В Арт-галерее Ельцин Центра открылась выставка «Русское нигде» современного художника Павла Отдельнова. Многие выставленные здесь пейзажи он написал, находясь дома на самоизоляции в период локдауна, — натурой для них послужили машинные снимки городских окраин, сделанные для «Яндекс.Панорам» и Google Street View. Также в стенах галереи представлены авторские инсталляции, фотографии и видеоарт. Выставка будет действовать до 10 мая.
Накануне открытия Павел Отдельнов провёл artist talk, где рассказал всем желающим об источниках вдохновения и творческом поиске, который привёл к созданию выставки. По словам художника, он работал над проектом «Русское нигде» весь прошлый год. Выставка была впервые показана в галерее «Триумф» и почти сразу приехала в Екатеринбург.
Необычна эта выставка тем, что почти все работы сделаны виртуально: художник не видел своими глазами пейзажи и не разговаривал с людьми, которые изображены на картинах. Работы он создал в условиях карантина, не выходя из дома. Впрочем, говорит автор, это не вынужденная мера, а проект, задуманный ещё до локдауна, и ставший закономерным шагом на его творческом пути.
«Панельные дома утопают в снегах»
Путь начался в «нулевые», с проекта «Внутреннее Дегунино», посвящённого окраинному району Москвы и в целом окраинам больших городов.
По словам Павла Отдельнова, его целью было создать расстояние, чтобы увидеть современные окраины городов целиком — и увидеть их как нечто, постоянно меняющееся. Появляются логистические склады, ТЦ, шиномонтажки и прочее. Окраины, образно выражаясь, пытаются быть другими относительно окружающего их пейзажа. Эта тема получила развитие в следующем проекте художника — «ТЦ».
— Я сравниваю торговые центры с глитчем — ошибкой, которая возникает, когда пытаешься открыть изображение неподходящей программой, и оно распадается на пиксели. Практически любой ТЦ напоминает глитч, что-то чужое в постсоветском пространстве.
В качестве примера Павел привёл картину с изображением заброшенного ТЦ на окраине родного города Дзержинска, который он нашёл в практически руинированном состоянии, и вырезку из рекламного проспекта с презентацией этого торгового центра. Расстояние между двумя изображениями — порядка десяти лет: насколько короток век этой архитектуры...
Машинное зрение
К использованию в своём творчестве Google Street View и «Яндекс.Панорам» Павел обратился практически сразу же, как эти сервисы появились.
Google Street View и «Яндекс.Панорамы» — это фотографии, сделанные машинным зрением. Девять вращающихся камер склеивают панорамы разных мест: мы видим их как виртуальную реальность и можем по ней путешествовать.
— Я хотел создать картину на память о посещении Америки и написал дорожную развязку, которую нашёл в тех программах. Она похожа на мои впечатления: дорога, которая построена для машин, по которой невозможно гулять. Я сделал инсталляцию — выставил картину и показал саму панораму, открытую на вкладке в Google. Получилось иронично — я показал себя как человека из прошлого века, гуляющего по панорамам с красками и кисточкой.
В следующий раз художник обратился к машинному зрению, когда делал проект «Промзона», посвящённый родному городу Дзержинску, его заводам и, в частности, умершей системе трамвайного движения. Он нашёл в панорамах снимок, на котором видны рельсы, по которым уже никогда не проедет трамвай.
Конфликт слова и изображения
По словам Павла Отдельнова, ему интересна ситуация, в которой слово и изображение становятся врагами. Примером такого конфликта может послужить изображение забора в Дзержинске на фоне индустриального пейзажа, с надписью-цитатой из стихов Егора Летова: «От всей души желаем вам счастья, благополучия и глобальности». Это единственная картина выставки «Русское Нигде», написанная не по панорамам «Яндекса» и «Гугла», а по реальным впечатлениям.
— Надписи на заборах мне нравятся тем, что они анонимны. Непонятно, кто автор, и получается, что надпись говорит от имени забора или пейзажа.
Развивая тему конфликта слова и изображения, Павел создал серию акварелей #followme, в которых фразы и слова не сочетаются с тем, что мы видим. Например, тэг #colorful на сером фоне или слово «стартап» на фоне оборванного железнодорожного полотна. Некоторые из этих работ также представлены в рамках выставки «Русское нигде».
