Похожа ли загробная жизнь на стыковку в международном аэропорту? Когда, как и чем уральские марийцы кормят мёртвых? Не самые злободневные вопросы современности, но тем не менее в Ельцин Центре можно найти на них исчерпывающие ответы. Здесь в Арт-галерее 12 сентября открылись сразу две выставки: «AES+F. Allegoria sacra» и «Урал мари. Смерти нет».
Обе выставки – специальные проекты 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства и напрямую связаны с темой биеннале – «Бессмертие».
AES+F. Allegoria Sacra
«Метафора современного аэропорта – это Чистилище, – убеждённо говорил собравшимся на открытии выставки один из создателей группы AES+F Лев Евзович. Он стоял на фоне одной из работ выставки Allegoria Sacra – огромной глянцевой панорамы зала ожидания вылетов. – Те, кто находятся в этом условном терминале, не знают, куда лететь дальше. Они зависли в Чистилище между прошлым и будущим, землёй и небом, адом и раем. Здесь встречается архаика и высокие технологии».
Взглянув на панораму, зритель мог бы процитировать классическое «смешались в кучу кони, люди», и это было бы правдой. Разве что вместо коней – рыжий кентавр в исполнении Данилы Полякова. Здесь же – бородатый полицейский в синей униформе с жезлом-мечом, темнокожий священник и скинхэд в подтяжках и битой в руках, сидящий напротив группы жителей Ближнего Востока. Рядом – азиаты с ультрасовременными гаджетами и представители африканских племён в боевой раскраске на голое тело. Согласитесь, знакомая картина для тех, кто часто летает через крупнейшие аэропорты мира.
Открытие выставки «AES+F. Allegoria sacra» стало важным событием для культурного сообщества не только Екатеринбурга, но и Москвы. В столицу Урала группа AES+F прибыла в полном составе: Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес (группа названа по первым буквам их фамилий), а это случается не часто. Публичную дискуссию с московскими художниками в переполненном медиазале Ельцин Центра вела Ольга Свиблова, специально прилетевшая ради этого на Урал.
– Их эстетика стала трендом, – с гордостью заявила директор московского Мультимедиа-Арт музея. – Не так много у нас достижений в ХХ веке, получивших всемирное признание. Русский авангард, Илья Кабаков с его искусством пластических ценностей и AES+F. Каждое их произведение выявляет что-то, что есть или будет в мире, и это яркое подтверждение способности художников к предвидению.
Открытие выставок AES+F. Allegoria sacra и «Урал мари. Смерти нет»
Видео: Александр Мехоношин
Проект Allegoria Sacra, созданный на стыке глянцевой фотографии, компьютерной графики и различных техник коллажирования, был впервые представлен в 2011 году на 4-й Московской биеннале, и с тех пор с успехом демонстрировался на выставках современного искусства по всему миру – от Берлина и Венеции до Коччи-Музириса в Индии.
Работа получила название в честь картины Allegoria Sacra художника итальянского Возрождения Джованни Беллини, ныне выставленной в галерее Уффици во Флоренции. Тема картина загадочна. Большинство исследователей полагает, что на полотне изображено Чистилище, где души умерших ожидают решения своей судьбы. Разнообразные персонажи христианской и античной мифологий располагаются вдоль балюстрады, находящейся на берегах широкой реки, окруженной холмами.
Группа AES+F перенесла Чистилище в аэропорт. Встречающие друг друга пассажиры – обитатели придуманного художниками мира, представляющего собой метафору современной цивилизации. Смесь старых и новых образов, модных журналов, мифов, голливудских фильмов и видеоигр.
Главный элемент проекта – получасовое видео, созданное из более чем семидесяти тысяч фотографий и компьютерной графики. Его можно увидеть на 72-метровом экране в атриуме Ельцин Центра каждый день с 21.00, и это уникальное зрелище. Оно сопровождается классической музыкой Генделя, Шопена, Чайковского и современной электронной японца Риодзи Икеды, и достигает кульминации в момент смерти старика Иова и рождения нового Мессии – ребенка-мутанта.
Цифровые картины с аллегориями и одноканальная видеоверсия представлены на третьем этаже Арт-галереи Ельцин Центра.
Урал мари. Смерти нет
Мир, воссозданный на втором этаже Арт-галереи Ельцин Центра, разительно отличается от мира «Священной аллегории»: он не придуманный, и ему несколько тысячелетий. Выставка «Урал мари. Смерти нет» посвящена марийцам, проживающим в отдаленных деревнях Свердловской области и Пермского края, и повествует об их отношении к смерти и мертвецам.
«Мёртвые не умирают» – название последнего фильма Джима Джармуша прекрасно отражает эсхатологическую философию народа мари. Мёртвые незримо живут рядом, женятся (если супруг отпустил умершего), приходят к живым во снах, а весной возвращаются в дома к бывшей родне и гостят по несколько недель. Относиться к ним как к живым родственникам не рекомендуется (ибо это гости уже из другого мира), но на всякий случай их стоит кормить, сопровождая кормление заговорами и песнями. Кормят мертвых хлебом, опосредованно: птица или зверь, съевшие потом заговоренный хлеб, символически передают его потусторонним жителям.
