Два мира — два Чистилища

18 сентября 2019 г.Михаил Лузин
Два мира — два Чистилища

Похожа ли загробная жизнь на стыковку в международном аэропорту? Когда, как и чем уральские марийцы кормят мёртвых? Не самые злободневные вопросы современности, но тем не менее в Ельцин Центре можно найти на них исчерпывающие ответы. Здесь в Арт-галерее 12 сентября открылись сразу две выставки: «AES+F. Allegoria sacra» и «Урал мари. Смерти нет».

Обе выставки – специальные проекты 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства и напрямую связаны с темой биеннале – «Бессмертие».

AES+F. Allegoria Sacra

«Метафора современного аэропорта – это Чистилище, – убеждённо говорил собравшимся на открытии выставки один из создателей группы AES+F Лев Евзович. Он стоял на фоне одной из работ выставки Allegoria Sacra – огромной глянцевой панорамы зала ожидания вылетов. – Те, кто находятся в этом условном терминале, не знают, куда лететь дальше. Они зависли в Чистилище между прошлым и будущим, землёй и небом, адом и раем. Здесь встречается архаика и высокие технологии».

Взглянув на панораму, зритель мог бы процитировать классическое «смешались в кучу кони, люди», и это было бы правдой. Разве что вместо коней – рыжий кентавр в исполнении Данилы Полякова. Здесь же – бородатый полицейский в синей униформе с жезлом-мечом, темнокожий священник и скинхэд в подтяжках и битой в руках, сидящий напротив группы жителей Ближнего Востока. Рядом – азиаты с ультрасовременными гаджетами и представители африканских племён в боевой раскраске на голое тело. Согласитесь, знакомая картина для тех, кто часто летает через крупнейшие аэропорты мира.

Открытие выставки «AES+F. Allegoria sacra» стало важным событием для культурного сообщества не только Екатеринбурга, но и Москвы. В столицу Урала группа AES+F прибыла в полном составе: Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес (группа названа по первым буквам их фамилий), а это случается не часто. Публичную дискуссию с московскими художниками в переполненном медиазале Ельцин Центра вела Ольга Свиблова, специально прилетевшая ради этого на Урал.

– Их эстетика стала трендом, – с гордостью заявила директор московского Мультимедиа-Арт музея. – Не так много у нас достижений в ХХ веке, получивших всемирное признание. Русский авангард, Илья Кабаков с его искусством пластических ценностей и AES+F. Каждое их произведение выявляет что-то, что есть или будет в мире, и это яркое подтверждение способности художников к предвидению.

Открытие выставок AES+F. Allegoria sacra и «Урал мари. Смерти нет»

Видео: Александр Мехоношин

Проект Allegoria Sacra, созданный на стыке глянцевой фотографии, компьютерной графики и различных техник коллажирования, был впервые представлен в 2011 году на 4-й Московской биеннале, и с тех пор с успехом демонстрировался на выставках современного искусства по всему миру – от Берлина и Венеции до Коччи-Музириса в Индии.

Работа получила название в честь картины Allegoria Sacra художника итальянского Возрождения Джованни Беллини, ныне выставленной в галерее Уффици во Флоренции. Тема картина загадочна. Большинство исследователей полагает, что на полотне изображено Чистилище, где души умерших ожидают решения своей судьбы. Разнообразные персонажи христианской и античной мифологий располагаются вдоль балюстрады, находящейся на берегах широкой реки, окруженной холмами.

Группа AES+F перенесла Чистилище в аэропорт. Встречающие друг друга пассажиры – обитатели придуманного художниками мира, представляющего собой метафору современной цивилизации. Смесь старых и новых образов, модных журналов, мифов, голливудских фильмов и видеоигр.

Главный элемент проекта – получасовое видео, созданное из более чем семидесяти тысяч фотографий и компьютерной графики. Его можно увидеть на 72-метровом экране в атриуме Ельцин Центра каждый день с 21.00, и это уникальное зрелище. Оно сопровождается классической музыкой Генделя, Шопена, Чайковского и современной электронной японца Риодзи Икеды, и достигает кульминации в момент смерти старика Иова и рождения нового Мессии – ребенка-мутанта.

Цифровые картины с аллегориями и одноканальная видеоверсия представлены на третьем этаже Арт-галереи Ельцин Центра.

Урал мари. Смерти нет

Мир, воссозданный на втором этаже Арт-галереи Ельцин Центра, разительно отличается от мира «Священной аллегории»: он не придуманный, и ему несколько тысячелетий. Выставка «Урал мари. Смерти нет» посвящена марийцам, проживающим в отдаленных деревнях Свердловской области и Пермского края, и повествует об их отношении к смерти и мертвецам.

«Мёртвые не умирают» – название последнего фильма Джима Джармуша прекрасно отражает эсхатологическую философию народа мари. Мёртвые незримо живут рядом, женятся (если супруг отпустил умершего), приходят к живым во снах, а весной возвращаются в дома к бывшей родне и гостят по несколько недель. Относиться к ним как к живым родственникам не рекомендуется (ибо это гости уже из другого мира), но на всякий случай их стоит кормить, сопровождая кормление заговорами и песнями. Кормят мертвых хлебом, опосредованно: птица или зверь, съевшие потом заговоренный хлеб, символически передают его потусторонним жителям.