Художнику также очень интересны новые слова, которые появляются в языке. Например, «норм», «пичалька» (через и), «хтонь» и т. д. Изображая их на холсте, он придаёт им форму — и они как будто ниоткуда попадают в снежное поле.
Какой год? Это вчера
Работая в карантине над проектом «Русское нигде», Павел параллельно изучал различные паблики в соцсетях, посвящённые схожей тематике — эстетизации городских окраин. «Эстетика Е…ней», «Русская смерть», «Панельки», «Романтика городских окраин», «С каждым днём всё радостнее жить» и т. д.
— Эти страницы публикуют совершенно обыденные и банальные пейзажи, и их активно комментируют и пытаются осмыслить пользователи, которые поколением младше меня. Я собирал эти комментарии. Они очень характерные, от лица разных людей, похожи на современный фольклор, иногда довольно остроумные. И мне захотелось придать им материальную форму.
Для воплощения задумки Павел выбрал пластиковые буквы красного цвета, которые подсвечиваются изнутри, — из таких делают надписи «Шиномонтаж», «Цветы», «Магазин» на окраинах российских городов. Их можно увидеть в любой точке страны — везде из тумана будут светить красные буквы «Шиномонтаж».
Первой визуализированной фразой стала «Россия — это край чудес, родился в ней и в ней исчез», фотография которой на фоне леса была представлена на выставке «Чаща» в Москве. Затем появились остальные, многие из которых можно найти в залах Арт-галереи Ельцин Центра: «красота ж», «о, я здесь живу», «– какой год? — это вчера», «вся жизнь бэд трип» и т. д.
Следующим шагом в развитии этой идеи стали фотоинтервенции — помещение краснобуквенных комментариев из пабликов в реальный контекст: «во-первых, это красиво» на фоне гаражного массива и так далее. Во время съёмки одной из таких интервенций художника и его отца чуть было не задержали, рассказывает Павел Отдельнов. Ехавшие мимо полицейские заподозрили, что они делают в поле «закладки», и очень удивились, что имеют дело с арт-проектом.
Встреча с Павлом Отдельновым в Ельцин Центре
Гаражи и трубы
На многих картинах выставки «Русское нигде» изображены гаражи. По словам художника, в них есть два интересных момента. Гаражи — это нечто ритмически повторяющееся и схожее: большой массив с одинаковыми помещениями для машин. Но в тот же самый момент, в них есть что-то индивидуальное. Каждый владелец красит ворота краской, которая ему нравится или которую он смог найти. Это возможность отличиться и быть другим, чем остальные.
Кроме того, в некоторых пейзажах Павла Отдельнова присутствует тема расслоения — изображён старый советский завод с корпусом из серого бетона, с типичной вышкой ЛЭП, трубами, разбитыми дорогами, но мы видим, что часть корпуса выкупили, облицевали панелями — там появились охранники, жизнь, активность.
Вечность «русского нигде»
Дороги с лужами, растворяющиеся в горизонте, — тоже важная часть вселенной художника.
— Куда бы мы ни поехали, мы приедем в русское нигде, которое есть в любой точке пространства.
Павел Отдельнов считает, что это неизбывное «русское нигде» можно найти на картинах художников и XIX, и XX веков. Например, на пейзаже «Оттепель» Фёдора Васильева или в работе «Окраина» Александра Древина, писавшего пейзажи, главное действующее лицо в которых — пустота. А вдохновением для его собственной картины «Улица Энтузиастов» послужило полотно Исаака Левитана «Владимирка».
— «Владимирка» — рассказ о трагическом пути, который ведёт в русское нигде XIX века. По Владимирке шли арестанты в Сибирь. Сейчас Владимирский тракт, по крайней мере в пределах МКАД, называется Шоссе Энтузиастов. И в широком смысле, в честь этих абстрактных «энтузиастов» в СССР называли улицы там, где заканчивался город, где что-то строилось или планировалось построить.
По словам художника, использование машинного зрения в его работах — это дополнительный способ найти отстранение от изображаемого, возможность посмотреть на обыденное по-другому. Оставшиеся в картинах крестики, стрелочки и названия улиц помогают создать ситуацию прогулки и перемещения в пространстве. Но при этом центром картины должна быть пустота, обрамлённая заводскими корпусами, многоэтажками и гаражами, «вот это самое нигде».