К Всемирному дню информирования об аутизме 2 апреля, учрежденному в 2007 году Генеральной ассамблеей ООН, Ельцин Центр подготовил специальную программу мероприятий, объединённую в фестиваль «Дни открытых людей».
Его цель – подготовить общество к принятию людей с особенностями ментального развития.
Накануне, 1 апреля, в рамках фестиваля Образовательный отдел Музея Бориса Ельцина провел популярную музейную программу «Ветер перемен», адаптированную для юных посетителей с расстройствами аутического спектра. Они специально были приглашены в понедельник, музейный выходной, когда отключены все звуковые медийные системы. Известно, что дети и подростки с РАС могут болезненно реагировать на незнакомые звуки. Специально для них подготовили локацию с сенсорной разгрузкой – небольшой бассейн, наполненный цветными шариками.
Экскурсию провел специалист по инклюзии Андрей Шредер. Экскурсия оказалась интересной не только самим экскурсантам, молодым людям от 12 до 19 лет, но и сопровождающим их родителям. Они с удовольствием вспомнили свое детство: октябрятские звездочки, пионерские галстуки и некоторые реалии советского быта. Многие подключались к рассказу педагога-историка и делились воспоминаниями о том, во что играли во дворах, почему ходили с бидоном за молоком в семь утра и что такое авоська.
Устроившись в салоне московского троллейбуса, особенные посетители с легкостью отметили несколько отличий в облике столицы начала 90-х: машины в основном отечественного производства; люди одеты иначе; дети в пилотках и красных галстуках; витрины магазинов выглядят намного скромнее.
В интерьере типичной советской квартиры они изучили карточки и талоны на дефицитные товары, послушали новости из приемника VEF, попробовали воспользоваться телефоном с дисковым набором номера.
В магазине с пустыми прилавками, типичными для 90-х, они пообщались с продавцом в белом халате и узнали, что можно было купить на мелкие бумажные купюры в 1, 3 и 5 рублей, которые взрослые могли бы доверить детям. Разобраться с ценами также помогли родители.
В президентском кабинете ребята безошибочно определили, какие артефакты не имеют непосредственного отношения к деятельности президента. Например, макет парусника или телевизионная камера, записывающая последнее обращение президента к россиянам.
В зале Свободы участники разместились в комфортных креслах-грушах и поделились впечатлениями об экскурсии, всем тем новым, что узнали об эпохе 90-х. А кое-кто даже зарисовал свои впечатления, чтобы потом подарить друзьям.
Фестиваль «Дни открытых людей» предлагал разные форматы взаимодействия с людьми с особенностями ментального развития – от лекций и мастер-классов до спектаклей и выставок.
Ежегодно Ельцин Центр приглашает горожан и представителей прессы на специальные лекции, которые проводят ведущие специалисты в области РАС. В этом году ликбез по аутизму провела Евгения Хилькевич – руководитель направления социокультурной интеграции детей с РАС Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ, кандидат наук, магистр инклюзивного образования.
«Аутизм. Ликбез» Евгении Хилькевич
Президентский центр Б.Н. Ельцина
Она рассказала, кто и когда впервые поставил диагноз «аутизм». Это был настоящий экскурс в историю от Средневековья до последнего десятилетия ХХ века, когда аутизм начали диагностировать в России. Оказалось, что серьезную лепту в изучение аутизма внесла советский психиатр, основоположник детской психиатрии в Советском Союзе – Груня Ефимовна Сухарева. Её труды известны первым в научной литературе описанием детского аутизма.
Следующую лекцию Евгения Хилькевич посвятила неограниченным и малоизученным возможностям человека с РАС. Сейчас уже не секрет, что люди с РАС могут обладать энциклопедическими познаниями, быть самостоятельными, получать образование и работу, создать семью. Но как реализовать эти возможности и права сегодня в нашей стране, как помочь родителям и детям уже сейчас? Почему так важны раннее выявление и ранняя помощь? Какие стратегии лучше выбрать для коррекции РАС в детском возрасте? Что делать с взрослыми людьми, имеющими аутистические особенности, но не имеющие диагноза РАС? О чем говорит нам зарубежный опыт? Евгения сделала подробный поведенческий анализ детей и подростков с особенностями ментального развития, остановилась на градациях, рассказала об уникальных проявлениях РАС.
Подводя итог двух вечеров, Евгения предложила относиться к особенностям мышления так, как это делает Темпл Грандин, профессор Университета из Колорадо, автор популярных книг, одна из первых людей-аутистов, публично поделившаяся личным опытом аутизма. Отвечая тем, кто обеспокоен ростом количества людей с РАС, Темпл говорит: «Мир сегодня таков, что ему нужны разные способы мышления».
Кроме того, в рамках фестиваля «Дни открытых людей» прочла лекцию постоянный спикер Ельцин Центра, вице-президент ассоциации «Особые люди» Татьяна Хижнякова, мама особенного подростка и участника театрального проекта #ЗАживое. Она рассказала о первом поколении детей-аутистов с ранним медицинским и педагогическим сопровождением, которые не будут затворниками, потому что образовательные учреждения, учреждения культуры и общественные места готовы сегодня их принять.
