25 августа в кинозале Ельцин Центра в Екатеринбурге состоялся показ документального фильма Елены Якович «Анна Ахматова. Вечное присутствие», посвящённый жизни и наследию великой русской поэтессы. Событие собрало множество зрителей, а режиссёр рассказала о работе над лентой и ответила на вопросы.
Елена Якович — режиссёр-документалист, автор фильма «Прогулки с Бродским», фильмов об Александре Галиче, Василии Гроссмане, Андрее Сахарове, Сергее Довлатове. Лауреат премии «ТЭФИ – 95», призёр многих российских и зарубежных кинофестивалей, обладатель Почётного приза «За выдающийся вклад в развитие еврейского кинематографа в России» (2021).
Фильм «Анна Ахматова. Вечное присутствие» стал результатом многолетних исследований и творческой работы. В центре фильма две неизвестные плёнки похорон Анны Андреевны. Обе сняты подпольно, но с разными целями: одна — чтобы сохранить для истории похороны великого поэта, другая — чтобы следить за теми, кто на них пришёл. Одну, нарушая служебную инструкцию снимать только на утверждённые темы, смонтировали на свой страх и риск режиссёры «Ленфильма», другую — сотрудники ленинградского Большого дома. Возможно, это единственная не уничтоженная оперативная съёмка КГБ: крупными планами Надежда Мандельштам, Лев Гумилев, Арсений Тарковский, Иосиф Бродский. Её принёс в 1990-е в Фонтанный дом оператор-оперативник, даже он понял её ценность, и она ещё десятилетия пролежала в фондах — до этого фильма. Но главное, в первый — и, увы, в последний раз — согласилась рассказать об Ахматовой Анна Каминская, которая жила с ней с конца войны и до последнего вздоха. Рождённая в Фонтанном доме внучка Николая Пунина, названная внучка Ахматовой умерла вскоре после выхода ленты.
В фильме звучит голос Ахматовой и её друзей, впервые показаны любительские кадры с её участием и её дневники, фрагменты спектакля «Гоголь-центра» «Ахматова. Поэма без героя». А Иосиф Бродский читает стихотворение Анны Ахматовой.
Перед показом Елена Якович рассказала о том, как родился фильм. В 1993 году она вместе с Алексеем Шишовым сняла ленту «Прогулки с Бродским». Поэт был ещё жив, и участники съёмочной группы привезли ему книги на подпись. Режиссёр взяла сборник «Бог сохраняет всё», ещё не зная тогда это стихотворение к столетию Ахматовой. Следующим шагом на пути стала работа над фильмом про Ольгу Берггольц.
— Они современницы, ходили по одним и тем же улицам, обеих называли голосом блокадного Ленинграда, — рассказывает Елена Якович. — Берггольц боготворила Ахматову и была на похоронах поэтессы. Я решила найти хотя бы несколько кадров оттуда и обнаружила в интернете фрагмент фильма Семёна Арановича «Личное дело Анны Ахматовой». Попыталась вставить его в свой фильм, но качество оказалось очень плохим. Тогда я позвонила Нине Поповой, директору музея Ахматовой в Фонтанном доме, с запросом на оригинальную запись. А она рассказала, что помимо фильма Арановича в распоряжении есть ещё и плёнка оперативной съёмки КГБ с похорон — её принесли 1990-х, и с тех пор она так и лежит в музее.
Наконец, примерно в это же время режиссёр Алла Демидова пригласила Елену Якович в «Гоголь Центр» на свой спектакль «Ахматова. Поэма без героя», поставленный по мотивам произведения Анны Андреевны, над созданием которого поэтесса трудилась более двадцати лет. Стало ясно, что фильм надо делать.
Одной из сильнейших сторон ленты стало участие в ней Анны Каминской — названной внучки Анны Ахматовой.
— Она никогда в жизни не дала ни одного интервью, тем более на видео. Анна Генриховна сначала очень подозрительно отнеслась к этому предложению, но в конце концов согласилась. Я приехала и записала её за один день. Она уже была совершенно слепая и очень естественно держалась перед камерой — то ли потому, что её не видела, то ли такой человек. Это была её первая и последняя съёмка, — вспоминает Елена Якович.
Ещё одним важным источником информации для съёмок фильма стали записные книжки Анны Ахматовой 1958–1956 годов, изданные в Турине издательством Giulio Einaudi editore.
— Это удивительная вещь, потому что там бытовые записи и телефонные номера перебираются с потрясающими воспоминаниями о Серебряном веке, о Мандельштаме, о Гумилёве, о её жизни. И мне как-то странно, что до сих пор никто не вытащил из них вот эту содержательную часть, — комментирует режиссёр.
Отвечая на вопросы зрителей после показа, Елена Якович рассказала, что в начале работы не очень понимала, что такое фильм про Ахматову, однако появление двух плёнок и дневниковых записей помогло сформулировать основную сюжетную канву. Режиссёр решила сосредоточиться на Фонтанном доме и вокруг него, поскольку именно он был главной сценой жизненной трагедии, о которой поэтесса впоследствии написала: «Я была в великой славе, испытала величайшее бесславие — и убедилась, что, в сущности, это одно и то же».
Другие материалы по теме: