Эстетика городских окраин — «Русское нигде» Павла Отдельнова

6 апреля 2021 г.Михаил Лузин
Эстетика городских окраин — «Русское нигде» Павла Отдельнова

В Арт-галерее Ельцин Центра открылась выставка «Русское нигде» современного художника Павла Отдельнова. Многие выставленные здесь пейзажи он написал, находясь дома на самоизоляции в период локдауна, — натурой для них послужили машинные снимки городских окраин, сделанные для «Яндекс.Панорам» и Google Street View. Также в стенах галереи представлены авторские инсталляции, фотографии и видеоарт. Выставка будет действовать до 10 мая.

Накануне открытия Павел Отдельнов провёл artist talk, где рассказал всем желающим об источниках вдохновения и творческом поиске, который привёл к созданию выставки. По словам художника, он работал над проектом «Русское нигде» весь прошлый год. Выставка была впервые показана в галерее «Триумф» и почти сразу приехала в Екатеринбург.

Необычна эта выставка тем, что почти все работы сделаны виртуально: художник не видел своими глазами пейзажи и не разговаривал с людьми, которые изображены на картинах. Работы он создал в условиях карантина, не выходя из дома. Впрочем, говорит автор, это не вынужденная мера, а проект, задуманный ещё до локдауна, и ставший закономерным шагом на его творческом пути.

«Панельные дома утопают в снегах»

Путь начался в «нулевые», с проекта «Внутреннее Дегунино», посвящённого окраинному району Москвы и в целом окраинам больших городов.

По словам Павла Отдельнова, его целью было создать расстояние, чтобы увидеть современные окраины городов целиком — и увидеть их как нечто, постоянно меняющееся. Появляются логистические склады, ТЦ, шиномонтажки и прочее. Окраины, образно выражаясь, пытаются быть другими относительно окружающего их пейзажа. Эта тема получила развитие в следующем проекте художника — «ТЦ».

— Я сравниваю торговые центры с глитчем — ошибкой, которая возникает, когда пытаешься открыть изображение неподходящей программой, и оно распадается на пиксели. Практически любой ТЦ напоминает глитч, что-то чужое в постсоветском пространстве.

В качестве примера Павел привёл картину с изображением заброшенного ТЦ на окраине родного города Дзержинска, который он нашёл в практически руинированном состоянии, и вырезку из рекламного проспекта с презентацией этого торгового центра. Расстояние между двумя изображениями — порядка десяти лет: насколько короток век этой архитектуры...

Машинное зрение

К использованию в своём творчестве Google Street View и «Яндекс.Панорам» Павел обратился практически сразу же, как эти сервисы появились.

Google Street View и «Яндекс.Панорамы» — это фотографии, сделанные машинным зрением. Девять вращающихся камер склеивают панорамы разных мест: мы видим их как виртуальную реальность и можем по ней путешествовать.

— Я хотел создать картину на память о посещении Америки и написал дорожную развязку, которую нашёл в тех программах. Она похожа на мои впечатления: дорога, которая построена для машин, по которой невозможно гулять. Я сделал инсталляцию — выставил картину и показал саму панораму, открытую на вкладке в Google. Получилось иронично — я показал себя как человека из прошлого века, гуляющего по панорамам с красками и кисточкой.

В следующий раз художник обратился к машинному зрению, когда делал проект «Промзона», посвящённый родному городу Дзержинску, его заводам и, в частности, умершей системе трамвайного движения. Он нашёл в панорамах снимок, на котором видны рельсы, по которым уже никогда не проедет трамвай.

Конфликт слова и изображения

По словам Павла Отдельнова, ему интересна ситуация, в которой слово и изображение становятся врагами. Примером такого конфликта может послужить изображение забора в Дзержинске на фоне индустриального пейзажа, с надписью-цитатой из стихов Егора Летова: «От всей души желаем вам счастья, благополучия и глобальности». Это единственная картина выставки «Русское Нигде», написанная не по панорамам «Яндекса» и «Гугла», а по реальным впечатлениям.

— Надписи на заборах мне нравятся тем, что они анонимны. Непонятно, кто автор, и получается, что надпись говорит от имени забора или пейзажа.

Развивая тему конфликта слова и изображения, Павел создал серию акварелей #followme, в которых фразы и слова не сочетаются с тем, что мы видим. Например, тэг #colorful на сером фоне или слово «стартап» на фоне оборванного железнодорожного полотна. Некоторые из этих работ также представлены в рамках выставки «Русское нигде».

