«Другой разговор» с Александром Кушнером

13 марта 2017 г.Анна Матюхина
«Другой разговор» с Александром Кушнером

В Ельцин Центре в Екатеринбурге 2 марта прошла премьера: стартовал цикл диалогов журналиста Валерия Выжутовича «Другой разговор». Первым собеседником Выжутовича стал один из лучших поэтов России Александр Кушнер.

Александр Кушнер – коренной питерский интеллигент, филолог, десять лет, с 1959-го по 1969-й преподавал русский язык и литературу. Автор более чем 50 книг стихотворений, которые переводились на английский, немецкий, французский, голландский, итальянский, китайский, японский, иврит, чешский и болгарский языки. Высоко оценивал творчество Кушнера поэт и нобелевский лауреат Иосиф Бродский, называя его одним из лучших лирических поэтов ХХ столетия.

«Другой разговор». Александр Кушнер

Видео: Артур Селезнев

– «Другой разговор» – это цикл публичных диалогов и дискуссий в Ельцин Центре, – начал первый «Другой разговор» его ведущий Валерий Выжутович, журналист, политический обозреватель. – Моими собеседниками будут известные ученые, экономисты, историки, писатели, деятели культуры. Со многими из них я лично знаком и дружу. Это люди, чье мировосприятие мне близко, а с некоторыми из них я готов поспорить. Мы будем говорить о том, что происходит сегодня с российским обществом, какова наша социальная жизнь, нуждается ли она в модернизации, и если да, то в какой. Проект называется «Другой разговор», потому что он на самом деле другой, – по отношению к расхожему мнению, стереотипам, массовым заблуждениям. Мои потенциальные собеседники – люди, не склонные к радикализму и не претендующие на истину в последней инстанции. Человеческий и профессиональный опыт этих людей опровергает и уточняет некоторые вещи, которые кажутся бесспорными большинству. Начинает «Другой разговор» поэт Александр Кушнер.

Кушнер родился в Ленинграде в 1936 году. Сегодня поэту в силу почтенного возраста непросто говорить и еще сложнее расслышать то, что говорят ему, но при этом у Кушнера сохраняется главное – тот внутренний поэтический камертон и та незримая связь с «горним миром», которая позволяет превратить стихи в настоящую поэзию. Кушнер начал встречу с чтения стихов, самым известным из которых, наверное, является стихотворение «Времена не выбирают», вдохновившее барда Сергея Никитина на сочинение песни.

Встреча с Кушнером стала своего рода погружением в атмосферу и образный мир большой классической русской поэзии. Поэзии, чей чистый и сильный голос отразился в могучем колоколе Золотого века и в замысловатом полифоничном перезвоне Серебряного. А потом, как будто устав и исчерпав языковые возможности, «заговорил» малыми колоколами, медными, бронзовыми, фарфоровыми, в некоторых из которых остаются узнаваемыми мелодии Золотого и Серебряного веков.

Помните:

Времена не выбирают,

В них живут и умирают.

Большей пошлости на свете

Нет, чем клянчить и пенять.

Будто можно те на эти,

Как на рынке, поменять.

Что ни век, то век железный.

Но дымится сад чудесный,

Блещет тучка; я в пять лет

Должен был от скарлатины

Умереть, живи в невинный

Век, в котором горя нет.

Ты себя в счастливцы прочишь,

А при Грозном жить не хочешь?

Не мечтаешь о чуме Флорентийской и проказе?

Хочешь ехать в первом классе,

А не в трюме, в полутьме?

Что ни век, то век железный.

Но дымится сад чудесный,

Блещет тучка; обниму

Век мой, рок мой на прощанье.

Время – это испытанье.

Не завидуй никому.

Крепко тесное объятье.

Время – кожа, а не платье.

Глубока его печать.

Словно с пальцев отпечатки,

С нас – его черты и складки,

Приглядевшись, можно взять.

(1978 )

– Странно, что это стихотворение, «Времена не выбирают», вообще когда-то напечатали, – пояснил Александр Кушнер. – Ведь в нем говорится о том, что хороших времен нет. А вот другое стихотворение:

Придешь домой, шурша плащом,

Стирая дождь со щек:

Таинственна ли жизнь еще?

Таинственна еще.

Не надо призраков, теней:

Темна и без того.

Ах, проза в ней еще странней,

Таинственней всего.

Мне дорог жизни крупный план,

Неровности, озноб

И в ней увиденный изъян,

Как в сильный микроскоп.

Биолог скажет, винт кружа,

Что взгляда не отвесть.

– Не знаю, есть ли в нас душа,

Но в клетке, – скажет, – есть.

И он тем более смущен,

Что в тайну посвящен.

