15 февраля на платформе станции метро «Площадь 1905 года» в Екатеринбурге открылась фотовыставка «Время в пути: как мы строили метро» – совместный проект Президентского центра Бориса Ельцина и Екатеринбургского метрополитена, приуроченный сразу к двум круглым датам: 90-летию со дня рождения первого президента России и к 30-летию свердловской подземки. Строительство метро в Свердловске было инициировано в конце семидесятых годов первым секретарем Свердловского обкома Борисом Ельциным.
В экспозицию временной выставки в метро вошли более сорока фотографий, большинство из которых опубликованы впервые. Хорошим подспорьем для кураторов проекта стала готовящаяся к выпуску книга Александра Жесткова «Наше дорогое метро», за материалы которой они особенно благодарят автора. Символична и дата открытия: ровно 25 лет назад именно 15 февраля 1996 года Борис Ельцин впервые спустился в екатеринбургское метро. Несмотря на то, что Ельцин лично курировал строительство, он был переведён на работу в Москву ещё до того, как метро стало действующим. В ходе предвыборной кампании 1996 года Борис Ельцин посетил Екатеринбург и именно тогда, уже будучи президентом России, стал пассажиром подземки.
Приветственное слово на открытии выставки произнесла министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина. Она отметила уникальность события и привела в пример несколько фактов, говорящих об особенной истории уральской подземки. Например, участие в оформлении станции метро «Уралмаш» музыканта Вячеслава Бутусова – именно он, ещё будучи студентом архитектурного института, вычертил буквы в названии станции метро «Уралмаш».
– Сегодня – уникальное, удивительное событие в нашем городе, – начала Светлана Учайкина. – Потому что метро, которое так долго ждали горожане, случилось только благодаря напору, силе духа, стойкости Бориса Николаевича. Мы с вами видели на оформленных колоннах, что пробивать метро приходилось и в прямом, и в переносном смысле. Очень дорогое, во всех смыслах, метро пришло в наш город. Я всех вас поздравляю с этим событием, и замечательно то, что Ельцин Центр вместе с руководством метрополитена создали такой новый арт-объект, в котором главным событием является само метро.
Директор Екатеринбургского метрополитена Андрей Панайотиди также отметил, что открытие выставки «Время в пути» выпало в череде юбилейных дат метро и подчеркнул, что сотрудникам метро было приятно работать с командой Ельцин Центра над этой выставкой:
– В августе 2020 года мы праздновали 40 лет с начала строительства екатеринбургского метрополитена. Это ещё одна юбилейная дата. Проект «Время в пути» посвящен людям, чьим трудом, волей, усилиями, здоровьем была реализована первая линия Екатеринбургского метрополитена. Это дань признания, дань уважения нашим землякам, которые стояли у истоков проектирования, строительства и становления нашего метрополитена. Я верю и надеюсь, что выставка послужит дополнительным толчком, источником вдохновения, силы и энергии для строительства второй, ну а далее и третьей линии метрополитена.
Олег Лутохин, директор Музея Бориса Ельцина:
– Это событие – не первое и не последнее в череде событий, которые мы условно назвали «Ельцин 90». Мы будем отмечать этот юбилей целый год. Я хочу поздравить коллег, которые отозвались на нашу работу, отозвались на наше предложение и продемонстрировали по-настоящему профессиональное сотрудничество. Всех, кто причастен к строительству метро, я хочу поздравить с юбилеем, с тридцатилетием.
Я благодарен всем, кто предоставил нам материалы, кто сделал эту выставку возможной. Отдельное спасибо Александру Жесткову, автору книги «Наше дорогое метро» – и за фотографии, и за то, что он в недавнем разговоре сравнил поездку в екатеринбургском метро с походом в музей.
Экспонаты выставки «Время в пути: как мы строили метро» расположены на колоннах станционной платформы. Среди них 42 черно-белых фотографии и две схемы, одна из которых цветная. По замыслу кураторов, порядок просмотра не играет роли – выставка рассчитана на пассажиров метрополитена, которые проводят на станции всего несколько минут.
