьяна Кудряшова, Игорь Кузнецов, Марк Малиновский, Владимир Печетов, Егор Рунов, Сюзанна Савранская, Денис Трушин, Диана Федоркова, Екатерина Юркова и Тимур Ямалеев.
Куратор проекта, сотрудник отдела инклюзии Ельцин Центра Анастасия Перевозчикова рассказала, как создавался спектакль.
— Мы уже показывали этот спектакль родителям. Потом мы его доработали, убрали некоторые сцены, некоторые, наоборот, добавили. Получился новый спектакль. Нас радует то обстоятельство, как много зрителей пришло на наш спектакль. Люди не успевали купить билеты. Мы поняли, что спектакль востребован, и обязательно покажем его ещё раз.
— Как проходят ваши занятия?
— Это первый спектакль, который мы поставили с Александром Ваховым. Для него это тоже первый опыт работы с инклюзивным театром. Мы рады, что всё сложилось. Напомню, что инклюзивная театральная студия выросла из проекта #ЗАживое, который с 2018 по 2023 год вели его основатели Елена Возмищева и Дмитрий Зимин.
Для участников студии подготовка к спектаклю началась с задания принести на занятия свой любимый предмет и рассказать о нём. Работа в паре превратила взаимодействие в настоящий театральный этюд, где один показывал, а другой рассказывал о любимом предмете или событии, связанном с ним. Была задача этот рассказ обыграть. Например, Екатерина Юркова рассказывала о парке, который находится в Пионерском районе. Мы придумали, как эту историю можно рассказать. Посвятили этому целое занятие. Если Катя бегает, то как это звучит в сценке? Все наработки в спектакль не вошли, но они были важны для понимания. В этом нам помогали музыканты.
— Кто придумал само слово «Етопия»?
— На занятиях во время общения мы сознательно включали тему города. Какой он? Каким должен быть? Как звучит город, оперный театр или отдельно взятая улица? Из этого сложился образ, потом этюд, потом слово. Они знали, что мы готовимся к спектаклю и что они будут в нём главными рассказчиками, вживались в роли и даже готовились к интенсивным занятиям перед спектаклем.
— Я заметила, что все волновались перед спектаклем.
— На занятиях они совершенно не волнуются, но в день спектакля волновались даже актёры с большим опытом. Для них это тоже очень важно.
— В ваших занятиях учувствуют актёры из других театров?
— Они люди занятые, но по возможности стараются присутствовать на занятиях, а некоторые их ещё и ведут. Участники студии воспринимают их не только как педагогов, но и как партнёров по сцене тоже. Актёры стараются поддерживать не иерархическую атмосферу, а дружескую, чтобы легче воспринимались наблюдения за городом со стороны и легче делились своими мыслями и задумками.
— Как это происходит? Вы идёте за нейроотличными актёрами или сами что-то предлагаете?
— Нам интересен сам процесс. Всё рождается в нём. Но всё-таки это симбиоз творчества. Мы никогда не знаем, каким будет конечный результат. Ещё со времён Дмитрия Зимина, с которым ребята начинали работать, это была сознательная стратегия. Мы поддерживаем эту концепцию, идём за их воображением, за их высказыванием, за их юмором, не упускаем того, что возникло в процессе взаимодействия.
— Ребята довольны своим спектаклем? Потому что друзья, и родители, и зрители очень довольны. Им дарили цветы, аплодировали и долго не отпускали со сцены.
— Буквально на следующий день после спектакля у нас было занятие-рефлексия, где мы обсуждали спектакль. Было предложено включить в сценарий Деда Мороза и показать перед Новым годом. Они вдохновились спектаклем и предстоящим Новым годом и сказали: пусть будут Дед Мороз и Снегурочка вместо обычных ведущих. Они почувствовали и собственную сплочённость, и одобрение зала.
— Марку особенно удалась роль ведущего шоу.
— Марк достаточно давно ходит. Может, у него не было раньше таких ярких ролей, но сейчас он уверенно ведёт свою партию. Если в самом первом спектакле он немного затягивал и был менее активным, то сейчас чётко выполнял свою задачу.
— А кто предложил эту городскую тематику? Она оказалась абсолютно актуальной.
— Все вместе. И формат телешоу сложился на занятиях. Мы предложили подумать, что такое город, какие у него есть проблемы. Начали отдельно собираться, обсуждать проблемы Екатеринбурга, с которыми непосредственно сталкиваются актёры каждый день. Формат телешоу показался наиболее удачным. Можно сказать, что это выросло из совместного мозгового штурма, из того, что мы начали говорить об этом. И тема оказалась близкой, а главное — интересной.
Отдельно хотелось бы отметить шутки, которые придумывает Егор Рунов, их поддерживают, над ними смеются. Очень зашла шутка про духи: чтобы не пахло мусором, нужно полить его духами «Антитреш». Или шутка про то, что было бы хорошо, если бы в жизни случалась только одна авария: «Дискотека Авария».
— Кто придумал название проекту «Простые действия»?
— Также мозговым штурмом. Название долго не складывалось, а оказалось, лежало на поверхности. Предыдущий спектакль назывался «Последовательность простых действий». Мы это название сократили и получились «Простые действия». И это логично: любое дело начинается с самых простых действий.