В усадьбе Долгоруковых-Бобринских в Москве, где расположен филиал Ельцин Центра, 10 декабря открылась выставка необычных объёмных скульптур питерской художницы Дины Хайченко. Ангелы, волхвы, животные и здания выполнены из белоснежного папье-маше, но не бумажного, а из хлопковой ваты. Они воздушные, почти волшебные и светятся. Выставка продлится до 15 января.
Дина Хайченко — живописец по образованию, но училась также и на театрального художника. Папье-маше из хлопкового волокна – разработанная ею (и даже запатентованная) технология. Зрители постарше могут вспомнить ватных дедов морозов, сделанных по похожему «рецепту».
Вата, вода и мука — именно эти материалы оказались максимально соответствующими творческим задачам и помогли создать новые формы и образы. Они прекрасно пропускают свет, а проволочный каркас создает графическую основу. Благодаря этому из них получаются необычные и очень атмосферные светильники, а по сравнению с бумажными изделия из хлопка получаются более нежными, уютными и домашними.
Дина работает в этой технике уже более двадцати лет и приняла участие во множестве выставок в России и за рубежом. Три года назад, например, её ангелы украшали ёлку в Итальянском дворике Пушкинского музея — прямо рядом с Давидом.
Открывая выставку, первый заместитель исполнительного директора Президентского Центра Б.Н. Ельцина Людмила Телень сказала:
– Никто не создаст такое предновогоднее настроение, как ангелы, сделанные руками и сердцем. Мне кажется, что мы собрались сегодня здесь, потому что все мы через одно рукопожатие знакомых друг с другом. И это тот круг людей, которые всегда сходятся во взглядах, ценностях, в отношении к искусству и в отношении к художникам. Я уверена, что на эту выставку будут приходить толпы людей.
Давний друг Дины Хайченко, продюсер и галерист Люба Шакс рассказала, что в её галерее художница создавала праздничное настроение не одну зиму. А декоратор из Санкт-Петербурга Мария Гончарова вспомнила, как впервые увидела этих ангелов – тогда её сыну было два года, а сейчас это взрослый молодой человек.
Пришедшие на выставку дети сразу легко осваивались в этой волшебной реальности и даже двигаться начинали особенно. Взрослым же требовалось время, чтобы оценить масштаб труда художника, сфотографировать экспонаты в разных ракурсах и только потом окунуться в детство. Небольшая выставка (всего два маленьких зала) завораживала посетителей настолько, что многие оставались почти на час. Выходили все с особым выражением лица.
На выставке в усадьбе Долгоруковых-Бобринских светятся не только ангелы (и лица посетителей, заметим в скобках), но и дома: скульптуры-макеты усадеб, которые художница «восстановила» по архивным фотографиям начала XX века в их первозданном виде, до реконструкции. Театр «Эрмитаж», дом Станиславского в Леонтьевском переулке, особняк Алексеевых на Большой Алексеевской. Возможно, вскоре появится и макет усадьбы на Малой Никитской, 12 – но это будет уже другая песенка.
Кстати, на вопрос, почему выставка носит такое название, художница ответила в аннотации:
«Одна моя знакомая маленькая девочка часто пела песни. Они были без слов. Она шла и пела, рисовала и танцевала, и тоже пела. Только иногда делала паузу и объявляла: «Другая песенка». Мне казалось тогда, что она поет не о том, что видно вокруг, а о чем-то таком особенном, скрытом от взгляда. Иногда я слышала в её «других песенках» ликование, иногда — удивление, иногда печаль и даже и страхи. И каждый раз после того, как она произносила «другая песенка», я ждала чего-то особенного. Это было похоже на чувство, которое испытываешь накануне Нового года. То есть ты еще живёшь в старом, и вроде всё у тебя неплохо, но в наступающий год ты всё равно всматриваешься с надеждой и немного с тревогой.
А потом наступает новый год и оказывается, что это просто «Другая песенка».
Выставка работает до 15 января 2026 года с 12:00 до 20:00, 31 декабря с 12:00 до 18:00, 1 января – выходной.
Усадьба Долгоруковых-Бобринских. Москва, ул. Малая Никитская, дом 12, стр. 1. Выставочные залы, 1 этаж, Центральный вход. Вход свободный. Возраст: 6+.




