В Ельцин Центре в Екатеринбурге стартовал новый цикл лекций «Советский авангард: координаты ненаступившего будущего». Он проводится совместно с Европейским университетом в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) и призван показать, каким было это направление в разных сферах искусства и почему оно важно сегодня.
Первой встречей цикла стала лекция «Эль Лисицкий. Знаки нового дальше. Искусство 1920 года», которую прочитал 3 сентября Дмитрий Козлов — кандидат искусствоведения, научный сотрудник Школы искусств и культурного наследия ЕУСПб.
По словам эксперта, Лисицкий — это не просто художник, а комплексная фигура, объединяющая в себе несколько ролей: архитектор, графический дизайнер, фотограф, сценограф и теоретик искусства. Его работы не ограничиваются только изобразительным искусством — они перенесли супрематизм в новые сферы, такие как архитектура и графический дизайн.
Лисицкий оказал огромное влияние на развитие авангардного искусства в Советском Союзе и за его пределами. Идеи и методы мастера нашли отклик в международных художественных сообществах, в частности в Германии и США. Лисицкий верил, что искусство может стать инструментом для построения нового общества и новой культуры, и эта идея хорошо прослеживается в его произведениях.
— Образы его искусства — псевдоним «Эль», проуны («Проекты утверждения нового»), плакат «Клином красным бей белых», «Сказ про два квадрата», фигурины к «Победе над солнцем» — это мифологемы, выраженные средствами геометрической абстракции, очевидные «манипуляции метафорами», — отметил эксперт. — Интересно, что свои главные идеи Лисицкий создал в 1920-21 годах, а в последующие десятилетия находил точки для их реализации на практике.
Становление художника
Лазарь Лисицкий родился в 1890 году в Смоленской губернии, в еврейской семье. Лектор подчеркнул, что происхождение Лисицкого сыграло важную роль в его жизни и творческом пути. В Российской империи действовали жёсткие ограничения для евреев, включая черту оседлости», и запрет на получение образования в ряде учебных заведений. Эти ограничения особенно остро ощущались Лисицким, когда он пытался поступить в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге в 1910 году и не был принят из-за своего происхождения.
— Не имея возможности учиться в России, будущий художник отправился в Германию, где поступил в Дармштадтскую техническую школу, — рассказал Дмитрий Козлов. — Этот шаг стал поворотным моментом в его жизни, поскольку именно там он впервые познакомился с европейским модернизмом, в частности с идеями Баухауса, что оказало большое влияние на его будущие работы. В этот период Лисицкий изучает архитектуру и проектирует здания, много путешествует по Европе — в своей автобиографии мастер пишет, что прошёл по Италии пешком 1200 километров.
В 1914 году в связи с началом Первой мировой войны Российская империя отзывает домой всех своих подданных. Лисицкий, получивший к тому времени диплом архитектора, сначала приезжает в Ригу, а затем вместе с Рижским политехническим институтом эвакуируется в Москву, где около двух лет перебивается околоархитектурными заказами. Оттуда переезжает в Киев, где начинается период жизни, связанный с движением еврейского культурного возрождения.
В это время в России произошли значительные изменения, которые коснулись еврейского населения. Отмена черты оседлости, массовое перемещение сотен тысяч людей и разрушение общин создали необходимость в сохранении и восстановлении еврейской культуры. Лисицкий становится активным участником этого процесса. Он работает над иллюстрациями для еврейских книг, таких как «Хад гадья» («Козочка») — одна из его самых известных иллюстраций. Эти работы показывают, как Лисицкий сочетал традиционные мотивы с современными художественными тенденциями. Он стремился к тому, чтобы его искусство стало не только средством сохранения культурного наследия, но и способом его обновления в соответствии с духом времени.
