Городская усадьба «Дом Бобринских», расположенная по адресу ул. Малая Никитская, д. 12 (стр. 1,2,7 и 12) – одна из архитектурных жемчужин Москвы, связанная с именем русского гения Александра Пушкина, а также с известными дворянскими династиями князей Долгоруких и графов Бобринских. Сегодня усадьба находится на этапе реконструкции и в будущем станет московским филиалом Президентского центра Б.Н. Ельцина.
Именно это и вызывает у общественности повышенный интерес к знаменитой усадьбе. О том, почему это здание оказалось, образно говоря, в «культурной орбите» Президентского центра Б.Н. Ельцина, как проходит реконструкция и как будет использоваться здание после ее завершения – в интервью с исполнительным директором Президентского центра Б.Н. Ельцина Александром Дроздовым.
– Как возникла идея проекта, сам замысел, довольно неожиданный, – включить в «культурную орбиту» Ельцин Центра такой «спутник», как исторический «Дом Бобринских», и насколько сложной была реализация уже завершившейся стадии работ?
– Изначально, а тому уже лет 15, предполагалось разместить небольшое здание фонда в совсем другом месте – на границе Филевского парка, вдоль улицы Большая Филевская, – рассказал Александр Дроздов. – Под контролем муниципалитета прошло собрание жителей района, граждане против строительства не возражали, хотя их стращали тем, что здание фонда Ельцина отрежет горожан от парка на веки вечные. На разработку проекта ушло несколько лет, в итоге мы получили ГПЗУ (Генеральный план земельного участка) от Мосархитектуры, но отведённая фонду земля (менее гектара) была выставлена на торги и продана третьим лицам. После этого Правительство РФ, возглавляемое в то время Михаилом Фрадковым, выпустило распоряжение, согласно которому нам передавалось в бессрочное пользование и управление здание на Малой Никитской, д. 12. Не мы выбирали здание под филиал Центра, это было решение федеральных властей. Мы сильно озадачились, потому что предстояло заниматься памятником всему, что только можно вообразить – архитектуры, истории, литературы, да в общем памятником всей русской культуры.
– С чего начиналась реставрация?
– Собственник здания – Российская Федерация, и нам было поручено использовать бюджетную субсидию на проектные и противоаварийные работы, которые проводились в 2009–2015 годах. К слову, сотрудники компании, которая осуществляла противоаварийные работы, настолько серьезно и увлеченно подошли к делу, что организовали церемонию закладки золотой монеты в фундамент дома, заказали церковную службу, даже был проведен костюмированный бал. После согласования проекта в 2015–2016 годах с Мосгорнаследием и Минстроем РФ, проект был принят Госстройэкспертизой, и только затем мы вошли в Федеральную адресную инвестиционную программу. Было выделено порядка 1 млрд 500 млн рублей. Финансирование и организацию всех работ сейчас ведет Управление делами Президента РФ («Дом Бобринских» находится в ведении Управления зданиями органов государственной службы, а оно является подразделением Управления делами Президента РФ), под контролем Администрации президента РФ, учредителя Президентского центра Б.Н. Ельцина.
«Дом Бобринских» был одним из заметных исторических зданий Москвы. Как коренной москвич, я хорошо знаю это здание. После революции там «проживали» различные советские конторы, и, конечно, никто не заботился о сохранности здания. Помещения приспосабливались по текущие нужды, многократно перепланировались. Завершил это все пожар, который случился в 2007 году. В итоге к 2009 году оно пришло в полный упадок. Войдя в здание, я был поражен: полная разруха, мраморная лестница затерта до вмятин, не осталось ничего, связанного с аутентичным интерьером, кроме дверей, части паркета, дверных ручек и нескольких светильников. Окна флигелей усадьбы просели почти до уровня земли, не имея под собой фундамента. Ужасающая картина.
– Зачем эта, образно говоря, «головная боль» Ельцин Центру? Что вас воодушевляло в этой ситуации?
– Нестандартность и сложность задачи. А лично меня – любовь к Москве. «Дом Бобринских» – не первое строение в Москве, которое мне довелось реставрировать. В 1991–1993 годах я реконструировал здание в исторической зоне, между Трубной улицей и Сретенкой. В нынешней же ситуации это было и важно, и интересно – заняться дворцовой усадьбой, тем более находящейся в плачевном состоянии. Я знаю «Дом Бобринских» с детства, живя неподалёку, я там бывал. Оно мне дорого ещё и потому, что именно это здание предстало в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир» как дом Ростовых. Когда это вдруг сошлось в голове, просто посидеть на скамейке под великолепной сиренью, разросшейся по фасадной части дома, стало особенно ценно.
– Знают ли потомки Бобринских о том, что происходит со зданием, и каково их отношение к происходящему?
