В западном холле Ельцин Центра молодой хореограф Илья Манылов представил специальный проект – перформанс «Спокойной ночи, малыши! Взгляд сверху», наблюдать который можно было из экспозиции «Частная жизнь».
Экспозиция «Частная жизнь» – это внемузейная экспозиция, где сосредоточено собрание личных вещей Ельциных, безусловно значимых для истории семьи. Она расположена на втором и третьем этажах Ельцин Центра, венчая кольцевыми галереями западный холл. Это оригинальное архитектурное решение позволило хореографу расположить зрителей на галереях второго и третьего этажа и отчасти продиктовало сюжетный ход всего действия – взгляд сверху.
Перформанс «Спокойной ночи, малыши! Взгляд сверху»
Видео: Александр Поляков
Название перфоманса очевидно имеет двойной смысл. Сложно вывести один из них на первый план, потому что оба имеют символическое значение. С одной стороны, зрители находятся в музейной экспозиции «Частная жизнь» на втором этаже, откуда сверху наблюдают за происходящим. С другой стороны – танцовщики играют роль впавших в детство или никогда не выходивших из него людей, которые тоже переживают это с высоты взрослого положения.
Четверо молодых людей, великолепных танцовщиков, изображают тихий час в детском саду под аккомпанемент кларнета и скрипки. На исполнителях ролей хочется остановиться особо, потому что все они – представители уникальные творческих коллективов, хореографических школ и театральных брендов: Антон Лавров и Алексей Слуцкий – танцовщики театра «Провинциальные танцы», Илья Живой – артист Мариинского театра, хореограф Илья Манылов – художественный руководитель труппы современного танца Minoga dance company.
Действие сопровождалось живой музыкой, исполняемой музыкантами ансамбля современной музыки Intertext под руководством Дмитрия Ремезова.
Вначале звучит убаюкивающая музыка. Участники «спят» в пижамах и носках на сдвинутых пуфах, которые изображают детские кроватки (все декорации этого спектакля составлены из пуфов, хорошо знакомых завсегдатаям Ельцин Центра). Спящие герои изображают чуткий сон, который нарушается посторонними звуками. Так начинается главное действие.
Танцовщики взаимодействуют друг с другом – происходит разговор на уровне движения, которые приобретают все более хаотичный характер. И вот участники уже не спят, а делятся воспоминаниями детства, смешными историями и забавными байками из своего прошлого.
Истории детства прерываются общим танцем, в котором движения все отрывисты и хаотичны. Их сменяют движения более сдержанные. Действие замедляется и останавливается. Так неожиданно обрывается сюжет, в котором взрослые засыпают как дети, сдвинув кровати поближе друг другу.
Поведав реальные истории из своего детства, первые опыты, детские страхи, глубокие травмы и переживания: все то, что сделало их теми, кто они есть, одновременно сильными и слабыми, большими и маленькими, – они словно подводят итог, и присутствующим начинает казаться, что они уже не проснутся. И тогда на спящих со второго этажа обрушиваются зрительские аплодисменты – они становятся все громче и громче, чтобы разбудить – вернуть к жизни героев перформанса.
Все участники продемонстрировали хореографию, выстроенную на детских стихах и практике аутентичного движения. Детские рисунки взяли вместо либретто. Каждый представил тот стиль танца, который соответствовал его воспоминаниям и вплетался в общую канву спектакля, совпадая или контрастируя с пластическими монологами других героев.
По завершении спектакля директор Музея Дина Сорокина поблагодарила зрителей, танцовщиков, музыкантов, организаторов выступления и пригласила всех желающих на следующий перфоманс, который состоится 23 сентября в Зале Свободы. Minoga DC представит спектакль «АЧТМБ (А Что, Так Можно Было?)» – аллюзию на первые российские перформансы, сделанные в 90-е годы ХХ столетия.
Программа танцевальных перформансов – это экспериментальный проект Ельцин Центра, который предстоит оценить зрителям.
Первый спектакль – «Свобода. (М)не комфортно» – был поставлен в Зале Свободы.