«Это война»: фотовыставка к 80-летию Победы

6 марта 2025 г.Наталья Шурмина
«Это война»: фотовыставка к 80-летию Победы

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне в Атриуме Ельцин Центра в Екатеринбурге 22 февраля открылась выставка «Это война», рассказывающая о людях на войне. На снимках военных корреспондентов запечатлены лица тех, на чью долю выпали тяжелейшие испытания, а дополняющие изображения пронзительные строки дают возможность понять, что осталось за кадром.

Шесть крестообразных конструкций, занявших большую часть площади Атриума Ельцин Центра, показывают зрителю все основные этапы и вехи Великой Отечественной войны, напоминают о бедах, страданиях и суровой военной повседневности чёрно-белыми кадрами, рифмующимися с военной поэзией, письмами и воспоминаниями.

На выставке представлены снимки лучших военных корреспондентов тех лет — Бориса Игнатовича и Евгения Халдея, Аркадия Шайхета, Наума Грановского, Марка Маркова-Гринберга и других. Они работали не в фотостудиях, а в окопах, разрушенных городах и партизанских отрядах. Их фотографии сохранили для истории настоящую, а не отлакированную войну. И живые, а не плакатные лица её участников.

У людей, чьи фотографии были отобраны для выставки, разные судьбы — кто-то из них дошёл до Берлина, а некоторые погибли в первом же бою, кто-то нашёл свою любовь, а многие потеряли друзей. Они пережили жесточайшие испытания и при этом остались людьми, поскольку не сомневались, что были на стороне добра.

Выставку открыл музыкально-поэтический перформанс «На улицах не было неба» в исполнении актёров Театральной платформы «В Центре». Текстам, которые написали люди, пережившие самую страшную войну в истории человечества, вторила музыка Сергея Прокофьева в исполнении лауреата международных конкурсов Арсения Мерзлова. Военная поэзия Юлии Друниной, Александра Межирова, Давида Самойлова, Юрия Левитанского и Ольги Берггольц перекликалась с Седьмой сонатой для фортепиано.

— На выставке «Это война» вы не увидите фотографии боевых действий или орудий, здесь мы старались показать людей, их лица, эмоции и жизнь, потому что вопреки всему она была, — отметила директор Музей Бориса Ельцина Анна Бородулина, открывая экспозицию. — О жизни на войне тут нам рассказывают фотографии, воспоминания, письма и поэтические строки, ставшие свидетельством самого страшного, что, наверное, пережила наша страна.

Куратор Евгения Ананьина решила рассказать первым посетителям выставки три личные истории, связанные с представленными в Атриуме Ельцин Центра фотографиями военных лет.

— Выставка получилась очень эмоциональная, поскольку я, пока её готовила, перечитала огромное количество писем с фронта своим родным, много дневников. Сердцем и душой я вжилась в эти истории, поэтому сейчас мне очень трудно сдержать слёзы, — призналась Евгения.

По её словам, на выставке есть несколько фотографий неизвестных авторов. Одну из них, запечатлевшую пару влюблённых в военной форме, легко найти рядом с замечательным стихотворением Константина Симонова «Жди меня». На снимке — встретившиеся на фронте и полюбившие друг друга уралец Анатолий Овчинников и омичка Александра Леонтьева. С 1943 года они вместе пройдут по нелёгкому пути к Победе, а сразу после войны поженятся.

Затем Анатолий привезёт жену в своё родное село, а сам вернётся на службу в Германию, откуда в 1949 году придёт весть о его смерти при разминировании Потсдама. Александра, родившая в 1947 году мальчика, до конца своих дней хранила верность погибшему мужу.

Другая история переносит нас в блокадный Ленинград. Отрывок из письма Веры Алексеевны Вечерской сыну Павлу на фронт иллюстрирует представленную на выставке фотографию Валентина Капустина «Огород у Исаакиевского собора». Письмо, которое Вечерская назвала «радостным», было написано 6 июня 1943 года, а через два дня Веры Алексеевны не стало.

О смерти матери Павел узнал лишь через полгода. Её последнее письмо он хранил всю войну в кармане гимнастерки вместе с фотографией своей невесты Лёли.

«Ты не представляешь, Румянцевский садик разбили на квадратики… под огороды! А на набережной разрыхлили газон для ЦВЕТОВ! Милый, меня так взволновал запах парной земли… Я целыми пригоршнями подносила её к лицу и до головокружения вдыхала её запах — запах жизни! Господи, скоро я увижу ЦВЕТЫ! Павлик! Какие у нас ЛЮДИ! Город, в котором сажают в блокаду цветы, победить нельзя! — писала Вечерская сыну на фронт. — Жизнь будет! Она бесконечна».

И ещё одна история, связанная с последним письмом. Домой жене с фронта 23 марта 1943 года пишет свердловчанин Валерий Савчук: «Встречаются сожжённые деревни, единственное население которых — дети от 3 месяцев до 10 лет… Видела ли ты когда-нибудь замёрзшего воробушка? Так вот эти дети напоминают таких заморышей. Все они обморожены, больны тифом или другими болезнями. Я отдаю им всё, что имею, и беспрерывно плачу. Я не могу не плакать. Сердце сжимается в комок. Незаживающая рана. Никогда нельзя простить это…».

Журналист и писатель Валерий Савчук прошёл Гражданскую войну, поэтому с момента начала Великой Отечественной рвался в бой с врагом без оглядки на свои больные сердце и лёгкие. В результате его назначили политруком в роту добровольцев, а потом он буквально сбежал на фронт вместе с агитпоездом Уральской железной дороги.

В результате за отличную работу на передовой весной 1942 года его зачислили в действующую армию. Он пишет об этом семье и признаётся, что абсолютно счастлив тому факту, что наконец-то сможет попасть на передовую и послужить своей стране. В апреле 1943 года он погиб.

— Во многих письмах, которые я прочитала, люди верят в завтрашний день. В том числе и Савчук очень часто пишет: «Я верю в счастливое, светлое будущее». И именно эта вера им всем помогала жить, — подчеркнула в итоге Евгения Ананьина.

На выставке, которую можно увидеть до 4 мая, представлены фотографии из коллекций московских Галереи «Люмьер» и Мультимедиа арт музея, Музея-панорамы «Сталинградская битва» из Волгограда, Мурманского краеведческого музея и Центра документации общественных организаций Свердловской области. Вход на выставку свободный.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.