– Конечно, Бобринские знают о реставрации и отнеслись к ней с пониманием, они оценили сложность проекта и проводимых работ. А познакомились мы так. Однажды потомки Бобринских обратились к нам с вопросом, можно ли провести встречу семьи на территории дома. В этот момент уже шли противоаварийные работы, и мы пригласили одного из наследников рода Бобринских в усадьбу. Он осмотрел ее и подтвердил, что на данный момент провести в ней семейное собрание, действительно, невозможно. Затем он посетил церемонию освящения здания, которая проходила в подвале дома. Когда ремонтные работы завершатся, Бобринские проведут семейную встречу в усадьбе. Вообще же без участия Бобринских воссоздавать и писать историю «Дома Бобринских» мы и не помышляем.
– «Дом Бобринских» помнит не только Долгоруковых и самих Бобринских, но и Александра Сергеевича Пушкина. Как будет представлена в доме история поэта?
– К огромному сожалению, во флигеле усадьбы ни от Александра Сергеевича Пушкина, ни от его знакомого Василия Петровича Зубкова, у которого поэт снимал комнаты, ни от других жильцов, проживавших в здании до 1917 года, ничего не сохранилось. Та же часть истории усадьбы, которая связана с Пушкиным, будет вписана в экспозицию, посвященную рассказу о «Доме Бобринских» и его обитателях. В само здание посетители будут попадать через флигель, и по дороге они смогут узнать все о тех интересных людях, которые были связаны с домом. Сергей Разгонов, мой замечательный друг, многолетний редактор журнала «Памятники Отечества», к сожалению, ушедший из жизни, написал книгу (она, увы, ещё не издана) «Никитские ворота. Прогулки по «особому городу», которая содержит обстоятельный рассказ о генеалогии усадьбы Долгоруковых–Бобринских. Конечно, мы проводили специализированное историко-археологическое исследование, но хотелось бы, конечно, чтобы эта рукопись увидела свет.
«Друг Александра Сергеевича, В.П. Зубков, познакомил его со своей свояченицей Софьей Федоровной. Считалась она первой красавицей Москвы и завидной невестой. Пушкин влюбился без памяти. Ей он посвятил стихотворение «Нет, не черкешенка она…» Пушкин чуть ли не каждый день бывал на Малой Никитской, в доме графов Бобринских. Зубков занимал один из флигелей, и Пушкин живал у него по нескольку дней. Он с детства любил эти места – Малая Никитская, Арбат, Тверской бульвар…Это пушкинский мир, во всей России самый Пушкинский. На одной точке магического треугольника на Страстной (или, говоря языком Пушкина, магического кристалла) – Памятник, на другой, у Никитских ворот, – церковь Большого Вознесения, где венчались Александр Сергеевич и Наталья Николаевна Гончарова. На третьей точке – их квартира на Арбате, единственная квартира Пушкина в Москве... А в середине – Собачья площадка, от которой и названия не осталось. И тот самый дом Бобринских, куда зачастил Пушкин. Кроме того, Зубков был ему интересен как человек, проходивший по делу 14 декабря» (отрывок из рукописи Сергея Разгонова «Никитские ворота. Прогулки по «особому городу»).
– Что будет представлять собой часть экспозиции, посвященная Борису Николаевичу Ельцину?
– Пройдя из восточного флигеля по полупрозрачной стеклянной галерее, которая может быть использована как выставочное пространство, гости будут попадать в само здание. На первом его этаже начнется история Бориса Николаевича Ельцина. В связи с небольшим пространством там не будет музея, но будут располагаться панели, связывающие Москву с Екатеринбургом онлайн, чтобы посетители могли видеть, как выглядит Ельцин Центр в Екатеринбурге, что собой представляет тамошний Музей Б.Н. Ельцина. Также здесь будут находиться документы и артефакты, посвященные периоду пребывания Ельцина в Москве. Все, что я сейчас говорю, конечно, очень приблизительно. Окончательный вариант будет рождён, как это в центре принято, в сотворчестве наших сотрудников.
– Что будет расположено в других частях дома?
– На первом этаже будут располагаться книжный магазин, сувенирная лавка и небольшое кафе для посетителей. Перед началом реставрации мы заказали детальную съемку интерьеров, в планах – выпуск фотоальбома, в котором бы показывалось, каким было здание до восстановления и каким оно стало. На втором этаже будут находиться помещения, которые входят в паспорт памятника и подлежат восстановлению «один к одному»: это анфилада комнат с потолочной росписью, лепниной, паркетом. Большой зал, где Пушкин давал бал после венчания с Натальей Николаевной Гончаровой, приемная, кабинет хозяина, библиотека, столовая, курительная комната. Все это интересно для посетителей и иллюстрирует быт того времени. Третий этаж усадьбы находится под самой крышей, там разместятся административные структуры Ельцин Центра, будут располагаться кабинеты сотрудников и библиотека. В подвальной части здания будет находиться жизнеобеспечивающий узел, вентиляция, серверная, хозчасть и архив. Что касается парковки, она будет занимать подземную часть внутреннего двора, и, конечно же, не распространяется на территорию дома, где проведена огромная работа по восстановлению исторических подвалов, которые пришлось буквально поднимать из-под земли и реконструировать заново по всему периметру. Общая площадь усадьбы составляет 3080 квадратных метров.
– «Дом Бобринских» в сравнении с просторным Ельцин Центром в Екатеринбурге – камерная площадка и одновременно памятник архитектуры. Очевидно, что и использоваться она будет иначе – как именно?
