В книжном магазине «Пиотровский» в Ельцин Центре в Екатеринбурге 14 апреля состоялась творческая встреча с семейным и возрастным психологом, писателем Катериной Мурашовой. Многим родителям она знакома по повестям «Класс коррекции» и «Гвардия тревоги», которые отмечены национальными премиями России по детской литературе «Заветная мечта».
Мурашова – популярный, практикующий детский и семейный психолог, писатель, преподаватель. Родилась и живет в Ленинграде/Санкт-Петербурге. По первому образованию эмбриолог. С научными экспедициями объездила всю страну. Работала в зоопарке, цирке-шапито, на кафедре эмбриологии ЛГУ, в Институте экспериментальной медицины. Второе образование – возрастной психолог. Специализация – по медицинской и подростковой, семейной психологии. Более двадцати лет работает в обычной районной поликлинике Санкт-Петербурга. Член Союза писателей. Автор книг для подростков, а также книг и статей о взрослении и отношениях между родителями и детьми. Сама себя считает профессиональным рассказчиком историй.
О своем опыте и наблюдениях она рассказывает не только в книгах, но и в блоге электронной версии журнала «Сноб». Кроме того, Катерина ведет авторские вебинары и не устает ездить по стране и встречаться с родителями.
На встрече в Ельцин Центре она сразу попросила обозначить круг тем, которых должна коснуться в своей лекции. Вопрос возник один, но важный: как отвлечь детей и подростков от гаджетов и заинтересовать их текстом, увлечь чтением. В ходе лекции возникали вопросы об установлении границ, этапах взросления современного ребенка и о том, как стать «хорошими родителями», как помочь своему ребенку.
Катерина сразу предложила всем родителям успокоиться, потому что находясь во встревоженном состоянии, трудно быть объективными. Она сама мать молодого человека, с которым прошла все этапы «залипания» на гаджетах. С иронией и юмором она рассказывала поучительные случаи из своей практики. Обозначила современные тенденции отношения детей и подростков к гаджетам, их раннюю пользовательскую продвинутость, рассказала и о своем опыте приобщения подростков к тексту. Призвала родителей быть последовательными: а то сначала родители вручают малышу гаджет, чтобы он не надоедал, а потом не могут оторвать подростка от интернета.
Рассказав об имитационном механизме развития личности, она предложила формировать такую атмосферу в доме, которая будет соответствовать необходимым требованиям. Дети подражают взрослым, так проходит процесс обучения с первых месяцев жизни. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал, читайте сами. Хотите чтобы он двигался, проводил много времени на свежем воздухе, поддержите собственным примером. Гаджеты выходят на первый план тогда, когда родителям некогда заниматься ребенком. Внимание, которое вы сэкономили на ребенке, через годы обернется потерей гораздо больших сил и времени.
Народная мудрость не зря говорит, что воспитывать ребенка надо, пока он поперек лавки лежит. И действительно, лектор назвала несколько случаев из своей практики, когда ребенок, еще не научившись говорить, уже вполне умело обращался с гаджетом. Чтобы ребенок заговорил, с ним надо разговаривать.
Катерина рассказала о любопытном эксперименте, который провела несколько лет назад: на восемь часов забрала у группы из шестидесяти восьми подростков все имеющиеся гаджеты. Результат превзошел все ожидания. Подростки на физическом уровне переживали синдром отмены: тошнота, головокружение, слабость, холодный пот, тремор конечностей, «песок» в глазах. Многие не выдерживали, сходили с дистанции. До конца эксперимента дотянули три подростка. Тревожный симптом, который оказался знаком каждому родителю.
Другой эксперимент был посвящен общению родителей с подростками. Результат показал, что в среднем родители общаются со своими детьми одиннадцать минут в день. Более того, для начала опросили родителей, о чем они говорили с детьми в один конкретный вечер. А потом опросили детей, чтобы узнать, о чем говорили с ними родители. Так вот оказалось, что это были совершенно разные разговоры. Дети воспринимают их совсем иначе, чем взрослые, неприятные темы попросту вытесняют из сознания.
– Что происходит с нашими детьми? Они объекты наших родительских тревог, – резюмировала Катерина Мурашова. – Их нужно кормить, воспитывать, дать им хорошее образование. Купить прописку, чтобы попасть в хорошую школу. В седьмом классе начать готовиться к выпускным и вступительным экзаменам. Учителя относятся к своим ученикам так же, для них ученики такие же объекты приложения сил. А детям, особенно подросткам, хочется быть субъектами. А где они могут ими быть? Там! В интернете, где им всегда рады. Там не спрашивают про успеваемость, прибрался ли ты в комнате, вынес ли мусор, погулял ли с собакой. Ничего этого не спрашивают. Канал открывается, и ребенок погружается в него с головой. Он там такой, каким хочет быть, а не такой, каким его хотят видеть родители. Я вчера была у вас в Музее Бажова. Он абсолютно пустой. Там были только я и девушка смотритель. Она рассказала, что Бажов работал в «Крестьянской газете», и со всех окрестных сел в редакцию приходило до шестьсот писем ежедневно. Никто никогда ничего не спрашивал у крестьян. Они всегда были объектами. Но вот, с ними заговорили о них, в их газете. Открылся канал – люди захотели высказаться. И это в то время, когда большинство крестьян не умели ни писать, ни читать. А теперь подумайте, хотят ли с вами говорить ваши дети, если из тех одиннадцати минут ежедневного общения семь посвящены требованиям и порицаниям. Только три минуты подростки оценивают как позитивное общение. «Крестьянская газета» обещала новый мир. Интернет – это новый мир. Сейчас не открывают новые земли. Сейчас совершенствуют гаджеты, чтобы виртуальный мир был все более доступным и привлекательным. Эксперимент показал, что интернет формирует жесточайшую зависимость. Родители должны это понимать и держать руку на пульсе.
Опытный психолог посоветовала родителям: хотите быть моральными, интеллектуальными авторитетами, становитесь продвинутыми пользователями и старайтесь хоть чуть-чуть, но опережать своих чад.
И более того, как бы вы не любили своих детей, как бы вы не хотели раствориться в них, у вас всегда должна быть своя насыщенная жизнь, свое личностное развитие. Только тогда вы будете с ребенком на одной волне и избежите созависимых отношений.
Вопросы у родителей не заканчивались. Ведущий несколько раз объявлял «последний вопрос». Самые «озабоченные» родители остались, чтобы задать свои вопросы известному психологу наедине. Тех, кому хотелось узнать что-то еще помимо заданной тематики, лектор пригласила на свою встречу с учащимися гимназии № 5, одного из старейших образовательных учреждений города.
Встречу завершила традиционная автограф-сессия. Желающие могли приобрести и подписать у автора книги, вышедшие в серии «Самокат для родителей» издательства «Самокат».
В Ельцин Центре регулярно проходят мероприятия для детей, лекции для родителей, мастер-классы для всей семьи, детские праздники. Ознакомиться с их анонсами можно в разделе «Расписание».
23 апреля приглашаем на кинопоказ знаменитого французского научно-популярного фильма «Микрокосмос», который представит научный журналист Ася Казанцева.