«Двадцать один длинный, один короткий»: праздник совершеннолетия

9 декабря 2024 г.Татьяна Филиппова
«Двадцать один длинный, один короткий»: праздник совершеннолетия

В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге 14 ноября открылась выставка произведений из коллекции Антона Козлова — «Двадцать один длинный, один короткий», посвящённая развитию современного российского искусства.

Антон Козлов начал формировать коллекцию с весны 2019 года. Она представляет историю развития советского нонконформизма и современного российского искусства — с 1957 года по настоящее время. Структура коллекции соответствует ключевым направлениям искусства послевоенного периода: абстракция, кинетическое искусство и оп-арт, метафизическое искусство, московский концептуализм, соц-арт и другие. Особое место в коллекции занимает искусство 2010−2020-х годов. На выставке представлено более семидесяти произведений двадцати восьми современных авторов. Это произведения живописи, графики и фотографии, а также объекты, инсталляции и видеоработы, которые заняли не только два этажа Арт-галереи, но и открытые пространства второго этажа Ельцин Центра, где расположились масштабная инсталляция Ирины Кориной Razzlе-dazzle» и скульптура Ивана Горшкова «Шар» из серии «Скромное обаяние подпорок». Яркие, гротескные, они издалека привлекают внимание посетителей.

Экспозиция состоит из шести тематических разделов, которые отражают разные подходы художников 2000–2020-х годов к осмыслению текущего момента, феномена времени в постоянно меняющемся мире и к пониманию собственной роли в современном обществе. Название выставки заимствовано у одноимённой работы группы «МишМаш» — одного из ключевых произведений на выставке. Заданный временной промежуток отделяет нас от рубежа тысячелетий — для большинства участников выставки это тот период, который стал временем их вступления на арт-сцену, где уже заявили о себе те, чьё начало совпало с годами перестройки.

В разных странах возраст совершеннолетия исчисляется по-разному — от 18 лет до 21 года. Согласно одной из теорий, этот же интервал разделяет представителей разных поколений. Кураторы выставки предлагают проследить, какие трансформации прошло современное российское искусство за это время, подойдя к символическому этапу совершеннолетия.

Открыла выставку руководитель Арт-галереи и одновременно куратор проекта Светлана Усольцева. Она поблагодарила всех, кто пришёл на открытие, и представила тех, благодаря кому выставка состоялась: своего сокуратора Галину Шубину и владельца уникального собрания арт-объектов Антона Козлова.

— Вы знаете, что экспозиция Музея Бориса Ельцина заканчивается последними часами 1999 года. Мы решили продолжить этот временной отрезок и показать, что происходило в нулевые и десятые годы в искусстве. В следующем году Ельцин Центр отмечает десятилетие своего существования, и эта выставка, которая продлится до февраля, захватит то десятилетие, которое мы будем отмечать. Первая выставка, которой мы открывали галерею, была посвящена 90-м. Мы сделали большой шаг длиною в десять лет и сегодня представляем работы наших современников, которые важны не только для Москвы и Санкт-Петербурга, но и для Екатеринбурга, известного открытием крупных проектов, таких как биеннале, фестивали и огромное количество галерей, которые развиваются и занимают своё место в жизни города и в которых современное искусство начинает институализироваться.

Коллекционер Антон Козлов рассказал, как Екатеринбург возник в поле его интересов.

— Я рад открывать эту выставку именно в Екатеринбурге, потому что арт-сцена здесь уже сформирована шестью выпусками Уральской биеннале, глубокой, обширной деятельностью екатеринбургского Музея изобразительных искусств; выставками современного искусства, которые проходят в ГЦСИ; тем, что делает Синара Центр, и тем, что представляет Арт-галерея Ельцин Центра. Всё это говорит о большой культурной составляющей города, который я лично очень люблю. Когда мы продумывали выставочную программу для коллекции, я точно знал, что один проект я сделаю в Екатеринбурге, но даже не предполагал, что это будет первый публичный показ моей коллекции, пусть и очень небольшой её части, чему я несказанно рад.

Многие из вас знают, что я коллекционирую достаточно длинный период советского и российского искусства с 1957 года. На сегодняшний день это порядка тысячи произведений в моей коллекции. Всё это разделено на десять маршрутов по истории искусства. Но то, что вы видите сегодня, — это кураторский взгляд на ту часть моей коллекции, произведения которой созданы после двухтысячного года. Своей драматургией, рафинированностью и точностью высказывания этот взгляд мне чрезвычайно близок.