Ну, значит, можно жить еще.

Таинственна еще.

Придешь домой, рука в мелу,

Как будто подпирал

И эту ночь, и эту мглу,

И каменный портал.

Нас учат мрамор и гранит

Не поминать обид,

Но помнить, как листва летит

К ногам кариатид.

Как мир качается – держись!

Уж не листву ль со щек

Смахнуть решили, сделав жизнь

Таинственней еще?

Ощущение тайны, таинственности жизни – одно из самых главных. Вечность заслуживает большого интереса и внимания. Потому что все мы смертны, потому что любим, надеемся, живем.

Я к ночным облакам за окном присмотрюсь,

Отодвинув тяжелую штору.

Был я счастлив – и смерти боялся. Боюсь

И сейчас, но не так, как в ту пору.

Умереть – это значит шуметь на ветру

Вместе с кленом, глядящим понуро.

Умереть – это значит попасть ко двору

То ли Ричарда, то ли Артура.

Умереть – расколоть самый твердый орех,

Все причины узнать и мотивы.

Умереть – это стать современником всех,

Кроме тех, кто пока еще живы.

– Сегодняшний разговор определяется строчкой «Времена не выбирают», – продолжил Валерий Выжутович. – После нее хочется поставить знак вопроса. Так ли невозможно выбрать себе другие времена? Есть строчка, в которой говорится, что все времена постыдны и преступны. Вопрос – почему?

– Когда думаешь, когда бы ты и где хотел жить, то начинаешь вспоминать мировую историю, историю Рима и Греции. Это детство человечества, – ответил Кушнер. – Но Сократа убили. У меня много стихов на античные темы. А вот хотел бы я жить при императорах Нероне или Тиберии? Ни в коем случае. В Средневековье людей сжигали на костре, Галилея заставили отказаться от его великого открытия, Джордано Бруно сожгли. А крестовые походы – что в них хорошего? Вспомните «Голубую книгу» Зощенко. Он так смешно и страшно об этом пишет.

Про Ивана Грозного и говорить нечего. Зачем далеко ходить: все сидящие в этом зале помнят наш ХХ век. Как было страшно, столько происходило убийств, какие были концлагеря, пытки, ложь. В Германии, в Европе творилось то же самое. Получается, что каждый век страшен. Но я думаю, что раз ты родился в твое время, постарайся прожить его так, чтобы что-то сделать хорошее. И успеть порадоваться жизни, и любить, и дружить, и увидеть все, что можно увидеть, и прочесть то, что можно прочесть. Еще есть живопись и музыка, так что нужно воспользоваться тем, что дает жизнь.

– Существует ли прямая связь между трагической эпохой и трагическим самоощущением художника, так ли она очевидна?

– Конечно, существует. Ты сын своего времени, в котором живешь. Но нельзя сводить все к этому. И думать, что, к примеру, если ты живешь в страшное время, да еще тебя в Воронеж сослали, как Мандельштама, то значит, что ты пропал. Как ни странно, именно в ссылке в Воронеже Мандельштам писал радостные стихи. А Цветаева творила в Елабуге.

Существует внутренне сопротивление. Те, кому живется трудно, нередко мужественны и находят силы принимать жизнь, а те, кому живется хорошо, зачастую ноют и скорбят. В 80–90 годы я видел много таких молодых «ноющих» поэтов.

Искусство, как природа, видимо, существует для того, чтобы помочь человеку жить.

– У вас есть строки «Я не любил шестидесятых, семидесятых, никаких». Какое время было вам более всего по душе? Нынешнее время – ваше время?

– Не хочу, чтобы думали, что я не люблю 60-е или 70-е, но я не привязан ни к какому времени. У меня есть строки «Тучка, ласточка, душа. Я привязан, ты свободна». Я помню 60-е – это были неплохие годы. Перелом наступил после того, как подох самый страшный изверг человечества, в 1953 году (Сталин - ред.). Если бы я начал писать при Сталине, когда был расстрелян мой двоюродный дед, я бы сгинул – или научился писать, как все. У меня нет иллюзий. 70-е были по-своему интересны, 80-е тоже. И сегодня тоже годы интересные.

На вопрос, почему в мире существует зло, обычно дается ответ: потому что человеку предоставлена свобода выбора между добром и злом. Но тогда почему свободу выбора получили Гитлер и Сталин, а миллионы убитых этой свободы не имели?

Из чувства сопротивления вырастают лучшие стихи и проза. У нас были Юрий Трифонов, Людмила Петрушевская, Валентин Катаев. Мы Набокова читали, когда он еще не был издан, а еще читали Хэмингуэя, Томаса Манна, Марселя Пруста, Фолкнера. Сейчас этой страсти к чтению в людях нет. А какое кино было: «Жил певчий дрозд» Иоселиани, «Мой друг Иван Лапшин» Германа.

