Детский театр: от «Синей птицы» до verbatim

8 ноября 2023 г.Наталья Шурмина
Детский театр: от «Синей птицы» до verbatim

Конкурс новой драматургии «Ремарка» и Ельцин Центр организовали курс лекций, посвящённых современному театру. Жители Екатеринбурга получили уникальную возможность не только познакомиться с театральной теорией и историей, но и попробовать себя в роли драматурга на практике.

Открылся цикл 28 октября рассказом о детском и подростковом театре в России, а на следующий день речь уже шла о современных тенденциях в нём. За теоретическую часть в ходе двух лекций отвечала театровед из Новосибирска Мария Кожина, а за практическую — драматург Элина Петрова, предложившая зрителям в субботу мастер-класс по написанию коротких пьес и диалогов, а в воскресенье — драматургический тренинг по сторителлингу.

Кожина напомнила, что появление в России детского театра связывают с именем царя Алексея Михайловича, учредившего «Потешную палату» для организации театрализованных представлений с участием детей, однако его истоки следует искать в глубокой древности — в обрядовых ритуалах древних славян и скоморошестве. Уже в первой половине XVIII века в Москве в крупных учебных заведениях появляются школьные театры, а первый домашний детский театр создает в 1779 году в Богородицке Тульской губернии учёный и писатель Андрей Болотов.

— Временем развития театра для детей становится XX век. Детские спектакли появляются в репертуаре крупных театров, начинает выходить специализированный журнал «Игра». Важным событием в театральной жизни становится легендарный спектакль «Синяя птица», поставленный Константином Станиславским в Московском художественном театре в 1908 году по пьесе Мориса Метерлинка. Так дореволюционный театр подготовил почву для мощного рывка, который совершил детский театр уже в советские годы, — подчеркнула Кожина.

После Октябрьской революции тема взаимоотношений детей и театра начала широко освещаться в печати, в этой дискуссии принимали участие самые видные представители театральной среды того времени. Стараниями Натальи Сац и под её началом в 1918 году в Москве был основан первый детско-юношеский театр, а затем в столице при её поддержке в 1920 году появился первый Государственный театр для детей, который поначалу черпал свой репертуар главным образом в сказке, а позже под руководством уже Юрия Бонди встал на путь социально полезного театра.

— Важно, что впоследствии советский театр для детей всё-таки приходит к тому, что в репертуаре можно использовать как сказку, так и материал, рассказывающий про настоящую жизнь, и, конечно, классические произведения, — отметила Кожина. — А благодаря Наталье Ильиничне Сац, которая, несмотря на сталинские репрессии, не оставила свою театральную деятельность, в СССР было создано шесть детских театров, среди которых первый в мире драматический и первый в мире музыкальный театр.

Эпоха оттепели также оставила свой заметный след в истории советского детского театра. В 1956 году в Ленинграде педагог и режиссёр Матвей Дубровин, разработавший теорию комплексного воспитания ребёнка средствами театрального искусства, создаёт существующий по сей день Театр юношеского творчества (ТЮТ), где дети не только выходили на сцену как актёры, но и работали гримёрами, реквизиторами, костюмерами. В середине 50-х годов в московский Центральный детский театр (ЦДТ) в Москве в качестве режиссёра приходит культовый советский режиссёр Анатолий Эфрос, который за десять лет работы выпустил там 14 спектаклей, включая две сказки, и превратил ЦДТ в один из самых интересных и популярных театров столицы. В этот период он работал преимущественно с современной пьесой и выводил на сцену героев, которые говорили на языке, понятном как взрослым, так и подросткам.

Таким образом, в советскую эпоху по всей стране в крупных городах появляются профессиональные театры для детей и юношества — ТЮЗы, и постепенно у этих театров формируется определённый репертуар, где соседствуют спектакли для детей разных возрастов и взрослой публики.