– Идея в том, чтобы сделать усадьбу и прилегающую территорию открытыми для города. Вокруг здания расположено много школ, музыкальное училище имени Гнесиных, жилые дома. Усадьба может стать центром детской активности, возможно, с катком на заднем дворе и местом, где можно проводить елки для детей. Мы хотим сделать «Дом Бобринских» камерным очагом культуры. Он сам по себе очень сильно притягивает. Площадь самого просторного зала дома составляет 500 метров, зал двухсветный, и в нем есть хоры. В нем могут даваться концерты, проходить лекции, поэтические вечера, презентации книг, выставки детского рисунка, фотографий, архивных документов. Мы тесно работаем с Росархивом, Государственным архивом социально-политической истории, так что опыт проведения выставок архивных раритетов у нас есть, и они интересны не только специалистам.
«Тотчас за Никитскими воротами, на Малой Никитской, 12 стоит в глубине обширного двора давно пустующий особняк. Несмотря на свой почтенный возраст – ему около трехсот – он сохранил вид осанистый и горделивый… Пригодилось крепкое дворянское гнездо советской бюрократии: сменяя друг друга, в нем побывало четыре министерства. Больше десяти лет назад его покинуло Министерство печати, и с тех пор для здания настало тревожное время ожидания: кто придет следующий? Просторный, без барочных излишеств, он построен и сохранен людьми с большим вкусом... К сожалению, имя зодчего осталось неизвестным. Но это не помешало включить дворец в знаменитый альбом Матвея Казакова, где были собраны фасады и планы лучших зданий Москвы начала XIX века» (из рукописи Сергея Разгонова «Никитские ворота. Прогулки по «особому городу»)
– В какой стадии сейчас находится реконструкция здания?
– Как я уже говорил, работы по реставрации здания осуществляет Управление делами Президента РФ. И ни у кого нет сомнений, что у этой серьезной организации есть огромный опыт реставрации и более сложных исторических зданий. Техническим заказчиком является ФГБУ «Управление заказчика строительства и реконструкции объектов федеральных государственных органов» Управления делами Президента Российской Федерации. Функции генерального подрядчика осуществляет Федеральное государственное унитарное предприятие «Ремонтно-строительное управление» Управления делами Президента Российской Федерации. Реставрационные работы осуществляются специализированной организацией «Александрия» под научным руководством народного художника России, профессора Салавата Щербакова. При этом все элементы исторического облика здания описаны в документе, который называется «охранное обязательство», и подлежат полному восстановлению в первоначальном виде.
Работы по восстановлению потолочных росписей и лепнины почти завершены. На очереди – работа с паркетом и дверями. Исторический паркет в основном утрачен, но то, что сохранилось, восстанавливается. Удалось сохранить часть исторических светильников. Восстановлена ограда, которая ждет своего часа вернуться на законное место, а также скульптуры Париса и Елены, которые украшают входную группу здания. Обветшавшие флигели будут восстановлены. Даже внутренняя деревянная потайная лестница, которая соединяла первый этаж с последним, будет сохранена, хотя представляет определенную опасность с пожарной точки зрения. Все это, конечно, требует огромных затрат, но задача реставраторов – восстановить все в рамках проекта и предъявить работу государственной комиссии, которая будет принимать объект. «Дом Бобринских» находится в особом историческом месте в центре Москвы. Рядом находятся церковь Большого Вознесения, где венчался Пушкин, неподалеку расположен Дом Рябушинских, который нынче является музеем-квартирой Максима Горького. Объект очень сложный. Сейчас наступил завершающий этап работы, который начался в конце 2016-го года. Площадка всегда была открыта для очень важной общественной организации – «Архнадзора», который изучал наш проект ещё на самом старте.
– Когда планируется завершение работ?
– В конце следующего года.
– Тема восстановления «Дома Бобринских» повысила и интерес к деятельности Ельцин Центра. Некоторые гости Ельцин Центра, изучив Музей Б.Н. Ельцина и покидая центр, с сожалением говорят, что хорошо бы иметь подобный очаг просвещения в каждом российском городе, некоторые утверждают обратное. Будет ли в каждом российском городе по Ельцин Центру?
– Согласно Федеральному закону № 68 «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий» площадка, где может располагаться центр исторического наследия первого российского Президента, – это родина первого Президента РФ Бориса Николаевича Ельцина и ее филиал в Москве. В других городах Ельцин Центр или его филиалы не появятся.
– Чему учат в Ельцин Центре, какие задачи он решает и к чему стремится?
– В Ельцин Центре учат тому, что есть такие понятия, как культура и великий русский язык, что есть общее благо и необходимость сотворчества, дабы просвещать и образовывать людей. Конечно, с телевидением мы соперничать не можем и не стремимся. Наша задача – придерживаться уровня этической нормы в языке, стиле, направлении мысли. Разговор про 90-е годы, как и сохранение наследия первого президента РФ, что едва ли не вменяется нам в вину, предписаны нам законом. При этом, в отличие от наших критиков, мы никому свое мнение не навязываем.