Переход к супрематизму и «проуны»
— Важным поворотным моментом в творчестве Лисицкого стало его знакомство с Казимиром Малевичем в 1919 году. На тот момент Малевич уже был известен как основатель супрематизма — авангардного направления, которое делало акцент на абстрактных геометрических формах и минимализме. Лисицкий сразу же оказался под влиянием этих идей и присоединился к коллективу Витебского художественного училища, куда его пригласил Марк Шагал, — сказал Дмитрий Козлов. — Витебск в тот период стал настоящим центром авангардного искусства, где Лисицкий начал преподавать архитектуру и типографику, а также разрабатывать свои теории.
Именно в Витебске Лисицкий придумал псевдоним Эль и начал работать над своими важнейшими произведениями — «проунами». Придуманный художником термин расшифровывается как «Проекты утверждения нового». Эти работы представляли собой не просто абстрактные композиции, а попытку Лисицкого создать новый язык архитектурного проектирования и визуальных пространственных решений. Он использовал геометрические формы и цветовые плоскости для того, чтобы выразить свои идеи о будущем и новом мире.
— Лисицкий считал, что искусство должно быть тесно связано с наукой и техникой, — отметил Дмитрий Козлов. — Поэтому «проуны» это своеобразные архитектурные чертежи, которые, по замыслу мастера, могли бы быть реализованы в виде реальных объектов. Эти работы стали переходом от живописи к архитектуре, а также от искусства как формы к искусству как функции. Лисицкий утверждал, что его «проуны» отражают философскую концепцию новой реальности, в которой архитектурные формы будут взаимодействовать с пространством, создавая новый мир.
Лисицкий создавал «проуны» в различных сферах искусства: от графики и литографий до живописи. Каждая работа уникальна, но все они объединены общей целью — показать будущее, где искусство, архитектура и техника сливаются в единую гармонию. Мастер был уверен, что его работы — это не только художественный эксперимент, но и проектирование будущего.
«Клином красным бей белых»
Этот плакат, созданный в 1920 году, стал одним из самых известных произведений Лисицкого. Он был выполнен в целях политической пропаганды и служил для поддержки Красной армии во время Гражданской войны в России. Плакат символизировал борьбу Красной армии (представленной красным клином) против Белой армии (белый круг).
Дмитрий Козлов уделил особое внимание композиции плаката: простые геометрические формы, такие как треугольник и круг, использованы для создания мощного визуального образа. Плакат передаёт идею борьбы и победы через динамику формы и цвета. Красный клин, который врезается в белый круг, символизирует не только военную победу, но и идеологическое превосходство революционных сил. Исторический контекст создания этого плаката также интересен: он появился во время советско-польской войны, когда Советская Россия пыталась продвинуться на Запад, распространяя революционные идеи не только с помощью оружия. Плакат стал одним из первых примеров того, как авангардное искусство могло быть использовано для политических целей. По словам лектора, эта работа оказала огромное влияние на последующие поколения художников и дизайнеров, став каноническим примером конструктивистского подхода к дизайну и пропаганде.
«Победа над солнцем»
Одной из ключевых театральных постановок, с которой Эль Лисицкий был тесно связан, стала футуристическая опера «Победа над солнцем». Она была впервые поставлена в 1913 году в Санкт-Петербурге, став результатом совместной работы нескольких видных представителей авангардного искусства того времени. Либретто написал Алексей Крученых, пролог — поэт Велимир Хлебников, музыку сочинил композитор Михаил Матюшин, а сценографию и эскизы костюмов создал Казимир Малевич. Опера представляла собой радикальный отход от традиционного театрального искусства, олицетворяя идеи разрушения старого мира и создания нового индустриального и механизированного будущего, в котором рукотворное электричество в качестве источника света побеждает «устаревшее» солнце.
В 1920 году, уже в Витебске, Эль Лисицкий и его коллеги по Витебскому художественному училищу решили поставить новую версию «Победы над солнцем». Мастер, вдохновлённый идеями Малевича, предложил заменить людей на механические куклы и электромеханические конструкции, считая, что театр должен полностью избавиться от человека и создать новую эстетику, основанную на машиноподобных персонажах, движущихся по заранее определённым траекториям. Хотя постановка в Витебске не имела большого успеха у публики, она оставила заметный след в истории театра и авангарда. Тему модернизации и механизации театра, включения в постановки конструктивистских элементов продолжили исследовать Всеволод Мейерхольд и Любовь Попова.
