Свой первый день рождения 25 ноября Ельцин Центр в Екатеринбурге отметил грандиозным кинофестивалем, посвященным творчеству великого польского режиссера Анджея Вайды. Он ушел из жизни 9 октября, оставив в наследие миру более пятидесяти картин. Пять лучших из них смогли увидеть екатеринбургские поклонники режиссера.
На встрече с журналистами 24 ноября первый заместитель директора Президентского центра Бориса Ельцина Людмила Телень отметила, что за год Ельцин Центр стал любимым местом встречи для многих горожан и гостей города: местом встречи друг с другом, с журналистами, освещающими культурные события, с гостями, которые приезжают не только из России, но и из других стран. Поэтому для друзей в этот день была подготовлена важная интересная программа, которая вписывалась в основные направления работы Центра Ельцина.
Людмила Телень рассказала, что ждет гостей и завсегдатаев Ельцин Центра, а в эти дни их пришло особенно много. В рамках фестиваля «Анджей Вайда – человек из свободы» открылась выставка Петра Вуйчика под названием «Свобода/Wolność».
– Она органично продолжает нашу главную тему, которая многогранно представлена в одном из красивейших залов музея – зале Свободы. Это то место, в котором каждый задает себе вопрос: чем же для нас сегодня является свобода? Именно свобода связывает день рождения Ельцин Центра с Днями Анджея Вайды, – сказала Телень.
Директор Польского культурного центра в Москве Дариуш Клеховски поблагодарил Ельцин Центр за организацию всех культурных мероприятий, связанных с Днями Анджея Вайды, и подчеркнул их культурную значимость.
Российский киновед, постоянный ведущий кинопрограмм в Ельцин Центре Вячеслав Шмыров отметил, что последняя неделя ноября была насыщена долгожданными премьерами и кинособытиями:
– Это и Дни великого польского мастера Анджея Вайды, который в каждом своем фильме поднимал и исследовал тему свободы, ретроспектива его фильмов, и вторая программа, внутренне безусловно связанная с первой – «Кино и цензура». Вайда скончался 9 октября, оставив нам более пятидесяти кинокартин. Он хотел побывать в Екатеринбурге. К сожалению, к моменту, когда завершились переговоры, врачи уже запретили ему летать. Теперь его нет с нами, но у нас есть возможность увидеть его лучшие работы, встретиться с актерами, кинокритиками, обсудить феномен его творчества.
Как и многие внутренне свободные люди творчества, Вайда не был удобен. Правда в работах художника цензурировалась государством, вызывала бурные споры в обществе и заставляла сочувственно плакать не только поляков. Она грубо, но справедливо демонстрировала темные пятна на репутации тех, кто предпочел бы их скрыть, замолчать, похоронить в катынском лесу. Расстрел под Катынью – одно из самых страшных преступлений сталинского режима. Массовая казнь польских офицеров так или иначе задела каждую польскую семью. В память об этой трагедии Вайда снял фильм «Катынь». Подтверждающие архивные документы, все это время усердно хранимые властями, были обнародованы Б.Н. Ельциным спустя более полувека. Только тогда российские власти признали свою вину.
В кино-конференц-зале также состоялся показ фильмов Анджея Вайды «Валенса», «Дантон», «Корчак», «Человек из мрамора» и «Катынь». Их представили польские и российские киноведы Дариуш Клеховски, Денис Вирен и Вячеслав Шмыров.
На вопросы зрителей отвечали польские и российские актеры. По прошествии многих лет встретились на сцене Артур Жмиевски, Антони Павлицки и Сергей Гармаш, исполняющий роль советского офицера в фильме «Катынь».
В интервью для Ельцин Центра актер назвал польского режиссера своим учителем:
– Мне в жизни везло на учителей. Они во многом определили мою актерскую судьбу: Вадим Абдрашитов, Сергей Соловьев, Никита Михалков и Анджей Вайда. Вайда – был каким-то совершенно сумасшедшим. Однажды он объяснял мне задачу на дикой смеси польского и русского языков, картинка не складывалась, я ждал от него еще каких-то разъяснений. Он посмотрел направо-налево, сделал паузу и говорит: «Эта дверь покрашена как-то не так. Принесите мне краску». Ему приносят краску, и он начинает красить дверь. Отходит, смотрит, снова подкрашивает. Все в недоумении. «Мне кажется, она должна быть потемнее. Да, Павел?» А Павел Эдельман – это польский, а к тому времени уже и голливудский оператор, который снимал «Пианиста». Он красит ее десять минут, двадцать, полчаса, а потом подходит и говорит: «Вот здесь, после этих слов, Сережа, сделай паузу». Он так работал, на каких-то нюансах, полутонах, мельчайших деталях. Что-то совершенно незначительное могло вдруг, неожиданно выстроить всю сцену. Никто из нас не знал, что будет в следующий момент. Но все ловили каждое его слово.
«Катынь» стала завершением «польской недели». Обсудить фильм собрались эксперты в области кино, истории, философии, искусствоведения. Круглый стол «Катынь» Анджея Вайды: на перекрестке фактов и мифов» был посвящен памяти этой страшной трагедии, которая коснулась многих польских семей, в том числе семьи самого Вайды.
– Не случайно Вайда так долго нес в себе эту историю, домашнюю, частную, национальную, – говорит Лилия Немченко, доцент департамента философии УрФУ, – в фильме в каждом кадре чувствуется это очень личное отношение к трагедии.
