Девушки 80-х

26 марта 2020 г.Татьяна Филиппова
Девушки 80-х

К открытию выставки «Девушки 80-х» Музей Бориса Ельцина подготовил специальную женскую программу. Так, 7 марта в фойе музея состоялась точечная экскурсия в формате «Полной версии», посвящённая публикации первого русскоязычного издания Burda Moden, которое произвело в сознании советских женщин настоящую модную революцию.

Журнал появился 33 года назад на волне перестройки и существенно отличался от всех женских журналов о моде и рукоделии.

Его история началась 13 мая 1986 года, когда советская делегация Госкомитета по делам издательств, полиграфии и книжной торговли посетила полиграфическую ярмарку в Дюссельдорфе и познакомилась с продукцией издательства Burda. Уже в июле Энне Бурда отправила советскому послу письмо, в котором выразила готовность предоставить лицензию на издание журнала в Советском Союзе, либо поставлять его уже отпечатанным.

В октябре стороны подписали декларацию о намерениях. Презентацию первого русского номера Burda Moden в Москве назначили на март следующего года. Мощности «Внешторгиздата» не соответствовали современным требованиям, поэтому было решено перевод журнала сделать в СССР, а отпечатать тираж всё же в Германии.

19 февраля 1987 года Энне Бурда держала в руках свежие экземпляры первого номера на русском языке, а через день на восток отправились две фуры, на бортах которых было написано большими буквами Burda Moden nach Moskau. Кроме 100 000 экземпляров, в тех же фурах в Москву ехали роскошные свадебные платья для дефиле, ставшего частью праздничной презентации журнала в Москве.

3 марта в Колонном зале Дома Союзов состоялось грандиозное шоу. Когда 77-летняя Энне Бурда вышла на подиум, публика встретила её восторженными овациями.

«Мода не знает границ», – было написано на синих пакетах, которые гости Энне Бурда в этот вечер унесли с собой. В них были наборы косметики и первый русский номер Burda Moden.

Розничная цена одного экземпляра в 1987 году составляла пять рублей, но купить его в киосках или магазинах было невозможно. Новый журнал для женщин тут же стал предметом спекуляций. На чёрном рынке его стоимость доходила до 50 рублей. Журналы обклеивали специальной плёнкой, бережно передавали из рук в руки, копировали выкройки, переписывали рецепты и, конечно, он был безусловной ценностью для любой хозяйки, энциклопедией не только красивой, но и практичной жизни.

Экскурсовод обратила внимание на экспонаты, выставленные в витрине Стены подарков, – блузку цвета морской волны в горошек, сшитую по выкройкам Burda Moden и фотографию владелицы в этой блузке.

Участники экскурсии ознакомились с прессой, комментирующей появление нового журнала, а также с периодикой, выпускавшейся в СССР для женщин – журналами «Работница» и «Крестьянка».

Появлению журнала в Советском Союзе немало способствовала Раиса Горбачёва – первая леди перестройки. Она и сама была эталоном внешнего вида для советских женщин. Её наряды обсуждались, копировались, комментировались в зарубежной прессе.

Конец 80-х стал поворотным моментом для модников в СССР. И если в начале десятилетия отдельные советские граждане привозили модную одежду из стран социалистического лагеря, либо покупали в магазинах «Березка», а чаще заказывали у частных портних, то в конце десятилетия начинающие советские модельеры уже могли свободно ездить за границу, в том числе и в капиталистические страны, где выбор одежды был шире и разнообразнее. Новое поколение модников стремилось следовать мировым модным тенденциям. Фирменная одежда становилась всё более доступной, появлялись уже не стихийные, а организованные вещевые рынки, где рядовые граждане могли приобретать модную, но прежде всего, другую одежду, альтернативную отечественному ассортименту.

8 марта в зале Свободы состоялась дискуссия, в которой приняли участие известные стилисты и модельеры Свердловска-Екатеринбурга Николай Романов, Людмила Пашевич, Наталия Соломеина и журналист, телеведущая Галина Левина. Встречу вела Анна Решёткина – директор концепт-агентства «Бюро100».

Участники делились воспоминаниями о том, какими были их 80-е, существовал ли «железный занавес» между советской и западной модой, стала ли она более доступной с приходом перестройки. Как политические и экономические реформы повлияли на лёгкую промышленность. Что предлагали гражданам магазины «Одежда»? И актуальна ли сегодня мода 80-х?