Художнику также очень интересны новые слова, которые появляются в языке. Например, «норм», «пичалька» (через и), «хтонь» и т. д. Изображая их на холсте, он придаёт им форму — и они как будто ниоткуда попадают в снежное поле.

Какой год? Это вчера

Работая в карантине над проектом «Русское нигде», Павел параллельно изучал различные паблики в соцсетях, посвящённые схожей тематике — эстетизации городских окраин. «Эстетика Е…ней», «Русская смерть», «Панельки», «Романтика городских окраин», «С каждым днём всё радостнее жить» и т. д.

— Эти страницы публикуют совершенно обыденные и банальные пейзажи, и их активно комментируют и пытаются осмыслить пользователи, которые поколением младше меня. Я собирал эти комментарии. Они очень характерные, от лица разных людей, похожи на современный фольклор, иногда довольно остроумные. И мне захотелось придать им материальную форму.

Для воплощения задумки Павел выбрал пластиковые буквы красного цвета, которые подсвечиваются изнутри, — из таких делают надписи «Шиномонтаж», «Цветы», «Магазин» на окраинах российских городов. Их можно увидеть в любой точке страны — везде из тумана будут светить красные буквы «Шиномонтаж».

Первой визуализированной фразой стала «Россия — это край чудес, родился в ней и в ней исчез», фотография которой на фоне леса была представлена на выставке «Чаща» в Москве. Затем появились остальные, многие из которых можно найти в залах Арт-галереи Ельцин Центра: «красота ж», «о, я здесь живу», «– какой год? — это вчера», «вся жизнь бэд трип» и т. д.

Следующим шагом в развитии этой идеи стали фотоинтервенции — помещение краснобуквенных комментариев из пабликов в реальный контекст: «во-первых, это красиво» на фоне гаражного массива и так далее. Во время съёмки одной из таких интервенций художника и его отца чуть было не задержали, рассказывает Павел Отдельнов. Ехавшие мимо полицейские заподозрили, что они делают в поле «закладки», и очень удивились, что имеют дело с арт-проектом.

Встреча с Павлом Отдельновым в Ельцин Центре

Гаражи и трубы

На многих картинах выставки «Русское нигде» изображены гаражи. По словам художника, в них есть два интересных момента. Гаражи — это нечто ритмически повторяющееся и схожее: большой массив с одинаковыми помещениями для машин. Но в тот же самый момент, в них есть что-то индивидуальное. Каждый владелец красит ворота краской, которая ему нравится или которую он смог найти. Это возможность отличиться и быть другим, чем остальные.

Кроме того, в некоторых пейзажах Павла Отдельнова присутствует тема расслоения — изображён старый советский завод с корпусом из серого бетона, с типичной вышкой ЛЭП, трубами, разбитыми дорогами, но мы видим, что часть корпуса выкупили, облицевали панелями — там появились охранники, жизнь, активность.

Вечность «русского нигде»

Дороги с лужами, растворяющиеся в горизонте, — тоже важная часть вселенной художника.

— Куда бы мы ни поехали, мы приедем в русское нигде, которое есть в любой точке пространства.

Павел Отдельнов считает, что это неизбывное «русское нигде» можно найти на картинах художников и XIX, и XX веков. Например, на пейзаже «Оттепель» Фёдора Васильева или в работе «Окраина» Александра Древина, писавшего пейзажи, главное действующее лицо в которых — пустота. А вдохновением для его собственной картины «Улица Энтузиастов» послужило полотно Исаака Левитана «Владимирка».

— «Владимирка» — рассказ о трагическом пути, который ведёт в русское нигде XIX века. По Владимирке шли арестанты в Сибирь. Сейчас Владимирский тракт, по крайней мере в пределах МКАД, называется Шоссе Энтузиастов. И в широком смысле, в честь этих абстрактных «энтузиастов» в СССР называли улицы там, где заканчивался город, где что-то строилось или планировалось построить.

По словам художника, использование машинного зрения в его работах — это дополнительный способ найти отстранение от изображаемого, возможность посмотреть на обыденное по-другому. Оставшиеся в картинах крестики, стрелочки и названия улиц помогают создать ситуацию прогулки и перемещения в пространстве. Но при этом центром картины должна быть пустота, обрамлённая заводскими корпусами, многоэтажками и гаражами, «вот это самое нигде».

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.