В одной из витрин Стены подарков 5 апреля сменилась экспозиция. Сегодня точечная экскурсия «История одного экспоната» рассказывает о том, как советские граждане справлялись с дефицитом и какие запасы делали на «чёрный день».
Мы видим в витрине аутентичные банки и коробки с кофе, а также знакомые людям старшего поколения пачки чая, которым в следующем году исполнится пятьдесят лет.
Советский Госплан работал так, что граждане СССР всегда жили в условиях дефицита. Люди рачительные умудрялись делать запасы из вещей и продуктов, купленных по случаю. Это давало им необходимое чувство защищённости. В семьях хранили всё: от консервов и пачек крупы до детской одежды «на вырост» и отрезов ткани. Люди покупали продукты и вещи не тогда, когда в них нуждались, а когда их удавалось «достать» — привезти из командировки или купить с переплатой. Кладовки, антресоли, лоджии хранили эти сокровища десятилетиями в пакетах, ящиках, коробках, мешках и чемоданах.
Чтобы смягчить недовольство людей, государство придумывало способы распределения товаров: столы заказов на предприятиях, продуктовые наборы к праздникам. Новобрачные могли приобретать товары «по приглашениям» в специализированных магазинах — «Салонах для новобрачных». Распределение касалось передовиков производства и профсоюзных деятелей. Чтобы купить «стенку», мягкую мебель или автомобиль, надо было отстоять виртуальную очередь в два-три, а то и пять лет. Квартиру и вовсе можно было ждать десятилетиями. Но люди научились с этим жить — копили деньги, заводили связи, создавали запасы продуктов и одежды.
В фойе музея можно увидеть документы и экспонаты из архивной и музейной коллекций Президентского центра Б.Н. Ельцина: перечни продуктовых запасов, сделанные жительницей Свердловска Альбиной Требс в январе 1973 и ноябре 1975 года, а также сами продукты в нераспечатанных упаковках, хранившиеся в кладовке с 70-х годов прошлого века. Глядя на эти списки, сделанные аккуратным, убористым почерком, понимаешь, как подорожала в целом наша жизнь, но в то же самое время стала намного разнообразнее. Цены просто поражают воображение. Невольно мелькает мысль, что с этими ценами можно было делать запасы, но в том-то и дело, что даже имея деньги в те времена, не всё можно было купить. Люди привыкали стоять в очередях, иногда в нескольких одновременно. Если товар ограниченно давали в одни руки, то звали всех членов семьи, чтобы закупиться впрок.
В списке Альбины Требс мы видим сгущённое молоко за 55 коп., сгущённые сливки за 80 коп. И даже сгущённое какао за 70 коп. Для любого ребёнка в то время – настоящее лакомство, а для взрослого — целое состояние. Есть более практичные запасы: шпроты за 92 коп., скумбрия за 70 коп., сардины каспийские за 57 коп., тушенка и пряная свинина за 1 руб. Печень трески за 38 коп., а баночка аджики — за 75 коп. Конфитюр «Ассорти» — за 50 коп.
Как заметил один из молодых экскурсантов: «С такими-то ценами можно жить!». Группа более старших посетителей музея припомнила, что зарплаты в среднем у служащих были от 90 до 150 рублей. У рабочих — от 150 до 300. И конечно, они помнят и молотый кофе в невзрачных картонных пачках, и растворимый в жестяных тубах, индийский чай, упакованный в фольгу и только потом в бумажную обёртку. Они и сегодня узнаваемы. Кто-то напомнил, что растворимый кофе был не очень. А вот индийский чай был отменный — натуральный и очень душистый.
Продукты, ставшие сегодня экспонатами, хранились вплоть до 2019 года и были переданы в дар музею Александром Куржанским.
Выставленная в витрине «История одного экспоната» экспозиция «Экономика для потребителя: запасы на „чёрный день“» продлится до 28 апреля. Её можно увидеть в часы работы музея с 10 до 21 часа ежедневно, кроме понедельника.