Фестиваль «Дни Алексея Балабанова» с большим успехом прошел в Ельцин Центре в Екатеринбурге 26 и 27 марта. Гостями фестиваля стали супруга режиссера, художник по костюмам Надежда Васильева, народный артист России Алексей Серебряков, актриса Светлана Письмиченко и рок-музыканты Настя Полева и Егор Белкин. Вел фестиваль киновед, член Российской академии кинематографических искусств Вячеслав Шмыров.
Выбор города для проведения фестиваля был не случаен. Один из самых ярких российских кинорежиссеров, Алексей Балабанов родился в Свердловске 1959 году, в семье редактора научно-популярных фильмов Свердловской киностудии Октябрина Балабанова. Здесь, на Свердловской киностудии, он снял свои первые работы – курсовую и дипломную. Не случаен и выбор места – Балабанова можно назвать летописцем 90-х. Он и снимал в то время, и снимал картины о том времени – и все они талантливо передают атмосферу и дух эпохи 90-х.
Во время общения с представителями прессы Алексей Серебряков сказал, что ему особенно приятно, что фестиваль проходит в стенах и при поддержке Президентского Центра Бориса Ельцина, потому что благодаря Ельцину страна совершила невероятный прорыв в будущее и потому, что при нем и благодаря ему такие бескомпромиссные режиссеры, как Алексей Балабанов, могли снимать честное кино.
На открытие фестиваля пришли земляки режиссера, поклонники его творчества, коллеги по работе на Свердловской киностудии, участники Свердловского рок-клуба, без которых его ключевые картины не могли бы состояться. В зале был аншлаг, несмотря на то, что открывала фестиваль одна самых сложных и пронзительных картин Балабанова – «Груз 200». Вячеслав Шмыров представил гостей фестиваля, рассказал об истории создания ленты. В частности, о том, что многие актеры, прочитав сценарий, отказывались сниматься. Сергей Маковецкий умолял Балабанова: «Откажись от съемок, мы все там умрем!». На роль профессора научного атеизма Артема взяли другого артиста, но озвучивал его все же Маковецкий, и так увлекся процессом, что забыл о том, что вечером играет спектакль в другом городе. «Это мне кара, за то, что отказался от съемок!», - признался он Балабанову. После показа фильма «Груз 200» состоялся концерт рок-музыкантов Насти Полевой и Егора Белкина, которым была посвящена дипломная работа режиссера.
Короткометражкой «Настя и Егор» открыли второй день фестиваля. В фильме совсем юные музыканты рассуждают о любви, верности, человеческом призвании и бытии. Прошло почти тридцать лет. Многое изменилось. Сегодня забавно наблюдать, например, каким был тогда дедушка уральского рока, известный композитор Александр Пантыкин. Большинство концертов проходили нелегально, в полуподвальных помещениях. В фильме Настя моет полы, исполняя «танец на цыпочках». Егор мечтает написать что-нибудь такое же великое, как Стинг. Нет шикарных интерьеров и разносолов на столах. Но все еще живы и молоды. Анастасия Полева призналась, что Балабанову пришлось довольно долго уговаривать ее. И, только взяв с него обещание, что фильм увидят лишь преподаватели ВГИКа, она согласилась. Спустя несколько лет фильм показали по центральному телевидению. Настя два года не разговаривала с Балабановым. Обиделась, что он вытащил на всеобщее обозрение ее сокровенные стихи и мысли.
«Сейчас мы понимаем, – сказал Егор Белкин, общаясь со зрителями, – что Алексей сделал нам сказочный подарок: он запечатлел нас двадцатилетних, молодых, горячих, красивых. Спасибо тебе, Леша, за это!»
Музыканты исполнили песни, ставшие саундтреками к «Брату» и «Брату 2» – «Не даром – даром», «Ветер», «Белые волки».
В сеанс также вошли короткометражки «У меня нет друга» (курсовая Алексея Балабанова) и новелла «Трофимъ» из киноальманаха «Прибытие поезда», снятого в 1995 году – к столетию выхода фильма братьев Люмьер. В курсовой работе режиссера тоже снимались Егор Белкин, Настя Полева, Вячеслав Бутусов и очень многие рок-музыканты, ставшие в последствии знаковыми фигурами такого феномена 90-х, как уральский рок.
На втором сеансе Вячеслав Шмыров представил фильмы «Река» и «Балабанов на войне» Петра Шепотинника. Фильм «Река» не был снят до конца. Погибла в автокатастрофе исполнительница главной роли Туйара Свинобоева. Оператор Алексей Астахов, Алексей Балабанов, его жена и пятилетний сын ехали в той же машине. Все получили множественные травмы и переломы, но остались живы. Режиссер смонтировал фильм в память о Туйаре. Отсутствующие сцены дополнил закадровым текстом. Фильм получил две премии фестиваля «Всемирный меридиан».
Фильм Шепотинника — серьезный разговор с режиссером о чеченской войне.
Следующий сеанс посвящен фильму «Замок», снятому по незавершенному одноименному роману Франца Кафки. Фильм снискал множество престижных наград. Его представили Надежда Васильева, которая была художником по костюмам всех картин мужа, начиная с «Замка», и актриса Светлана Письмиченко, снявшаяся и в других его работах «Брат» и «Морфий».
Надежда Васильева рассказала, что идея снимать фильм по Кафке пришла режиссеру, когда он увидел улицу, дом и комнатку, в которой жил писатель. Балабанов читал «Замок» в оригинале. В фильме он предложил свою версию окончания сюжета.
Завершил фестиваль последний фильм режиссера «Я тоже хочу». Надежда Васильева рассказала, как они с Балабановым нашли колокольню счастья. Они любили садиться в машину и мчаться на север. Там, в селе Еськи под Шексной, увидели покосившуюся колокольню. Река только замерзла и первый лед, еще не припорошенный снегом, был абсолютно прозрачным. Это зрелище потрясло Балабанова. Именно покосившаяся колокольня, которая стоит на острове, окруженная водой, подсказала идею картины. Ее фото почти год было у него на аватарке. Потом он написал сценарий.
Незадолго до этого Алексею отчаянно хотелось снять свой «Пикник на обочине» по Стругацким. Но он узнал, что права на все произведения Стругацких проданы американцам на десять лет. Может быть поэтому в картине «Я тоже хочу» отчетливо прослеживаются мотивы «Пикника». Фильм стал трагически пророческим. В нем Балабанов сыграл роль режиссёра, члена Европейской киноакадемии, которого отвергает колокольня счастья. Фактически он предсказал свой уход. Алексея Балабанова не стало 18 мая 2013 года. А 27 июня, на сороковой день после его ухода, рухнула колокольня счастья.
Фильм «Брат», ставший одним из символов 90-х, принес Алексею Балабанову сумасшедшую популярность в России. Однако призы ведущих кинофестивалей страны, международное признание и членство в Европейской киноакадемии принесли мрачные, неполиткорректные фильмы: «Про уродов и людей», «Груз 200», «Кочегар».
– У него было множество замыслов, – рассказал Вячеслав Шмыров. – За полгода до смерти он впервые побывал в Тбилиси, мы все встретились там, и я точно знаю, что он хотел снять черную комедию о Сталине.
– Замыслы у него были каждый день. Он уже просыпался с чем-то новым, грандиозным. Жалею, что не записывала за ним, – говорит Надежда Васильева.
В кино-конференц зале Ельцин Центра собралось много людей, которые переходили с сеанса на сеанс и посмотрели всю фестивальную программу. Когда пошли титры последнего фильма, люди аплодировали стоя – режиссеру Алексею Балабанову.