Дни открытых людей в Ельцин Центре
Видео: Александр Поляков
Хореограф Евгения Турушкина провела пятидневный танцевальный мастер-класс для особенных участников с расстройством аутистического спектра. Евгения – выпускница челябинской Академии культуры и искусств, в недавнем прошлом актриса театра «Провинциальные танцы», участница фестиваля Context Дианы Вишнёвой. Сегодня она руководитель творческой лаборатории. Её новый проект объединил хореографов, педагогов и участников инклюзивного танцевального коллектива «Другие». Его участникам трудно дается любая работа в команде. Разучить танец получается только небольшими частями. Но Евгения нашла остроумный выход и превратила творческий процесс в игру. Центральная фигура ее танцевального действия – знакомый и привычный футбольный мяч – символ футбольного праздника прошлого лета.
Евгении помогали профессиональные танцовщики. Они задавали ритм и подсказывали новые идеи для воплощения. Остальные танцоры старательно повторяли движения. На лицах участников отражалась целая гамма чувств. Особенно в те моменты, когда удавалось точно и красиво повторять движения. Следуя за музыкой, приходилось импровизировать. Родителям и зрителям было сложно поверить в то, что танцевальные эскизы были сделаны всего за пять дней. Студия танца «Другие» работает с особенными артистами не первый год. Они занимаются хореографией и, что очень важно, общей физической подготовкой. И достигают заметных успехов. Совместное итоговое выступление показало, что подобный опыт интересен и, главное, чрезвычайно эффективен: новоиспеченные танцоры не просто повторяют движения, они взаимодействуют в танце, выбирают партнеров, не избегают визуальных и физических контактов и даже выбирают своего зрителя.
Еще одним ярким событием фестиваля стал вернисаж творческой лаборатории #ЗА рисовки, прошедший в Арт-галерее 5 апреля. На нем были представлены работы участников театрального проекта #ЗАживое.
Здесь же была выставлена новая коллекция футболок и рюкзаков с принтами, изготовленными по эскизам «заживовцев». Купить модную вещицу могли все желающие. Многие авторы и гости вернисажа уже были в футболках из новой коллекции. Царила праздничная атмосфера. Ее поддерживали музыкальные сеты от промобюро «Теснота» – легкий бит и танцевальные ритмы.
Открыла выставку руководитель инклюзивного направления в Ельцин Центре и куратор театра #ЗАживое Елена Возмищева. Она рассказала, как складывалась выставка и отбирались работы для нее. Отчасти это коллективное творчество, потому что создавалось во время мастер-классов. Елена анонсировала новые коллекции и поделилась планами на будущее.
В центре выставочного пространства установили длинный стол с карандашами и фломастерами, картоном и цветной бумагой, где каждый мог почувствовать себя творцом. Мастер-класс провела Ксения Карабанова – координатор творческой лаборатории #ЗА рисовки. Она же провела для гостей вернисажа кураторскую экскурсию по всем шести разделам выставки, пояснила, какие художественные техники использовали авторы в своих работах. Появились желающие их приобрести.
В заключительный день фестиваля «Дни открытых людей», 7 апреля, состоялся итоговый показ инклюзивной театральной лаборатории проекта #ЗАживое.
Традиционно к Всемирному дню информирования об аутизме участники проекта #ЗАживое – молодые люди с РАС и профессиональные актеры – готовят новый спектакль. Каждый год режиссер проекта Дмитрий Зимин придумывает новые способы рассказать историю – превратить ее в музыкальную читку, сторителлинг или пластический эскиз. В этом году историей для рассказывания стала аллегорическая повесть-сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Как известно, автор сам иллюстрировал свою сказку. Его рисунки не менее известны чем сама повесть. Режиссер спектакля во вступительном слове рассказал, что участники спектакля сами выбирали видео-контент к повествованию и пожелал всем приятного просмотра.
К сожалению, в показ не вошли все сцены, но театр обязательно покажет окончательный вариант спектакля. На показе как всегда аншлаг. Не только друзья и родители актеров пришли посмотреть «Маленького принца», но и все, кто следит за творческой жизнью этого небольшого, но очень выразительного творческого коллектива.
После показа актеры и зрители отправились на выступление «Другого оркестра». В центре атриума на импровизированной сцене дирижер Александр Жемчужников и его двадцать пять особенных музыкантов с большой самоотдачей исполнили программу из любимых танцевальных мелодий – от электроник-рока группы Depeche Mode до трип-хопа, этно и чудесного регги.
Значительным событием фестиваля можно назвать и показ-обсуждение документального фильма «В ауте», основанного на дневниках не говорящей девушки с аутизмом Сони Шаталовой, написанных ею в возрасте от 8 до 18 лет. Афоризмы Сони живут в интернете, несмотря на то, что большинство даже не подозревает, что автор этих невероятных строк – девочка с аутизмом. Вот некоторые из них: африканец – лучший разведчик для ночной разведки; бабочка – главная примета летнего счастья; ветер – воздух, который не любит покоя; детство – восход судьбы в человеческой жизни; игра – взаправдашняя понарошность.
Вечером 2 апреля, в поддержку Всемирного дня информирования об аутизме, зажгли синим все три тысячи квадратных метров медиа-фасада Ельцин Центра. Люди на стилобате и набережной аплодировали посланию, которое несла в себе, мерцающая всеми оттенками синего цвета, вечерняя иллюминация. Она стала частью городской переклички синего цвета: уличных фонарей, витрин и подсветки общественных зданий.