Современное искусство — неотъемлемая часть культуры и обладает множеством функций, но лично для меня самой важной является его гуманистическая составляющая. И в тех вещах, которые вы сегодня увидите, сможете легко это считать, потому что кураторы сделали очень красивый ход: они убрали ту дистанцию, когда мы в музее смотрим на какую-нибудь великую картину, которая всеми описана и уже заняла какую-то полочку, уже висит на государственной, музейной стене. Сегодня мы смотрим на современное искусство — оно не отделено от нашей жизни этим временным периодом. Это искусство, которое рассказывает о тех событиях, которые произошли со всеми нами. Это художественный взгляд на тот период, который является частью нашей с вами жизни. Мне кажется, что это очень важно и нужно сегодня.

Эта выставка никогда бы не состоялась без кураторов Галины Шубиной и Светланы Усольцевой, я готов повторять их имена бесконечно. Их пассионарность, увлечённость и преданность современному искусству вызывают у меня огромное уважение, — подчеркнул коллекционер.

Антон Козлов особо отметил работу команды Ельцин Центра:

— В их деятельности много такого, чего мы вроде бы не видим. Кажется, что картины так и должны висеть, скульптуры так и должны стоять — всё на своём месте. И тот объём, и тот профессионализм, с которым я столкнулся в работе с Ельцин Центром, — это просто что-то невероятное! Это лучшие ощущения от команды, их настроения в коллективе, их слаженности, профессионализма. Это суперлюди, узловые для культуры города.

Коллекционер поблагодарил всех, кто причастен к созданию каталога к выставке. Сегодня каталоги — большая редкость. Они говорят не только о качестве выставки, но и о том, насколько тщательной была предварительная работа. «Мне лестно, — сказал Антон, — что из семидесяти работ, представленных здесь, получился стошестидесятистраничный каталог».

Галина Шубина призналась, что быть причастной к первому показу такой коллекции для неё и большая ответственность, и огромное удовольствие, и настоящий вызов.

— Как вы уже поняли, это очень личный проект. Он начинался с дружбы двух единомышленников. Затем к нему присоединились люди, каждый из которых воспринимал его как личный. Это заметно по нашим отношениям здесь и сейчас, это заметно по выставке и по той программе, которая будет её сопровождать. Рубеж 2000 года, которым завершается экспозиция Музея Бориса Ельцина и наша опорная точка, — для нас это не символическая дата. Это буквальный этап нашего взросления, выхода во взрослую жизнь, мы все принадлежим к одному поколению. Вы увидите здесь работы тех художников, которые в эти годы выходят на арт-сцену. Их произведения — это та оптика, через которую мы стали смотреть на жизнь, наше прошлое и ждать будущего. Я хочу поблагодарить всех, с кем мы работали над этим проектом: моего сокуратора Светлану Усольцеву — за её личную поддержку, за идею, за дружбу, Антона Козлова — за то, что он есть, за то, что он делает, за его бесконечную смелость. И особенно хотелось бы поблагодарить художников, каждый из которых оказал нам большую поддержку, — сказала Галина Шубина.

Антон Козлов пригласил всех на авторскую экскурсию. Следует отметить, что уже на следующий день все билеты на авторские экскурсии коллекционера и кураторов выставки были раскуплены на две недели вперёд, что свидетельствует о большом интересе к выставленному собранию.

Антон выделил десять программных для этой выставки авторов и их работ, высказался о них и записал аудиогид для тех, кто не попадёт на авторские экскурсии. Антон Козлов начал собирать свою коллекцию сравнительно недавно, и, конечно, многих интересует, как он осуществляет подбор экспонатов, на чём основывается его выбор, — ведь это не только приобретение понравившихся арт-объектов, но и инвестиции в искусство.

Антон Козлов об Ирине Кориной: «Не один час бесед с кураторами — Галиной Шубиной и Светланой Усольцевой — ушёл на то, чтобы именно эта работа открывала выставку. Её автор Ирина Корина — важнейший художник в современном российском искусстве. Никто другой не умеет так говорить пространством о времени. На выставке представлено ещё несколько её работ, каждая из которых даёт богатый материал для рефлексии о цикличности и самой природе времени».

