Ельцин Центр на выставке Non/Fiction 22

3 апреля 2021 г.Андрей Жданкин
Ельцин Центр на выставке Non/Fiction 22

Крупное яркое событие в книжной сфере – международная книжная выставка-ярмарка интеллектуальной литературы NON/FICTION №22 – прошла в Москве, в Гостином дворе, с 24 по 28 марта. Президентский центр Бориса Ельцина – традиционный участник NON/FICTION.

Выставку NON/FICTION предполагалось провести традиционно зимой – с 3 по 7 декабря 2020 года, но пандемия ковида и здесь сломала графики и планы. Но несмотря ни на что, выставка-ярмарка смогла собрать в Гостином дворе 288 крупных и малых издательств, книготорговцев и различные культурные институты из 19 стран. На 10 дискуссионных площадках прошли около 400 мероприятий. Как кто-то остроумно подметил – книги вышли из спячки. И как всегда – огромное количество звездных имен: писателей, поэтов, драматургов, издателей, переводчиков, иллюстраторов, деятелей культуры. Разумеется, многие из них присутствовали на ярмарке онлайн.

Программа участия в ярмарке Ельцин Центра была пропорциональна тому, какое место занимает поддержка книгоиздания в общем объеме деятельности Центра: не очень велика, но при этом очень прилична. На стенде Ельцин Центра были представлены многочисленные книги, выпущенные при прямом участии и финансировании Центра, а также разнообразные сувениры. Подавляющее большинство книг посвящены личности и деятельности первого президента России и истории нашей страны. При желании любую книгу или сувенир можно было приобрести. Кроме того, Президентский центр провел на ярмарке три крупных значимых дискуссии.

Первой стала проведенная 26 марта дискуссия «Российская действительность глазами первого президента России: свободные фантазии и мечтания». В ней приняли участие известные писатели Алексей Иванов («Географ глобус пропил», «Сердце пармы», «Хребет России») и Борис Минаев («Детство Лёвы», «Ковбой Мальборо, или Девушки 80-х», «Ельцин» из серии ЖЗЛ). Модератором выступила главный редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова. Она публицистически заострила тему, предложив писателям говорить на заявленную тему, но сравнивая две фигуры Ельцина и Горбачева. Посыл оказался плодотворным. Присутствующие услышали много парадоксальных, но убедительных суждений, которые не встречаются в многочисленных дискуссиях/полемиках, где сравниваются Горбачев и Ельцин. Алексей Иванов деятельность Ельцина оценил как «трагедию, превращенную в триумф». Низверженный с коммунистического Олимпа политик, не имевший шансов «воскреснуть», стал лидером России, смог изменить вектор развития страны, поставить ее на новые рельсы. С огромными усилиями, с огромными издержками, но. Борис Минаев солидарен с таким мнением, но добавляет свои нюансы: «У Ельцина была своя миссия, и в итоге она удалась. Ведь к рубежу 90-х страны в полновесном значении уже не было, оставались одни фасады». Отсюда и такая потребность в изменениях, реформах. Что понимали и чувствовали оба гиганта, но в силу личностных различий по-разному, исходя из своей идентичности. По мнению Иванова, Горбачев по сути крестьянин, и поэтому у него преобладали крестьянские стратегии, а у Ельцина – стратегии индустриальные, которые сформировал Урал, несмотря на также крестьянское происхождение. Эта разница ярко проявилась, например, в отношении к приватизации. У Горбачева под нее подпадали мелкие производства и структуры (кафе, мастерские и пр.), что вполне логично для крестьянского взгляда на экономику. (Конечно, суждение упрощенное, схематичное, но смотрит в корень).

У Ельцина – взгляд индустриальный, иное отношение. Алексей Иванов привел удивительный факт, о котором широкая публика не знает. На Урале в промышленности всегда был частный, условно говоря, сектор. И до 1917 года имели место четыре приватизации.

Началось все с того, что в 1702 году Петр Первый передал оружейнику Никите Демидову казенный Невьянский завод, один из двух бывших тогда на Урале заводов, и разрешил строить новые. Приватизация! Она имела место и при Анне Иоанновне, и позже, а четвертая волна приватизации при царском режиме происходила незадолго до революции. Подробно, детально или в самых общих чертах – не столь важно, но Ельцин про это знал, чувствовал эффективность подобного отношения, подобных решений. Отсюда, по мнению Алексея Иванова, отношение Бориса Николаевича к приватизации, отдаче промышленных предприятий в частные руки.