– При этом времена можно было «выбрать», сменив страну. Тогда, когда вы написали свои «Времена не выбирают», это смогли сделать немногие: Василий Аксенов, Анатолий Гладилин, Георгий Владимов, Бродский. Что приобрел и что потерял Иосиф Бродский, уехав из страны?

– Человек свободен. Его право – выбирать место жизни. Поэт, переводчик и критик Шмаков, великий знаток балета, уехал в США. Я его видел перед смертью: он был как в воду опущенный, болел. И вскоре после нашей встречи умер. Думаете, Бродскому было легко там? Нет. Я говорил ему при встрече в 1987 году, он только что Нобелевскую премию получил: «Ну вот, Иосиф, ты уехал, я остался, ты в выигрыше». Он на полном серьезе сказал: «Не думаю». Его любимая присказка была «Россия страна нагана, а Америка чистогана». И Аксенова я там видел. Он был несчастен. Он рассчитывал на мировую славу. Но там он стал писать хуже. Довлатов уехал, потому что он не мог напечатать ничего настоящего. Я приехал к нему в Таллин, мы в те годы дружили. Этот великан плакал.

Иосиф Бродский же был нацелен на Нобелевскую премию с юных лет. Помню, я бывал у Анны Ахматовой. Она была замечательным, умнейшим человеком. Но она была травмирована тем, что Нобелевскую премию получил Пастернак, а не она. Она считала, что он и так удачливый человек. А на нее свалились гибель Николая Гумилева, арест сына – Льва Гумилева, 1946 год, и она не получила премию. И разговоры у нее дома постоянно велись про премию. К ней ходили Евгений Рейн, Анатолий Найман и Иосиф Бродский, и они слышали эти разговоры про Нобелевскую премию. И мне кажется, что на Иосифа, который был очень молод, это произвело большое впечатление. И он получил ее. А вот другие мои друзья – Гордин, Попов, Ахмадулина, Окуджава остались и никуда не уехали, и правильно сделали.

Для меня отъезд был абсолютно исключен. Всю жизнь главными примерами для меня были Анна Ахматова, Борис Пастернак, Осип Мандельштам, Михаил Кузьмин, которые не уехали, причем в куда более тяжелое время. А еще – как можно было оставить отца и мать здесь? Мой отец был военно-морским инженером, его бы в случае моего отъезда в порошок стерли.

Меня спрашивают, почему Бродский, уже в новые времена и будучи в Финляндии, не приехал в Петербург, где когда-то жили его родители. Могу предположить, что он просто боялся переступить порог квартиры, где умерли его мать и отец. Я хоронил его отца. И я помню, как несчастен был тот при жизни. Что он был в полном одиночестве и предлагал мне, когда я его навещал, сухой кусочек сыра и черствый хлеб. А как была несчастна его мать!

После завершения «Другого разговора» и автограф-сессии Александр Кушнер нашел время для беседы.

– Вы неоднократно признавались в любви к поэзии Серебряного века, Анне Ахматовой, Борису Пастернаку. Сегодня это «живая» поэзия, или «классика», пылящаяся на полках?

– В России всегда будет жить хотя бы один процент людей, любящих поэзию, – рассказал Александр Кушнер. – А в цифрах это очень много. Многие молодые люди пишут стихи. Думаю, искусство в России всегда будет востребовано. А поэзия в первую очередь. Однако у нас нарушаются пропорции: например, большое внимание уделяется спорту. А я хочу жить в Афинах, а не в Спарте.

– Вы встречались с Анной Ахматовой. Вдохновило ли вас это общение, какой творческий импульс это вам передало?

– К моменту нашего знакомства я уже знал, кто такая Анна Ахматова. Мои родители выписывали журнал «Ленинград», и я с детства запомнил стихи Ахматовой. Это был 1946 год, мне было девять лет. Но ее строки я помню до сих пор: «Как у облака на краю, Вспоминаю я речь твою, А тебе от речи моей Стали ночи светлее дней». Смысла я не понимал, но мне нравилась музыка стиха. А потом я был уже подготовлен к тому, с кем я говорю. Среди «литературного генералитета» того времени, секретарей писательских союзов она была другой, настоящим поэтом. Я подарил ей свою первую книгу, и она ее одобрила. Сказала, что у меня есть поэтическое воображение. Вот если бы я мог подарить ей более поздние книги: «Ночной дозор» (1966) или «Приметы» (1969), тогда другое дело…

– Вы однажды сказали, что гражданственность поэт может выразить и в лирике, и в описании пейзажа, а не напрямую, не «в лоб». Как это может осуществиться?

