Эмиль Паин — о национальной политике эпохи застоя

13 мая 2024 г.Наталья Шурмина
Эмиль Паин — о национальной политике эпохи застоя

Период застоя в глазах российского общественного мнения зачастую предстаёт как лучший во всей истории России. Однако эта эпоха внесла большой вклад в распад Советского Союза, ведь именно в это время появился национализм, выросший в недрах советской власти, утверждает доктор политических и кандидат исторических наук Эмиль Паин.

В 1993–1996 годах Эмиль Паин, выступивший в Ельцин Центре 22 апреля с лекцией «Национализм под покровом стабильности: уроки брежневской эпохи», работал заместителем начальника Аналитического управления Администрации президента России, а с 1996 по 1999 годы был советником первого президента России Бориса Ельцина. Сегодня учёный является ведущим научным сотрудником Института социологии ФНИСЦ РАН.

Эпохой застоя в российской истории называют период с 1964 года, когда к власти в СССР приходит Леонид Брежнев, до начала объявленной Михаилом Горбачёвым в 1985 году перестройки. По словам Паина, для этого времени характерны как национализм «оппозиционный», так и «бюрократический», больше всего выигравший от распада Советского Союза.

— Эпоху Брежнева действительно можно было назвать периодом стабильности, поскольку в разы уменьшилось количество социальных конфликтов и трений. Однако в это же время в Грузии, Армении, Азербайджане и Молдавии появились первые крупные подпольные националистические партии, выдвигающие идеи сепаратизма, идеи выхода из состава Советского Союза. Таким образом, с одной стороны, произошла социальная стабилизация, а с другой — начали расти различного рода националистические противоречия.

Учёный обратил особое внимание на несколько важных факторов, которые в период застоя привели к росту политического национализма и этнизации — манифестации и мобилизации этничности, выхода её в публичную сферу. Среди этих факторов: заметное ослабление советской идеологии, экономическое отставание от западных стран и усталость общества от мобилизационной психологии, проявившаяся у элит раньше, чем у народных масс.

— Чем дальше страна уходила от Великой Отечественной войны, тем меньше её травмы влияли на социальные конфликты, народ как бы успокаивался, слабел страх перед капитализмом. Вообще, негативная консолидация — это скоропортящийся продукт, она не может быть очень долгой.

На место негативной консолидации приходила этническая. После принятия в 1977 году новой «брежневской» Конституции СССР, где не было понятия «государственный язык», в советских республиках началась подготовка обновления текстов собственных основных законов. В Тбилиси в апреле 1978 году проходит массовая демонстрация с требованием указать в республиканской Конституции грузинский язык государственным.

Протесты в Грузии стали первым испытанием на прочность для русскоязычного руководства советской власти со стороны местных национальных элит, которое кремлёвское руководство не прошло. Грузинская победа поставила под сомнение национальную политику советской власти и в других республиках.

— Сегодня также российская власть, с одной стороны, принимает постановления о сохранении национальных языков, а с другой — поддерживает русское большинство, приняв 25 июля 2018 года новый закон об изучении родных языков и сделав изучение государственных языков республик необязательным, — отметил Паин.

Ещё один важный и малоизвестный широкой общественности фактор, который привёл к значительному росту этнизации в СССР, — ставшая с 1974 года всеобщей паспортизация с обязательной и очень значимой графой национальности в документе.

— Именно тогда этнизацию включили на полную мощность, она развивалась и пробивала себе дорогу. Этот процесс был неравномерный, а основным и наиболее активным местом его проявления были республики Балтии. На волне этнизации появились свои герои и лидеры: время потребовало масштабных фигур, и они появились. В Грузии — Гамсахурдия и Костава, в Армении — Тер-Петросян, в Азербайджане — Эльчибей.

Паин подчеркнул, что все эти факторы и глубинные процессы в совокупности создавали условия для появления в стране новой идеологии, которая стала альтернативой той, что существовала в СССР долгие годы. И на эту роль прежде всего претендовал низовой и протестный национализм, который обычно завершался выдвижением лозунга «Политика должна подчиняться интересом нации».

— Но был ещё и другой национализм — скрытый, номенклатурный, который выиграл много больше от распада СССР. Его лидеры публично поддерживали верность делу коммунизма, поддерживали действующую власть. И если диссиденты после распада СССР смогли удержать бразды правления лишь в немногих республиках, то вот бывшие коммунистические лидеры вполне комфортно устроились на основной части бывшего Советского Союза. И это тоже было не случайно.

