Музей Бориса Ельцина 1 ноября отметил важную в современной истории уральского региона дату – 35 лет назад была открыта магистраль Свердловск–Серов, предоставившая автотранспорту путь на север области. Экскурсия из цикла «Полная версия» рассказала об истории масштабной стройки, которую Ельцин курировал лично.
Участники экскурсии «Дорога на Север», которую провела руководитель отдела развития музея Людмила Старостова, смогли услышать воспоминания участников событий, увидеть редкие документы и фотографии, ставшие свидетельствами не только строительства автотрассы, но и истории семьи первого российского президента.
Решение о строительстве магистрали Свердловск–Серов протяженностью 350 километров было принято в 1975 году. К тому времени север области, где проживало 56 процентов населения и производилось больше половины промышленной продукции региона, задыхался от нехватки трассы, по которой мог бы ездить большегрузный транспорт на высокой скорости в любое время года. Железная дорога уже не справлялась с потоками грузов, народное хозяйство несло большие потери, но областному руководству так и не удалось добиться включения автомагистрали в пятилетние планы развития страны, поэтому было решено строить её собственными силами, методом народной стройки.
Закончивший строительный факультет Уральского политехнического института Ельцин в эти годы уже завершил свою успешную карьеру строителя и работал в Свердловском обкоме партии. В 1976 году Борис Николаевич занимает пост первого секретаря обкома и становится главой региона.
— Что значила эта стройка и её организация для Свердловской области? Параллель можно провести со строительством Байкало-Амурской магистрали, — отметила Старостова. — В 1974 году БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой, это был особый статус, означающий, что ею должны руководить специально создаваемые штабы, которые возглавляет партийное руководство. Такой же статус, но в масштабах области, получило строительство дороги Свердловск–Серов, поэтому Ельцин лично курировал строительство этой дороги. Мы можем увидеть в его ежемесячных планах основных мероприятий, что посещение этой стройки всегда занимает регулярное место.
Экскурсовод показала фотографии, которые иллюстрируют рабочие визиты Ельцина на строящуюся трассу при любой погоде, процитировала выдержки из областной газетной хроники, в которой народной стройке уделялось большое внимание. По воспоминаниям руководителей организаций, которые участвовали в сооружении автодороги, каждый приезд Бориса Николаевича сильно подстёгивал и стимулировал, поскольку он подвергал строгой критике недостаточные темпы работ, отсутствие необходимых материалов, техники и любое проявление разгильдяйства. Как отмечали очевидцы, личное руководство Ельциным стройкой во многом компенсировало несовершенство советской экономики, где трудовые и производственные процессы зачастую были организованы не очень эффективно.
Ширина дороги Свердловск-Серов планировалась девятиметровой, поэтому для укладки асфальта потребовалась мощная техника, которой в области не оказалось. Тогда Ельцин решил обратиться за помощью в Москву и добился встречи с председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным, у которого попросил содействия центра в поставке в регион двух американских асфальтоукладчиков. И, хотя в воспоминаниях Бориса Николаевича нет прямых указаний на то, что Свердловская область получила эту технику, публикации в местных газетах свидетельствуют о помощи центра в поставке комплекта машин типа «Автогрейд».
— Таким образом, строительство дороги продвигалось вперед во многом за счет личного контроля Ельцина и координации усилий очень многих участников процесса. Если говорить о цифрах, то 24 города и района участвовало в этой стройке, более 20 строительных, промышленных и других объединений. Участки дороги открывались постепенно, по мере строительства. Например, в 1981 году открылось движение на участке Серов–Лобва, через год дорога дошла до Новой Ляли, а еще через год — до Нижней Туры. Сквозной проезд по дороге состоялся ровно 35 лет назад. Эта стройка, конечно, может считаться успешным проектом лично Бориса Ельцина и в целом Свердловской области в тот период, подчеркнула Старостова.
В своей автобиографической книге «Исповедь на заданную тему» Ельцин так написал о строительстве автотрассы Екатеринбург–Серов: «… и сейчас не могу понять, как же все-таки мы смогли осилить эту огромную работу — огромную и по усилиям, и по значению для Свердловской области».
В ходе экскурсии Людмила Старостова обратила внимание присутствующих на тот факт, что эта дорога является не только частью промышленной истории региона, но и частью личной истории семьи Ельциных.
— Дело в том, что в 1930 году семьи родителей Бориса Николаевича по материнской и отцовской линиям были раскулачены и сосланы на север Свердловской области, где их поселили неподалеку от города Надеждинска, который позднее стал носить название Серов. Этому району в эпоху индустриализации понадобилась подневольная рабочая сила, поэтому вокруг северного города, где работал построенный в XIX веке металлургический завод, начинают расти посёлки спецпереселенцев. В одном из таких посёлков оказались семьи Ельциных и Старыгиных, их везли на север сначала по железной дороге, а потом на подводах. Они были вынуждены поначалу жить в землянке, затем в бараке. Дедушка Игнатий Ельцин на нервной почве быстро ослеп, а в 1931 году умер. Мы видим, что семья в ссылку прошла почти тот же путь, по которому спустя несколько десятилетий строилась дорога Свердловск–Серов.
Экскурсовод пояснила, что для Музея Бориса Ельцина было важно не просто рассказать о масштабной стройке, имевшей большую экономическую значимость в развитии Свердловской области, но и показать, как она связана с историями людей.
— Когда-то путем, где раскинулась эта автодорога, семьи Ельциных и Старыгиных ехали в ссылку, а спустя десятилетия их потомок уже строит современную трассу, которая поднимает на новый уровень качество жизни людей. Таким образом оказывается связанной история рода, история региона и история страны.