– Думаю, настоящая поэзия никого не воспитывает, так же как дерево за окном или облако в небе. Но искусство, как и природа, особым способом влияют на человека. Мне не нужно, чтобы Борис Пастернак писал, что он не любит советскую власть, или как он относится к тирании. Мне достаточно прочесть стихи «У капель тяжесть запонок, И сад слепит, как плес, Обрызганный, закапанный Мильоном синих слез». И я понимаю, что поэт, пишущий такие стихи, не любит тиранию. И каждой своей строчкой поэт говорит все о своей позиции.

– Критики называют вас «самым петербургским» поэтом ХХ столетия. Города, дух места, Москва или Санкт-Петербург, вас воодушевляют?

– Города бывают разные. Но человек может жить в Торжке или Клину. Но при этом любить стихи. Существует братство людей, любящих искусство, поэзию. И при этом все равно, где живет этот поэт. В Москве и Петербурге живет достаточно людей, ничего не понимающих в стихах. И это тоже нормально. Но есть и те, с кем можно поговорить о стихах. Мне невероятно повезло, что я родился в Ленинграде, у меня огромное количество стихов связано с этим городом. И я его ни на какой другой город не променяю. Но тот же Николай Рубцов творил в деревне, а Борис Рыжий писал о Екатеринбурге. Нужно видеть, что происходит у тебя за окном, свою улицу, сад.

– 90-е и «нулевые» годы – время подъема или безвременья для литературы?

– Скажу откровенно: в 90-е годы у меня были иллюзии. Мне казалось, что произойдет расцвет поэзии и искусства. Потому что пришла свобода. А еще я подумал, что демократические преобразования пойдут с другой скоростью. Что изменится климат в стране. Но, с другой стороны, нельзя «гнать лошадей». У Юрия Трифонова есть роман «Нетерпение». Народовольцы убили Александра II – и что, стало от этого лучше? А в русской литературе в это время были завышенные ожидания, которые не оправдались.

Мы с вами беседуем в Ельцин Центре. И я благодарен Ельцину. Вместе с Окуджавой, Ахмадуллиной и Граниным я подписывал письмо, когда был расстрел Белого Дома. Я понимал тогда, что, если бы этого не произошло, началась бы гражданская война.

– Вы сравнивали ситуацию в России 1993-го с Россией времен Керенского. И говорили, что, если бы Ельцин не стрелял по зданию Верховного Совета, то он уподобился бы Керенскому, который испугался большевиков.

– Именно так. И я считаю ужасной трагической ошибкой Временного правительства после февраля 1917 года то, что они не извлекли Ленина из шалаша. Нужно было заключить союз с генералом Корниловым, который шел на Петроград. Тогда миллионы людей не оказались бы в сибирских лагерях.

– В 2017 году мы вспоминаем 1917 и 1937 годы. Ваше отношение к этим датам?

– Это трагические страшные времена. Нет ничего страшнее 1917 года. Россия прошла через большие испытания. Моему поколению и следующему очень повезло, что мы жили в другое время.

– Вернемся к литературе. Вы стихи пишете на бумаге, или печатаете на компьютере?

– Конечно, я пишу стихи на бумаге и только потом перевожу их в компьютер. Важна связь пальцев, пера и бумаги. Возможность что-то увидеть, зачеркнуть. Передо мной несколько листов, и я пишу на одном, другом, третьем. Думаю, что филологи и ученые, изучающие рукописи поэтов прошлого, часто ошибаются. Та или иная строка может быть написана раньше или позже, а потом переставлена. Я вот переставляю...

– Но эпоха бумажной осязаемой книги уходит. Молодежь «висит» в гаджетах. Может быть, книга исчезнет вовсе?

– Могу сказать за себя: я читаю книги и люблю книгу. Для меня важно держать книгу в руках. Люблю делать пометки в книгах, ставить «птички» и разные «загогулины».

– Однажды вы сказали, что рай для вас – место, где Пушкин читает Толстого. Книги каких авторов вы перечитываете?

– Пруста, Льва Толстого, Чехова. Они для меня дороже сегодняшних писателей. Это великая литература. Из стихов перечитываю Михаила Кузмина и Иннокентия Анненского.

– Какое впечатление произвел на вас Ельцин Центр?

– Я вспомнил 1991 и 1993 годы. Все нахлынуло. Действительно, на нашу долю выпали роковые минуты. Как писал Федор Тютчев, «счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые…» Но, повторюсь, наши времена лучше 60-х и 70-х. Они свободнее. Тогда у меня был страх, а теперь я не боюсь. И цензуры нет.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.