Время, когда Брежнев находился у власти, стало «золотым веком» советской номенклатуры. Управленцев уже не расстреливали, как при Сталине, и не меняли, как при Хрущёве. Пребывание в кресле партийного руководителя за длительный период позволяло подобрать себе удобных и верных соратников, сформировать клановые группы. Так в условиях тихого и стабильного периода застоя начинает процветать коррупция, вызывавшая эрозию режима.

Именно в эпоху застоя на высоком партийном уровне в больших масштабах появляется взяточничество, в 70-х годах берет своё начало «хлопковое дело» в Узбекистане, формируются коррупционные схемы на автотранспорте в Казахстане, а скандал с сетью магазинов «Океан» оборачивается серией уголовных дел о коррупции и злоупотреблениях в Министерстве рыбного хозяйства СССР. При этом, как правило, партийные боссы самого высокого ранга при Брежневе успешно избегали уголовных и административных наказаний.

— Сравнительно молодая часть политбюро была настроена на то, что ситуацию надо во что бы то ни стало менять. Этот факт в значительной мере определил то, что после Брежнева к власти пришёл не Черненко, которого предлагал покойный генсек, а глава КГБ Андропов. И действительно, он сразу же начал реанимировать расследования «хлопкового» и других громких коррупционных дел.

Паин особо отметил, что, когда в эпоху перестройки в СССР начался «парад суверенитетов», продолжившийся позже и в Российской Федерации, все предпосылки к нему в системе власти и в обществе уже были заложены и взросли именно в период застоя, поэтому этот кризис не был ни спонтанным, ни случайным.

На следующий день после своей лекции Эмиль Паин посетил музей Бориса Ельцина, а затем поделился впечатлениями с корреспондентом сайта Ельцин Центра.

— Как вам музей? Каковы ваши ощущения и эмоции после осмотра экспозиции?

— Я в этом музее не впервые, и каждый раз он меня просто пронзает. Дело в том, что это музей моей истории, моей жизни и моего президента, за которого я голосовал и с которым работал. Кстати, сейчас горжусь этой работой больше, чем гордился раньше. Музей Бориса Ельцина — это история человека, которого я знал и в основном поддерживал, хотя и критиковал. Я работал советником президента и публично, когда шла Чеченская война, на канале НТВ выступал с критикой некоторых положений. Прошло время, и Ельцин как-то сказал, что власть мало слушала своих советников. И для меня это была большая награда, чем медаль, которую мне вручили. В 1996 году я был назначен руководителем рабочей группы при Президенте РФ по завершению боевых действий и урегулированию ситуации в Чеченской республике, так что в известном смысле я и сам музейный экспонат.

— Что в экспозиции впечатлило и понравилось больше всего?

— Больше всего мне нравятся залы, передающие и описывающие события 1991 года, августовский путч. Моя жена даже всплакнула, вспоминая те времена. А ведь память наша странная, особенно российская историческая память. Сегодня одна, а завтра — другая. Мы знаем массу исторических героев, которые на протяжении жизни радикально и неоднократно меняли свои взгляды. В зале, где передана атмосфера снявшего Ельцина политбюро, я подошел к фотографии Александра Яковлева, повернул её и посмотрел, что он говорил тогда. Потом я с Александром Николаевичем очень часто встречался, он был при Ельцине главой комиссии по реабилитации жертв политических репрессий и его верным соратником. Изменился политический ветер — и многие люди менялись, меняли своё сознание. Должен вам сказать, что в себе я сейчас особенно ценю преданность какой-то своей магистральной идее, и музей мне дает ощущение, что я не сверну с этого пути.

— С вашей точки зрения, откуда растут корни желания пересмотреть наследие и итоги 90-х?

— Через что мы прошли в 90-е годы, до сих пор плохо осознано. Люди не вполне понимают, что это было за время, как мы сумели удержаться на плаву, как не вернулись к традиционной модели. Музей начинается с мультфильма про историю, очень упрощенного, но, в общем-то, показывающего эту самую линию между свободой и ориентацией на народ. А ведь огромные произошли перемены в 90-е, и был такой накат проблем, который трудно выдержать. Кризис 1998 года оказался позитивен для экономики, но был безумно страшным для основной массы населения. И среди пострадавших от кризиса были люди, которые вчера ещё голосовали за Ельцина, выходили в его поддержку на митинги. И всё это нам нужно бы было пережить так, чтобы после не возникла идея, что мудрый правитель железной рукой спасёт и защитит. Однако вариант «барин рассудит» для многих оказался спокойнее и психологически приемлемее, а возвращение к такого рода идеологии после идеологии свободы очень распространено и характерно не только для России.

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.