Дискуссия «Мода перестройки»

Александр Поляков

Людмила Пашевич назвала 80-е легендарными. Она охарактеризовала перестроечное время следующим образом: «Всем всего хотелось и ничего нигде не было!». До середины 80-х Людмила работала в Доме моды на проспекте Ленина, который разрабатывал модели для всего урало-сибирского региона. Это была промышленная машина, обслуживавшая полстраны. Художники, конструкторы разрабатывали сезонные коллекции. Их отшивали. Устраивали показы для представителей швейных фабрик, на которых отбирали модели для массового производства. С перестройкой и открытием границ легкая промышленность рухнула как неконкурентоспособная, но специалисты остались. Все они расползлись по подвалам и стали шить коллекции буквально из «карманки» (тонкая подкладочная ткань –ред.). Сама Людмила делала коллекции из павловопосадских платков. Она уверена, что её модели и сегодня были бы актуальны. В это время она открыла авторское ателье, вошла в десятку лучших на конкурсе дизайнеров одежды в Прибалтике, и была вполне успешна, хоть и слышала не раз в свой адрес неодобрительное «спекулянтка».

Николай Романов поздравил всех присутствующих женщин с праздником. В 80-е он работал в экспериментальном цехе «Горшвейбыта» и считает этот опыт для себя бесценным. Его первая коллекция получила первое место на профессиональном конкурсе, хоть жюри и придралось к тому, что в конце фамилии у него появилась иностранная буква «f». Вместо Романова он стал Романоf. Но очень скоро это перестало кого-либо волновать. Дома мод закрывались. Мастера уходили в подполье. Каждый мечтал заняться собственным производством. Николаю посчастливилось разрабатывать клубный стиль волейбольной команды «Уралочка». А также экипировку для экспедиции газеты «Советская Россия» на Северный полюс. Это тоже был новый и интересный опыт.

Когда открылись границы и появились первые западные журналы мод, многие модельеры попросту копировали их. Но женщинам, считает Николай, в тот момент было неважно, кто исполнял модель, важно, что они были «оттуда». Потом наши модельеры начали летать в Париж не только смотреть, но и учиться. Люди вдруг увидели, что существуют качественные вещи, которые не надо перешивать после покупки. Те, кто не имел возможности одеваться в Европе или заказывать вещи в ателье, покупали их на рынках, расположенных на улицах Вайнера и Бебеля. Но как бы мы ни старались быть не хуже Нины Риччи, шутит Романов, народ проголосовал за массмаркет. Однажды Николай рассорился с половиной коллег, сказав, что модельеры призваны обшивать тех, кто имеет нестандартную фигуру и не может одеваться на рынке. Уважение к клиенту, умение «посадить» вещь на любую фигуру наращивало клиентуру. Люди возвращались. Большинство из них не хотели одеваться в торговых рядах и выглядеть как все. Индивидуальный пошив сохранился потому, утверждает Романов, что во все времена есть женщины, которые хотят быть дамами и выглядеть достойно.

Телеведущая Галина Левина рассказала о тех временах, когда работала в редакционно-издательском отделе Областного управления бытового обслуживания. К моменту окончания ею факультета журналистики, в городе было всего три газеты и одна телерадиовещательная компания. Для сравнения: в 1991 году газет было 1700, а телекомпаний уже 17. В её обязанности входило освещать работу Дома моды, «Горшвейбыта», пошивочных ателье, швейных, трикотажных и обувных производств. Ей нравилось бывать на показах. Мир модельеров казался ей таинственным. Они всегда были хорошо одеты, несмотря на то, что в магазинах купить было нечего. Начинающая журналистка жила напротив магазина «Валентина». И из окон видела, если вдруг выстраивалась очередь. На новой работе она быстро поняла, что можно шить вещи в ателье, а трикотаж заказывать в «Трикотажбыте». Отчасти это спасало положение.

Галина подготовила презентацию с черно-белыми фотографиями. На них она изображена в вещах, которые могли бы быть актуальными сегодня: пиджак с массивными плечами, клетчатое пальто, чалма, пальто из искусственной кожи, сапоги-чулки, блузка из люрекса, блузка с бантом «а ля принцесса Диана». Похожая была у Раисы Горбачёвой. Она обратила внимание на свою причёску тех лет, которую шутливо назвала «взрыв на макаронной фабрике». Такие объёмные причёски были популярны среди телевизионных звёзд. Завершая свой рассказ, телеведущая поблагодарила участников дискуссии: «Спасибо, что вы были, что прививали нам чувство вкуса. На ваших показах мы черпали идеи, мечтали, вдохновлялись».

Наталья Соломеина в 80-е только поступила в Архитектурный институт. Он славился своими студентами и выпускниками. Там учились известные сегодня режиссёры и рок-музыканты. Родители купили будущей студентке джинсы на вещевом рынке Шувакиш. В первый же семестр их облили тушью. Отстирать не получилось, пришлось расписать. Так дефицит стимулировал творческое начало. Наталье посчастливилось стажироваться у Вячеслава Зайцева, в его Доме моды на Проспекте Мира. Это очень повлияло на её дальнейшую профессиональную жизнь. Первая модная коллекция Соломеиной была посвящена прессе. Тканей в магазинах не было, и вся коллекция была изготовлена из газет «Уральский рабочий». Наталья наклеивала газетные листы на плёнку для учебников. Потом выкраивала. Носить это было нельзя, но модельерам важнее было передать идею.

