Конкурс новой драматургии «Ремарка» и Ельцин Центр организовали курс лекций, посвящённых современному театру. Жители Екатеринбурга получили уникальную возможность не только познакомиться с театральной теорией и историей, но и попробовать себя в роли драматурга на практике.
Открылся цикл 28 октября рассказом о детском и подростковом театре в России, а на следующий день речь уже шла о современных тенденциях в нём. За теоретическую часть в ходе двух лекций отвечала театровед из Новосибирска Мария Кожина, а за практическую — драматург Элина Петрова, предложившая зрителям в субботу мастер-класс по написанию коротких пьес и диалогов, а в воскресенье — драматургический тренинг по сторителлингу.
Кожина напомнила, что появление в России детского театра связывают с именем царя Алексея Михайловича, учредившего «Потешную палату» для организации театрализованных представлений с участием детей, однако его истоки следует искать в глубокой древности — в обрядовых ритуалах древних славян и скоморошестве. Уже в первой половине XVIII века в Москве в крупных учебных заведениях появляются школьные театры, а первый домашний детский театр создает в 1779 году в Богородицке Тульской губернии учёный и писатель Андрей Болотов.
— Временем развития театра для детей становится XX век. Детские спектакли появляются в репертуаре крупных театров, начинает выходить специализированный журнал «Игра». Важным событием в театральной жизни становится легендарный спектакль «Синяя птица», поставленный Константином Станиславским в Московском художественном театре в 1908 году по пьесе Мориса Метерлинка. Так дореволюционный театр подготовил почву для мощного рывка, который совершил детский театр уже в советские годы, — подчеркнула Кожина.
После Октябрьской революции тема взаимоотношений детей и театра начала широко освещаться в печати, в этой дискуссии принимали участие самые видные представители театральной среды того времени. Стараниями Натальи Сац и под её началом в 1918 году в Москве был основан первый детско-юношеский театр, а затем в столице при её поддержке в 1920 году появился первый Государственный театр для детей, который поначалу черпал свой репертуар главным образом в сказке, а позже под руководством уже Юрия Бонди встал на путь социально полезного театра.
— Важно, что впоследствии советский театр для детей всё-таки приходит к тому, что в репертуаре можно использовать как сказку, так и материал, рассказывающий про настоящую жизнь, и, конечно, классические произведения, — отметила Кожина. — А благодаря Наталье Ильиничне Сац, которая, несмотря на сталинские репрессии, не оставила свою театральную деятельность, в СССР было создано шесть детских театров, среди которых первый в мире драматический и первый в мире музыкальный театр.
Эпоха оттепели также оставила свой заметный след в истории советского детского театра. В 1956 году в Ленинграде педагог и режиссёр Матвей Дубровин, разработавший теорию комплексного воспитания ребёнка средствами театрального искусства, создаёт существующий по сей день Театр юношеского творчества (ТЮТ), где дети не только выходили на сцену как актёры, но и работали гримёрами, реквизиторами, костюмерами. В середине 50-х годов в московский Центральный детский театр (ЦДТ) в Москве в качестве режиссёра приходит культовый советский режиссёр Анатолий Эфрос, который за десять лет работы выпустил там 14 спектаклей, включая две сказки, и превратил ЦДТ в один из самых интересных и популярных театров столицы. В этот период он работал преимущественно с современной пьесой и выводил на сцену героев, которые говорили на языке, понятном как взрослым, так и подросткам.
Таким образом, в советскую эпоху по всей стране в крупных городах появляются профессиональные театры для детей и юношества — ТЮЗы, и постепенно у этих театров формируется определённый репертуар, где соседствуют спектакли для детей разных возрастов и взрослой публики.
По словам Кожиной, драматургия и проза довольно активно развиваются в последнее время, однако большинство российских детских театров не слишком охотно обращаются к этому материалу. Но есть примеры, когда сегодня пьесы наших современников или документальные спектакли появляются на сцене и имеют большой успех.
В начале уже нынешнего века в российском театре набрала популярность технология документального театра, в основе которой лежит раскрывающее личную историю интервью с героем — реальным человеком. Для подготовки таких спектаклей актеры встречаются с людьми, записывают на видео их истории, а потом пытаются передать не только слова, но и жесты, паузы, эмоции рассказчиков. Драматурги и актёры Красноярского ТЮЗа совместно написали пьесу и создали нашумевший спектакль «Подросток с правого берега», используя технику verbatim. Этот термин происходит от латинского наречия, означающего «дословно», «слово в слово». Эту же технику использовали в Кирове в театре «На Спасской» при создании спектакля «Я (не) уеду из Кирова». Эти спектакли во многом стали этапными для этих культурных институций и до сих пор служат предметом их гордости.
Также в первое десятилетие XXI века в театрах для детей и юношества появлялись спектакли в близком стиле — Class act. Это театральный проект для подростков, позволяющий ребёнку погрузиться в процесс создания спектакля в команде профессионалов, где взрослые уважают его и общаются на равных.
— В конечном итоге появляется современная драматургия, современный материал для детей и подростков, которые проникают в театр. А тому, что появляются новые пьесы, во многом способствуют конкурсы драматургии, например, такие как «Ремарка», в котором есть отдельная номинация — «Маленькая Ремарка». Она появилась не так давно с учётом того, что авторы сейчас создают много пьес для детей и подростков, — подчеркнула Кожина. — Кроме этого, в наши дни довольно бурно развивается детская и подростковая современная проза, появилось много издательств, которые занимаются этим направлением. Этот литературный материал, наряду с графическими романами и комиксами, также становится основой для спектаклей.
Современная драматургия и проза прорабатывают несколько актуальных тем, среди которых стоит особо выделить «школьную», появившуюся в литературе для детей и подростков в последнее время в большом количестве. В попытках отразить наше непростое время эти истории раскрывают тему травли, буллинга, недопонимания между школьниками и учителями и в самой детской среде.
— В основном к современному материалу в детских театрах сегодня обращаются молодые режиссёры, — резюмировала Кожина. — Они знают и понимают, какие пьесы и литература появляются в наши дни, следят за драматургическими конкурсами. Часто для постановки на сцене ими выбирается тот материал, где у героев есть выход из сложившейся ситуации, есть некая позитивная история, в которой найдены ответы на сложные для детей вопросы. Современные режиссёры также учитывают особенности нынешнего восприятия — клиповое мышление и влияние технологий. Также очень важно, что театр для детей и подростков сегодня, в отличие от советского театра, избегает назидательной позиции, нравоучений и пытается общаться со своей публикой на равных — зритель воспринимается режиссёром как сформировавшийся умный человек.
На первые лекции о современном театре в Ельцин Центре собралась преимущественно юная аудитория, которая живо откликнулась на заявленную тему. Драматург и профессиональный чтец «Маленькой Ремарки» Элина Петрова на первом практическом занятии максимально доступно рассказала об этапах рождения пьесы, формировании у автора образов героев, их мотивации и целей, построении сюжета. Затем предложила зрителям в качестве первого драматургического упражнения разбиться по парам и написать диалог, а после озвучить его. На следующем занятии по сторителлингу после игры в ассоциации участники мастер-класса увлечённо импровизировали на заданные драматургом темы.
18 и 19 ноября цикл, посвященный современному театру, продолжится лекцией «История развития драматургии от 90-х до настоящего времени». Драматург Дмитрий Тарасов расскажет о постсоветской драматургии девяностых и нулевых, а также о современной драматургии с 2010-х по сегодняшний день, а сценарист Тоня Яблочкина проведёт тренинги по написанию этюда на заданную тему и предложит попробовать себя в роли современного драматурга.