В кино-конференц-зале Ельцин Центра 6 апреля продолжились «Дни Эрмитажа». Поздним вечером накануне, после обширной рабочей программы, Музей Бориса Ельцина посетил директор Эрмитажа академик Михаил Пиотровский с коллегами. Экскурсию для них провели директор Музея Ельцина Дина Сорокина и руководитель Архива Президентского центра Бориса Ельцина Дмитрий Пушмин.
Прошлое и будущее Государственного Эрмитажа тесно связаны с Екатеринбургом. Прошлое – потому что сюда были эвакуированы и тем спасены коллекции Эрмитажа во время Великой Отечественной войны. Будущее – потому что подписано соглашение о создании в Екатеринбурге на базе Екатеринбургского музея изобразительных искусств нового выставочного и образовательного центра-спутника «Эрмитаж – Урал».
«Дни Эрмитажа» в Ельцин Центре посетили члены музейного сообщества, преподаватели искусствоведческих дисциплин екатеринбургских ВУЗов, журналисты, художники и другие представители творческой интеллигенции. С видеоприветствием к собравшимся обратился генеральный директор Государственного Эрмитажа, член-корреспондент РАН, академик Российской академии художеств Михаил Пиотровский. Темой обращения, записанного специально для гостей Ельцин Центра, стали отношения первого президента России с первым музеем страны. Пиотровский подчеркнул, что Ельцин стал первым российским руководителем страны после императора Николая II официально посетившим Эрмитаж. Благодаря Борису Николаевичу в сложное время Эрмитаж получил государственное финансирование, отдельной строкой в бюджете страны.
– У Бориса Николаевича было удивительное чутье. Он чувствовал, что необходимо культуре, понимал, какие трудные времена переживают отечественные музеи, и подписал указ о личном покровительстве президента России над Эрмитажем. Ведь Эрмитаж не просто художественный музей, он памятник русской государственности. Указ продолжает действовать по сей день. Отдельная строка в бюджете – это не такие большие деньги, но они всегда очень нужны. Мы, благодаря Борису Николаевичу, не только реставрировали то, что у нас есть, мы смогли приобрести новые коллекции. Одно из первых приобретений – полковое знамя лейб-гвардии Преображенского полка 1842 года, привезенное из Парижа. Зная его судьбу, считаю его святыней.
На государственные средства были приобретены полотна из коллекций «Новое искусство» начала ХХ века меценатов Щукина и Морозова. Эрмитаж присоединил к уже существующим коллекциям то, что мнению экспертов, приобрели бы сами Щукин и Морозов. Была куплена коллекция старинных китайских бронз и шелков. Выделялись деньги на развитие Эрмитажа в рамках программы «Большой Эрмитаж». Были построены новые музейные хранилища. Теперь эрмитажные запасники может посетить любой желающей. Открыты филиалы и центры Эрмитажа. В эти дни открывается центр Эрмитажа на Урале.
– Для нас уральская земля сакральна, – говорит академик Пиотровский. – Здесь, в печально знаменитом ипатьевском доме, в подвале которого, расстреляли царскую семью, во время Великой Отечественной войны хранились полотна, эвакуированные из Эрмитажа. Не просто хранились. Сотрудники, сопровождавшие коллекции в эвакуацию, готовили временные экспозиции, читали лекции. Велась серьезная просветительская работа. Кое-что Эрмитаж передал картинной галерее Свердловска. Мы, как и Борис Николаевич, связаны кровными узами с этим местом.
Продолжил повестку дня заместитель генерального директора Эрмитажа по научной работе, государственный герольдмейстер РФ Георгий Вилинбахов. Он рассказал о многовековой истории российского триколора, о возвращении двуглавого орла – символов российской государственности. И передал в дар Музею несколько художественных альбомов, выпущенных к 250-летию Эрмитажа.
Далее с лекцией «Эрмитаж и Россия: Урал в Эрмитаже», посвященной коллекциям и экспозициям Эрмитажа, выступила заведующая сектором специальных программ Научно-просветительного отдела Эрмитажа Людмила Торшина. Она рассказала о самоцветном убранстве Зимнего дворца, о великолепных вазах, колоннах, каминах, скульптурах, гостиных, отделанных уральскими самоцветами, хрусталем и бронзой. О коллекциях древних артефактов, найденных на Шигирском торфянике. Наконец, о том, какое отражение нашел Зимний дворец и его убранство в сказах знаменитого уральского писателя Павла Бажова.
Завершил «Дни Эрмитажа в Ельцин Центре» показ фильма Марджи Кинмонт «Открывая Эрмитаж. История легендарного музея», созданный кинематографистами Великобритании, США, Нидерландов и России к 250-летию великого музея, рассказывающий об истории легендарного русского музея и различных сторонах его жизни.