Именно тотальный дефицит, считает Наталья, пробудил в ней дизайнера одежды. Со временем она увлеклась историей моды. И в прошлом году открыла Музей платья. Её презентация была посвящена экспонатам музея. Многие из них вполне современны и сегодня. Мода возвращается. Дизайнеры черпают идеи из прошлых десятилетий. В современной моде много реплик из 80-х.

О том же говорили 14 марта на заседании клуба «Мои 90-е». Вспоминали о том, как перестройка изменила жизнь женщин. Как влияли на их жизнь политические и экономические свободы, как изменил быт закон о кооперации? Какие новые предметы и явления вошли в жизнь женщин накануне 90-х?

Заседание вела Людмила Старостова, руководитель отдела развития музея. Она принесла фотографии конца 80-х и рассказала, как они с сестрой осуществляли шопинг по московским магазинам. «Слова «шопинг» тогда не существовало в нашем лексиконе, – призналась Людмила. – Но мы любили посещать магазины в поисках модных вещиц». На фотографиях 1988 года она и сестра одеты в вещи, купленные в фирменных магазинах «Лейпциг», «Ядран». В это же время получила широкое распространение кооперация. Она предлагала свою «кооперативную» моду. Бывшие цеховики теперь легально могли продавать футболки с принтами, модели из популярной джинсовой ткани. Ведущая припомнила стоимость джинсовой юбки, купленной в Тбилиси, – 40 рублей. Она обратила внимание на то, какая у неё пышная прическа на фотографии – совершенно типичная для того времени. С появлением журналов Burda Moden и Verena сестра увлеклась вязанием и с удовольствием обвязывала всех членов семьи.

Семейные фотографии принес и Сергей, постоянный член клуба. Сегодня он отец двоих детей, а в преддверии 90-х сам был ребёнком. Но хорошо помнит это время. На примере братьев и сестер он показал, как стремительно менялось время, как менялся их внешний вид и как западная мода влияла на облик советских граждан. На фотографиях, сделанных с разницей в год, находятся как будто разные люди. У них менее формальные причёски. У сестры непривычно яркий макияж. Всё это приметы того времени. Сергей обратил внимание на себя пятилетнего на фотографиях. Он в футболке, которую сейчас носит его сын Захар. Она не только сохранилась до нашего времени и не потеряла в качестве, но и выглядит вполне современно. «Мода конца 80-х возвращается, – убеждён Сергей. – Сегодня Захар носит такие же «варёнки», как и я тогда».

Светлана рассказала о своей любимой рок-певице, выпускнице Архитектурного института Насте Полевой, героине первых работ Балабанова. Фильм «Егор и Настя» демонстрировался на фестивале «Дни Алексея Балабанова» в Ельцин Центре. Его представляли Егор Белкин и Настя Полева. В 80-х стихи для Полевой писал Илья Кормильцев. Он же был редактором журнала «МИКС – мы и культура сегодня». Светлана принесла с собой и подарила музею подборку журналов «МИКС», где были фотографии участников Свердловского рок-клуба. Она обратила внимание на внешний вид рок-дивы. Настя затянута в кожу. На голове пышный блонд и контрастный макияж. Отчасти это подражание западной рок-культуре, но для того времени это было слишком смело и вызывающе. Светлана говорит, что девушки 80-х подражали не только причёскам и нарядам Насти, но также как она, были увлечены роком, писали стихи и музыку. Потом Егор и Настя, как и многие рок-музыканты, вслед за Балабановым, Шевчуком и Бутусовым перебрались в Питер. Живут там и творят до сих пор.

Следующая участница клуба Надежда рассказала собственную историю. Она с детства мечтала быть модельером. Её мечта осуществилась. Пятнадцать членов её семьи трудились в ателье «Невеста». Потом ателье прогорело, и Надежда осталась без работы. Хваталась за любую работу. Работала даже в туберкулёзном диспансере. Но в конце концов реализовала себя в семье. Надежда – мама троих, теперь уже взрослых детей. Творческий подход очень пригодился. Именно творчество и сплочённость семьи помогли пережить трудные годы. Дети гордятся мамой и благодарят её за то, что их детство было радостным и наполненным. Мои дети знают, говорит Надежда, что безвыходных ситуаций не бывает. Всегда можно что-то придумать. Всегда можно положиться на семью. Рассказчице задали вопрос: «Как было бы лучше, чтобы ваше ателье не закрывали, и вы продолжали быть модельером?» Но Надежда уверена, что более счастливой она чувствовала себя в своей семье. А модельером и художником она продолжает быть до сих пор.

Участники клуба сочли рассказ Надежды самым интересным. Она и получила в подарок приз от музея – книгу Бориса Минаева о девушках 80-х – «Ковбой Мальборо».

Традиционно участники сделали общую фотографию на память на фоне самого большого экспоната Музея Бориса Ельцина – московского троллейбуса, где обычно и проходят все встречи клуба «Мои 90-е».

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.