Борис Минаев считает, что очень печально, что два крупнейших реформатора не совпали по «фазам реформации». Конечно, не последнее место имел и личностный фактор.

Ирина Барметова задала новый поворот беседе, попросив писателей высказаться на тему – не осталось ли у народа, у творческой интеллигенции – журналистов, писателей – обиды на 90-е? Иванов полагает, что обида на 90-е постепенно «вымоется» из памяти, поскольку это время, несмотря ни на что, было очень созидательным. Из главных обретений – общество/народ получили частную собственность и выборы. Минаев согласился с суждениями коллеги по цеху, добавив, что понемногу завоевания, достижения 90-х стали как-то «сдуваться». Имеется в виду и стремление по-прежнему перед начальством стоять навытяжку, и не особое приятие демократических институтов, слишком это новое явление.

Разговор не мог обойтись и без темы свободы прессы в 90-е, об отношении первого президента России к свободе слова, о том, как с того времени журналистика изменилась. Алексей Иванов считает, что «в 90-е стало понятно, что журналистика – самое интересное». В этом пространстве появилась правда, появилось много новых изданий, телеканалов, радиостанций. «Журналистика была безбашенная» в лучшем смысле слова.

Борис Минаев в который раз напомнил (он это знает лучше других, поскольку написал биографию Ельцина) об отношении Бориса Николаевича к свободе слова вообще и прессе в частности. Ельцин к прессе прислушивался, именно при нем был создан президентский пул журналистов. Никогда СМИ и журналистов не преследовал, не подавал иски, а критика была ох какая, с перехлестами, переходом всяких рамок приличия. Давление на прессу для Ельцина было табу.

О нынешнем состоянии журналистики писатели, а каждый из которых немало по времени был в шкуре журналиста, говорили, к сожалению, только в миноре. Качественные традиции ушли или уходят, канула в прошлое система проверки, культура работы с фактом. Уровень диктует невероятная нынешняя скорость передачи информации. Сегодня СМИ и соцсети рисуют/создают человечеству фейковый мир. В 90-е печатное слово было сильнее, авторитетнее, более значимым.

Алексей Иванов - о Борисе Ельцине. Фрагмент выступления

Видео: Александр Бабкин

Не менее интересными были и две другие дискуссии, модератором которых также стала главный редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова. В разговоре «Русский без берегов: писатель за пределами родины» приняли участие писатели – лауреаты «Русской Премии» Евгений Абдуллаев, Михаил Гиголашвили и Дина Рубина (к сожалению, по Zoom), а также директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля Дмитрий Бак. В разговоре на тему «Отечественная словесность на языках мира» участвовали исполнительный директор Института перевода Евгений Резниченко, писатель Владислав Отрошенко и переводчики Анн Кольдефи-Фокар и Ив Готье (по Zoom).

Последний штрих. На стенде Ельцин Центра был выделено отдельное мемориальное пространство для книг издательства ArsisBooks. Его основала и бессменно им руководила Роза Зарипова, ушедшая из жизни за полтора месяца до выставки. Что за издательство ArsisBooks и кто есть Роза Зарипова? «АрсисБукс», основанное в 2009 году, – небольшое издательство, выпускающее качественную литературу в качественном исполнении. Всего по два десятка книг в год, но каких и как сделанных! Ни случайных, ни проходных. Профессиональное сообщество и просвещенные читатели оценили издательство очень высоко. Два слова про название издательства. Как говорили древние Nomen omen, то есть имя – судьба. Сознательно такое название было выбрано – не знаю, но... Какое красивое созвучие Арсис – Ардис! Читающему человеку про издательство «Ардис» рассказывать излишне. Преемственность, эстафета, следование примеру Карла Проффера и его жены Эллендеи? Каждый может додумать сам.

Случилось так, что с Розой мы вместе учились, однокурсники. Это был МГУ, факультет журналистки. Она была не только умницей, но и яркой, красивой женщиной, а главное – чудесным товарищем, отзывчивым и надежным. Последние лет десять с огромным мужеством боролась с тяжелой болезнью и побеждала. В этот раз победила болезнь. Очень горько. Для всех, кто знал Розу, в том числе для профессионального сообщества, ее уход – тяжелая утрата. И книги издательства «АрсисБукс» на стенде Ельцин Центра – искренний жест цеховой и человеческой солидарности, в память о хорошем человеке.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.