– Марийцы – уникальный народ, сумевший дольше соседей сохранить свою культуру, – рассказывает один из организаторов выставки Александр Сорин. Александр – московский фотограф-журналист, продюсер и руководитель Центра документальной фотографии «ФОТОДОК».
– Сохранению традиций способствовали внешние факторы, – говорит Александр. – Первый контакт язычников-марийцев с русскими состоялся во времена Ивана Грозного, после взятия последним Казани. Началось добровольно-принудительное обращение в христианство, и несогласные массово побежали с Волги на Урал.
Во времена Российской империи политика христианизации продолжилась, и тем, кто не хотел переходить в новую веру, запрещалось селиться в городах и получать какое-либо образование, даже учиться грамоте. Таким образом, в отдалённых уральских деревнях сохранились традиции и верования, характерные для этого финно-угорского народа с древнейших времён.
В деревнях, где сохранился традиционный уклад, убеждены в существовании иного мира: с ним постоянно поддерживается связь, живые влияют на мертвых, а мертвые – на живых. Смерть составляет значительную часть деревенской жизни, она всегда так близка и возможна, а границы между мирами такие тонкие, что смерти – как ухода навсегда, как бесследного исчезновения – и вовсе нет.
Больше года команда проекта ездила в экспедиции по деревням, где живут уральские марийцы. Помимо Александра Сорина, в поездках принимали участие екатеринбургский фотограф Фёдор Телков и антрополог из Берлина Наталья Конрадова.
В рамках выставки «Урал мари. Смерти нет» пространство на втором этаже Арт-галереи разбито на четыре зоны. Первая – зона живых, и она совсем небольшая. Здесь представлены фотографии марийских деревень и их обитателей.
Не надо думать, что они разительно отличаются от соседних русских поселений: здесь точно так же смотрят телевизор, ходят на работу, покупают бытовую технику, смотрят телевизор и читают газеты.
«Марийское колдовство» начинает включаться во второй зоне выставки – там, где мир живых встречается с миром мёртвых. На чёрных столбах, символизирующих стволы деревьев священных марийских рощ – портреты нынешних обитателей деревень с пожелтевшими от времени фотографиями предков, сцены посещения деревенскими кладбищ, видео кормления мёртвых хлебом в особые дни – на семик (аналог родительской субботы) или кугече (марийскую Пасху).
Участники экспедиций стали свидетелями синтеза древних религиозных представлений и современности: отныне у марийцев кормление предков происходит и в третий раз за год, на 9 мая, смешавшись с акцией «Бессмертный полк».
Третий блок выставки – огромный белый поминальный стол, на стенах вокруг него – традиционные марийские костюмы красного цвета, обильно украшенные вышивкой и монетами. Рядом с платьями – текстовые вербатимы жителей марийских деревень, повествующие о контактах с мёртвыми. Умершие родственники приходят во снах: жалуются на покосившиеся ограды или впивающиеся в могилу проволочные цветы, предупреждают о чём-то важном. Игнорировать такие сны нельзя, убеждены в деревнях.
Четвёртый блок выставки – царство мёртвых, заглянуть в которое можно через узкие прорези в плотных чёрных шторах. Магнетические фотографии Фёдора Телкова и приглушенный звук марийских песен из динамиков с первых шагов по выставочному залу создают ощущение магии и присутствия чего-то потустороннего.
Материал, собранный при подготовке выставки, настолько обширен, что Сорин, Телков и Конрадова создали по итогам экспедиций специальный сайт «Урал мари. Смерти нет».
Здесь информация о быте и традициях современных марийцев тщательно задокументирована и систематизирована. Это важно. Александр Сорин считает, что сменится еще одно-два поколения – и мир марийских верований канет в прошлое. Деревенские марийцы переселяются в города, русифицируются, забывают язык и теряют связь с корнями.
– Точно такое же произошло в своё время и с русскими, – говорит журналист. – Еще сто лет назад похожие магические практики были характерны не только для марийцев. Слово «семик» входило в обиход наших предков, оно, например, встречается в произведениях Бунина. И мы по-прежнему носим цветы и конфеты на кладбище: «угощаем» наших родных, верим в приметы и ищем знаки сверхъестественного в нашей городской супер-рациональной реальности. Только вот знание, откуда пришли эти традиции, уже безвозвратно утеряно.
Выставки «Урал мари. Смерти нет» и «AES+F. Allegoria Sacra» работают в Арт-галерее Ельцин Центра с 12 сентября по 27 октября. Понедельник – выходной.
Обе выставки – специальные проекты 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства.
Выставка «Урал мари. Смерти нет» реализована при поддержке фонда «Хамовники» и Центра документальной фотографии «Фотодок». Выставка «AES+F. Allegoria Sacra» проходит при поддержке галереи «Триумф» (Москва) и Мультимедиа Арт музея (Москва).