Кстати, именно с покупки объекта Ирины Кориной «Пятый элемент» началась моя коллекция в далёком 2018 году. Он есть в экспозиции. И с тех самых пор я внимательно наблюдаю за развитием карьеры Ирины и неизменно восхищаюсь каждым её новым проектом.

Антон Козлов о Владиславе Мамышеве-Монро: «Замечательный, свободный, человечный Мамышев-Монро. Эти постановочные фотографии — калейдоскоп самых разных героев и типажей пласта культуры предреволюционной России. С помощью грима и антикварного реквизита Монро и его друзья перевоплощаются в героев прошлого. Здесь встречаются Есенин и Айседора Дункан, Циолковский и Блаватская, Керенский и Ахматова. За свою творческую жизнь Монро сыграл множество ролей, среди которых как выдающиеся исторические персоны, так и настоящие злодеи. Для меня суть его уникального авторского метода сводится к простой мысли: в каждом из нас есть и добро, и зло, и только от нас зависит, какую из этих сторон мы показываем миру».

Антон Козлов о Елене Елагиной и Игоре Макаревиче: «На выставке представлен программный проект Елены Елагиной и Игоря Макаревича, который когда-то экспонировался в Венском музее истории искусств в залах Питера Брейгеля-старшего, а сегодня демонстрируется в Ельцин Центре.

В моей коллекции сакраментальная для русской современной культуры тема грибов занимает отдельное место. Что удивительно, сам я грибов избегаю и не ем их ни в каком виде! „Паган“ Елагиной и Макаревича — это фантастическая инсинуация. Художники объясняют происхождение причудливых форм в русской архитектуре традицией употребления определенных грибов на этой территории».

Елена Елагина и Игорь Макаревич — единственные представители старшего поколения художников-концептуалистов на этой выставке. И пусть это вас не смущает: самые важные свои проекты они создали именно в нулевые.

Антон Козлов о группе «МишМаш», кому мы обязаны интригующим названием выставки: «Время — важная линия внутри выставки. Группа «МишМаш» — Миша Лейкин и Маша Сумнина — обращают наше с вами зрительское внимание на особенность их поколения (художники родились в семидесятые) — постоянную потребность сверяться с сидящими в голове моделями прошлого, другими словами, оглядываться назад. Для этого явления они придумали собственное обозначение — «Огляназ», которым и названа эта серия. При создании этих произведений художники использовали свои ученические работы: как и многие современные художники, «МишМаш» учились в традиционном художественном заведении с упором на академическую базу, которую они давно преодолели в собственном творчестве. Слой за слоем они перекрывают свою ученическую живопись современными материалами, тем самым показывая возможность признавать собственные ошибки, исправлять их и идти дальше».

Чтобы прослушать весь аудиогид или ознакомиться с каталогом, вы должны лично посетить выставку «Двадцать один длинный, один короткий» и публичную программу, посвящённую ей. Может быть, именно с этого шага начнётся и ваша личная коллекция.

Выставка продлится до 23 февраля 2025 года.

Другие новости

Конференции

«1990-е: взгляд из XXI века»: наука и музейное дело

«1990-е: взгляд из XXI века»: наука и музейное дело
В Музее Бориса Ельцина в Екатеринбурге 22–23 ноября прошла вторая Всероссийская научно-практическая конференция «1990-е: взгляд из XXI века». Участники форума обсуждали и анализировали мифы и стереоти…
11 декабря 2024 г.
Лекция

На обломках стены: раскол и объединение Германии

На обломках стены: раскол и объединение Германии
Берлинская стена, возведённая в 1961 году, стала символом холодной войны и глобального идеологического раскола. А её падение в 1989-м ознаменовало завершение одного из самых напряжённых периодов миров…
5 декабря 2024 г.
Выставка

«Власть без ретуши»: политики 90-х глазами фотокорреспондента

«Власть без ретуши»: политики 90-х глазами фотокорреспондента
В Ельцин Центре в Екатеринбурге 22 ноября открылась выставка «Власть без ретуши», где можно увидеть лишённые официоза, наполненные жизнью и искренностью фотографии политиков 90-х. Автор этих снимков –…
3 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.