«Супрематический сказ про два квадрата»
— Эта книга, изданная в 1922 году в Берлине, — радикальный эксперимент в области графического дизайна и повествования, — считает Дмитрий Козлов. — В «Сказе про два квадрата» Лисицкий использовал простые геометрические формы и минималистичный текст, чтобы рассказать историю создания нового мира. Книга повествует о двух квадратах — чёрном и красном, которые прилетают на Землю и преобразуют её.
В произведении история представлена как метафора происходивших в мире революционных изменений. Лисицкий использовал язык геометрии и супрематизма, чтобы рассказать о разрушении старого мира и строительстве нового. Книга стала важной вехой в истории графического дизайна, поскольку она сочетала минималистическую эстетику с глубоким идеологическим содержанием.
— «Сказ про два квадрата» является примером того, как Лисицкий использовал простоту формы для передачи сложных философских и политических идей, — подчеркнул Дмитрий Козлов. — В книге нет детализированных изображений или сложного текста — только простые формы и краткие фразы, которые создают мощное повествование. Это произведение стало манифестом конструктивистской графики и оказало влияние на дальнейшее развитие авангардного искусства.
Павильоны для международных выставок
— В период с 1925 по 1930 годы Лисицкий оказался на пике своей карьеры, — отметил лектор. — Он становится мастером выставочного ансамбля и оформляет для СССР практически все иностранные экспозиции. Занимается фотографией, типографикой, дизайном, архитектурой и абстрактным искусством, применяя разработанные в предыдущие годы идеи супрематизма в архитектурных работах.
Одним из самых ярких проектов Лисицкого стал павильон СССР на Международной выставке прессы в Кёльне в 1928 году. Основная идея заключалась в демонстрации советских инноваций через конструктивистскую эстетику, простые геометрические формы и современные материалы.
— Главными особенностями постройки были функциональность и гибкость: в павильоне разместили крупные экраны для демонстрации фильмов, а также конструкции с вращающимися плакатами. В оформлении активно использовалась техника фотомонтажа — одно из ключевых направлений, в котором Лисицкий работал в этот период. Он использовал «нарезку» из фотографий как способ визуальной пропаганды, демонстрируя достижения социализма в разных областях: от индустриализации до культурных изменений, — рассказал Дмитрий Козлов.
Ещё одним знаковым проектом стало оформление павильона для Советского Союза на выставке в Цюрихе в 1929 году. По словам Дмитрия Козлова, художник взял за основу фотоработу, на которой запечатлены явно брат с сестрой: однотипные лица, молодые, пионеры. Отретушировал их и отфотошопил, как бы мы сейчас сказали. На оригинальном снимке герои просто стояли рядом, но Лисицкий соединил линию глаз и оставил им три глаза на двоих, изобразив не обычного человека, а какое-то существо, объединяющее мужское и женское начала. А красная надпись «СССР» на лбу указывала на топос великого эксперимента.
Наследие мастера
В 1930-е годы в советском искусстве начался отход от авангардных идей. Эль Лисицкий, несмотря на критику за формализм, сумел встроиться и в новую реальность, хотя стал получать меньше заказов. Он продолжал заниматься оформлением выставок и книг — например, посвящённых советской кухне, питанию, армии — и мастерски выполнял фотомонтажные работы. В 1930-е вследствие невылеченного туберкулёза постепенно ухудшалось его здоровье. Лисицкий застал приход немцев под Москву. Создав свой последний шедевр, плакат «Давайте побольше танков», он скончался в декабре 1941 года.
Резюмируя содержание лекции, Дмитрий Козлов отметил, что Эль Лисицкий был не столько художником, сколько визионером, который стремился использовать искусство для создания нового мира. Его работы, от «проунов» до плакатов и книг, демонстрируют глубокое понимание того, как искусство может влиять на общество и быть инструментом социальных изменений.