По словам Кожиной, драматургия и проза довольно активно развиваются в последнее время, однако большинство российских детских театров не слишком охотно обращаются к этому материалу. Но есть примеры, когда сегодня пьесы наших современников или документальные спектакли появляются на сцене и имеют большой успех.

В начале уже нынешнего века в российском театре набрала популярность технология документального театра, в основе которой лежит раскрывающее личную историю интервью с героем — реальным человеком. Для подготовки таких спектаклей актеры встречаются с людьми, записывают на видео их истории, а потом пытаются передать не только слова, но и жесты, паузы, эмоции рассказчиков. Драматурги и актёры Красноярского ТЮЗа совместно написали пьесу и создали нашумевший спектакль «Подросток с правого берега», используя технику verbatim. Этот термин происходит от латинского наречия, означающего «дословно», «слово в слово». Эту же технику использовали в Кирове в театре «На Спасской» при создании спектакля «Я (не) уеду из Кирова». Эти спектакли во многом стали этапными для этих культурных институций и до сих пор служат предметом их гордости.

Также в первое десятилетие XXI века в театрах для детей и юношества появлялись спектакли в близком стиле — Class act. Это театральный проект для подростков, позволяющий ребёнку погрузиться в процесс создания спектакля в команде профессионалов, где взрослые уважают его и общаются на равных.

— В конечном итоге появляется современная драматургия, современный материал для детей и подростков, которые проникают в театр. А тому, что появляются новые пьесы, во многом способствуют конкурсы драматургии, например, такие как «Ремарка», в котором есть отдельная номинация — «Маленькая Ремарка». Она появилась не так давно с учётом того, что авторы сейчас создают много пьес для детей и подростков, — подчеркнула Кожина. — Кроме этого, в наши дни довольно бурно развивается детская и подростковая современная проза, появилось много издательств, которые занимаются этим направлением. Этот литературный материал, наряду с графическими романами и комиксами, также становится основой для спектаклей.

Современная драматургия и проза прорабатывают несколько актуальных тем, среди которых стоит особо выделить «школьную», появившуюся в литературе для детей и подростков в последнее время в большом количестве. В попытках отразить наше непростое время эти истории раскрывают тему травли, буллинга, недопонимания между школьниками и учителями и в самой детской среде.

— В основном к современному материалу в детских театрах сегодня обращаются молодые режиссёры, — резюмировала Кожина. — Они знают и понимают, какие пьесы и литература появляются в наши дни, следят за драматургическими конкурсами. Часто для постановки на сцене ими выбирается тот материал, где у героев есть выход из сложившейся ситуации, есть некая позитивная история, в которой найдены ответы на сложные для детей вопросы. Современные режиссёры также учитывают особенности нынешнего восприятия — клиповое мышление и влияние технологий. Также очень важно, что театр для детей и подростков сегодня, в отличие от советского театра, избегает назидательной позиции, нравоучений и пытается общаться со своей публикой на равных — зритель воспринимается режиссёром как сформировавшийся умный человек.

На первые лекции о современном театре в Ельцин Центре собралась преимущественно юная аудитория, которая живо откликнулась на заявленную тему. Драматург и профессиональный чтец «Маленькой Ремарки» Элина Петрова на первом практическом занятии максимально доступно рассказала об этапах рождения пьесы, формировании у автора образов героев, их мотивации и целей, построении сюжета. Затем предложила зрителям в качестве первого драматургического упражнения разбиться по парам и написать диалог, а после озвучить его. На следующем занятии по сторителлингу после игры в ассоциации участники мастер-класса увлечённо импровизировали на заданные драматургом темы.

18 и 19 ноября цикл, посвященный современному театру, продолжится лекцией «История развития драматургии от 90-х до настоящего времени». Драматург Дмитрий Тарасов расскажет о постсоветской драматургии девяностых и нулевых, а также о современной драматургии с 2010-х по сегодняшний день, а сценарист Тоня Яблочкина проведёт тренинги по написанию этюда на заданную тему и предложит попробовать себя в роли современного драматурга.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.