Показ фильма «Катынь» собрал много зрителей. Кто-то смотрел фильм стоя или сидя на ступеньках кинозала. Вход был свободным, но организаторы не предполагали такого интереса, пришлось выстраивать дополнительные ряды из складных стульев. В сцене казни люди плакали. После просмотра в зале установилась гробовая тишина, которую ведущие долго не решались нарушить. Потом раздались аплодисменты: зрители аплодировали стоя.
Выставка «Свобода/Wolność» Петра Вуйчика в Образовательном центре вызвала значительный интерес у публики. На открытии автор рассказал историю ее возникновения:
– Изначально эту выставку я готовил к 25-летию демократических перемен в Польше. Они для нас важны потому, что именно они сделали нас, поляков, свободными. Конечно, я мог пойти разными путями: мог поговорить с известными людьми, мудрыми, со звездами, которых все хорошо знают. Тогда бы это привлекло больше людей, которые бы пришли их послушать. Но я решил, что та свобода, которую мы обрели в 1989 году, была свободой для нас всех. Мне стало интересно, как ее воспринимают обычные люди, такие как мы. Поэтому я искал разных людей: молодых, старых, людей с высшим образованием и тех, кто сидит в тюрьме. Я спрашивал о том, чем для них является свобода спустя 25 лет после 1989 года. Возможно, это наивно и банально, но работая над проектом, я обнаружил, что для каждого свобода обозначает что-то свое, – сказал Вуйчик.
Куратор выставки француженка Доминик Ройнет рассказала, как применила «плавучую» композицию движущихся холстов. Это позволило создать дополнительное ощущение сопричастности зрителя.
– Мне хотелось максимально усилить присутствие личности на фотопортретах, чтобы от визуального и смыслового контакта у зрителя возникал шок, потрясение. В этих стенах знают, что такое свобода. Не было смысла писать само слово, важно было поселить здесь ее дух. И он здесь есть, мы его ощущаем кожей, всеми клетками души, – призналась Доминик.
Общественную дискуссию «Польша-Россия. Опыт свободы в дискурсе современных поляков и русских» вел заместитель директора Музея Б.Н. Ельцина по науке Никита Соколов. В ней участвовали: Петр Вуйчик – автор выставки, Доминик Ройнет – куратор выставки, Мирослав Цесьлик – заместитель посла Республики Польша в России, Дариуш Клеховски – директор польского Культурного центра в Москве, Александр Гурьянов – руководитель польской программы НИПЦ «Мемориал», писатель Борис Минаев, Алексей Левинсон – профессор департамента социологии НИУ ВШЭ, Сергей Мошкин – главный научный сотрудник Института философии и права УрО РАН, Владимир Микитюк – старший научный сотрудник сектора экономической истории Института истории и археологии УрО РАН и Владимир Шкерин – член научно-методического Совета музея, архива и библиотеки Президентского центра Б.Н. Ельцина.
После продолжительного обсуждения участники пришли к единому мнению, что принципиальное отличие в осмыслении свободы русскими и поляками заключено в исторически сложившихся отношениях народа с государством.
– У поляков они исключительно договорные. Нас же 300 лет орды отучили от этого. На Руси приняли тот факт, что государство – это нечто внешнее, существующее за границей нашей жизни. То, что оттуда из степи наезжает, и которому нужно отдать дань, – заключил Владимир Шкерин. – На этом наши отношения с ним заканчиваются. Оно нам ничего не должно, а мы обязаны отдать дань и жить спокойно.
Еще одним важным тезисом дискуссии стало различие слов «свобода» и «воля».
– Свобода – понятие рациональное и договорное, – продолжил Шкерин, – то, что можно объяснить. Русская воля – это чувство и ощущение: «конь, ружье и вольный ветер». Эта воля всегда ассоциировалась не с отношениями с другими людьми, а как методика ухода от проблем. Три главных русских мечты: мечта о золотом веке, о дальних странах и о царе-избавителе. Эти три мечты нацелены на пассивное достижение не свободы, но воли народа.
Сергей Мошкин обратил внимание на то, что разговор о свободе не состоятелен, пока мы не говорим о ее понимании в разных значениях.
– Прочтите внимательно тексты этой выставки. В них два типа понимания свободы. Первый – некое чувство личного переживания, экзистенция, которая не имеет определения. Это крайняя категория, которая определяется через собственное противопоставление. Что такое свобода? Свобода – это предельная категория, сродни счастью и любви. Это глубоко личные чувства. И другой контекст: свобода в политико-гражданском звучании как некое установление, где мыслится не личное переживание человека, а человека-гражданина, как некое политическое свойство, без которого суть государства существовать не может, – говорит Мошкин, – как интимное чувство свобода атрибутивна и абсолютно интернациональна.
Писатель Борис Минаев в ходе дискуссии о понимании свободы сказал про необходимость морального императива как символического акта покаяния и смирения. Факты злоупотреблений власти, попрание свобод есть в любой стране, потому память о них будет всегда актуальна вне зависимости от того, сколько еще времени пройдет.
Посетить выставку Петра Вуйчика «Свобода/Wolność» можно ежедневно с 16.00 до 21.00.
Она продлится до 10 января 2017 года.
Вход на выставку свободный.