– Марийцы – уникальный народ, сумевший дольше соседей сохранить свою культуру, – рассказывает один из организаторов выставки Александр Сорин. Александр – московский фотограф-журналист, продюсер и руководитель Центра документальной фотографии «ФОТОДОК».

– Сохранению традиций способствовали внешние факторы, – говорит Александр. – Первый контакт язычников-марийцев с русскими состоялся во времена Ивана Грозного, после взятия последним Казани. Началось добровольно-принудительное обращение в христианство, и несогласные массово побежали с Волги на Урал.

Во времена Российской империи политика христианизации продолжилась, и тем, кто не хотел переходить в новую веру, запрещалось селиться в городах и получать какое-либо образование, даже учиться грамоте. Таким образом, в отдалённых уральских деревнях сохранились традиции и верования, характерные для этого финно-угорского народа с древнейших времён.

В деревнях, где сохранился традиционный уклад, убеждены в существовании иного мира: с ним постоянно поддерживается связь, живые влияют на мертвых, а мертвые – на живых. Смерть составляет значительную часть деревенской жизни, она всегда так близка и возможна, а границы между мирами такие тонкие, что смерти – как ухода навсегда, как бесследного исчезновения – и вовсе нет.

Больше года команда проекта ездила в экспедиции по деревням, где живут уральские марийцы. Помимо Александра Сорина, в поездках принимали участие екатеринбургский фотограф Фёдор Телков и антрополог из Берлина Наталья Конрадова.

В рамках выставки «Урал мари. Смерти нет» пространство на втором этаже Арт-галереи разбито на четыре зоны. Первая – зона живых, и она совсем небольшая. Здесь представлены фотографии марийских деревень и их обитателей.

Не надо думать, что они разительно отличаются от соседних русских поселений: здесь точно так же смотрят телевизор, ходят на работу, покупают бытовую технику, смотрят телевизор и читают газеты.

«Марийское колдовство» начинает включаться во второй зоне выставки – там, где мир живых встречается с миром мёртвых. На чёрных столбах, символизирующих стволы деревьев священных марийских рощ – портреты нынешних обитателей деревень с пожелтевшими от времени фотографиями предков, сцены посещения деревенскими кладбищ, видео кормления мёртвых хлебом в особые дни – на семик (аналог родительской субботы) или кугече (марийскую Пасху).

Участники экспедиций стали свидетелями синтеза древних религиозных представлений и современности: отныне у марийцев кормление предков происходит и в третий раз за год, на 9 мая, смешавшись с акцией «Бессмертный полк».

Третий блок выставки – огромный белый поминальный стол, на стенах вокруг него – традиционные марийские костюмы красного цвета, обильно украшенные вышивкой и монетами. Рядом с платьями – текстовые вербатимы жителей марийских деревень, повествующие о контактах с мёртвыми. Умершие родственники приходят во снах: жалуются на покосившиеся ограды или впивающиеся в могилу проволочные цветы, предупреждают о чём-то важном. Игнорировать такие сны нельзя, убеждены в деревнях.

Четвёртый блок выставки – царство мёртвых, заглянуть в которое можно через узкие прорези в плотных чёрных шторах. Магнетические фотографии Фёдора Телкова и приглушенный звук марийских песен из динамиков с первых шагов по выставочному залу создают ощущение магии и присутствия чего-то потустороннего.

Материал, собранный при подготовке выставки, настолько обширен, что Сорин, Телков и Конрадова создали по итогам экспедиций специальный сайт «Урал мари. Смерти нет».

Здесь информация о быте и традициях современных марийцев тщательно задокументирована и систематизирована. Это важно. Александр Сорин считает, что сменится еще одно-два поколения – и мир марийских верований канет в прошлое. Деревенские марийцы переселяются в города, русифицируются, забывают язык и теряют связь с корнями.

– Точно такое же произошло в своё время и с русскими, – говорит журналист. – Еще сто лет назад похожие магические практики были характерны не только для марийцев. Слово «семик» входило в обиход наших предков, оно, например, встречается в произведениях Бунина. И мы по-прежнему носим цветы и конфеты на кладбище: «угощаем» наших родных, верим в приметы и ищем знаки сверхъестественного в нашей городской супер-рациональной реальности. Только вот знание, откуда пришли эти традиции, уже безвозвратно утеряно.

Выставки «Урал мари. Смерти нет» и «AES+F. Allegoria Sacra» работают в Арт-галерее Ельцин Центра с 12 сентября по 27 октября. Понедельник – выходной.

Обе выставки – специальные проекты 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

Выставка «Урал мари. Смерти нет» реализована при поддержке фонда «Хамовники» и Центра документальной фотографии «Фотодок». Выставка «AES+F. Allegoria Sacra» проходит при поддержке галереи «Триумф» (Москва) и Мультимедиа Арт музея (Москва).

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.