Куратор выставки Рамзия Галеева сказала:
– Наша выставка экспонируется в необычных условиях, и посетители, как мы их называем, «пятиминутные» (в ожидании поезда пассажиры успеют задержаться у фотографий в среднем по пять минут, не больше). Ну как же им все показать и рассказать об этом замечательном проекте? Конечно же, мы сократили тексты до минимума, трёх-пяти строчек. Но в этих строчках – многотомные труды из архивов и газетные статьи. Мы надеемся, что эти заголовки и тексты «зацепят» наших посетителей, и они вновь вернутся на эту станцию и досмотрят экспозицию.
Галеева рассказала, что идея выставки выросла из небольшой экскурсии Музея Бориса Ельцина «Полная версия: Время в пути». Это была краткая тематическая экскурсия, посвященная двум станциям: «Площадь 1905 года» и «Динамо».
– А потом мы задумались – а не замахнуться ли нам на выставку? И замахнулись. Что нового мы привнесли в эту выставку? Ну конечно же, во-первых, содержание: некоторые сюжетные линии абсолютно новые, нераспаханная целина. Во-вторых, у нас появилась «ельцинская линия» – она выделена отдельно. И конечно же, это снимки, снимки, снимки.
Цитаты Бориса Ельцина для выставки были собраны по крупицам из разных архивных документов: протоколов заседаний бюро обкома, стенограмм встреч, а также из воспоминаний самого Ельцина и его современников. Рамзия Галеева поблагодарила всех, кто участвовал в этой работе: Центр документации общественных организаций Свердловской области, Государственный архив Свердловской области, Архив Президентского центра Бориса Ельцина, Библиотеку им. Белинского. Также куратор рассказала о части представленных на выставке фотографий. Среди них – редкие работы, которые прежде не демонстрировались, снимки фотографа Владимира Якубова, предоставленные его сыном Антоном. А также – фото, сделанные легендами уральской фотожурналистики Анатолием Семехиным и Владимиром Казаковым.
На открытии выставки также выступил первый директор Екатеринбургского метрополитена Иван Титов. Он рассказал, что именно ему довелось стать одним из первых, кто появился на строительстве будущего метрополитена, и подчеркнул, что, когда Борис Ельцин спустился в метро в 1996 году, разбор дальнейшего строительства происходил именно на платформе станции «Площадь 1905 года».
На церемонии присутствовал и бывший генеральный директор института ОАО «Уралгипротранс», почетный гражданин Екатеринбурга Алексей Бизюков. От его и от своего имени Титов пожелал молодому поколению принять участие в строительстве второй ветки метро в Екатеринбурге, а затем активно использовать новый маршрут.
Надежды на строительство новой очереди метрополитена выразили все выступавшие. По словам куратора выставки Рамзии Галеевой, эта идея заложена даже в колористическом решении самой выставки, монохромность которого не случайна. Некоторые фото, представленные в экспозиции, изначально были цветными. Их перевели в черно-белый формат намеренно, и в цвете осталось лишь одно изображение: схема метро 1981 года.
– На цветной схеме свердловского метрополитена 1981 года несколько линий. Эта схема метро – своего рода наша икона, – говорит Рамзия Галеева. – Она символизирует надежду на то, что метро наше прирастет новыми станциями и линиями. Идею мы позаимствовали у двух Андреев – Кончаловского и Тарковского, авторов фильма «Андрей Рублёв». До самого финала фильм идёт чёрно-белым, показывая смутные, непростые времена, и лишь в финале появляется в цвете икона Андрея Рублёва «Троица», а это надежда на светлое будущее. В рамках выставки цветная схема метро – это выражение нашей надежды на то, что метро будет развиваться, что будут построены новые линии.
Фотовыставку на станции «Площадь 1905 года» можно увидеть до 31 марта. Планируются обзорные экскурсии по экспозиции с комментариями кураторов, а в начале апреля – в планах переместить фотографии на станцию «Уральская».