День российского кино, который отмечается 27 августа, Ельцин Центр в этом году решил отпраздновать вместе с авторами и ведущими телепрограммы «На ночь глядя» Борисом Берманом и Ильдаром Жандарёвым, чтобы зрители получили уникальную возможность встречи и общения с людьми, которые знают об отечественном кинематографе почти всё.
Трижды лауреаты премии «ТЭФИ» и члены Российской академии кинематографических искусств «Ника» Борис Берман и Ильдар Жандарёв, чей творческий дуэт существует с 1992 года, в качестве авторов, режиссеров и ведущих в разное время выпускали популярные программы на крупнейших телеканалах страны, а с 2003 года по настоящее время работают на Первом. Их авторская передача «На ночь глядя» за это время выходила в эфир около 350 раз.
Известные телеведущие привезли в Екатеринбург специально подготовленную программу «По ту сторону телеэкрана, или "Не хотелось бы никого обижать…"», включающую диалоги о кино и телевидении, фрагменты авторских фильмов и передач, ответы на вопросы зрителей. Завершилась встреча в Ельцин Центре показом снятого Берманом и Жандарёвым в 90-е годы документального телефильма «Фантазия на темы "Бриллиантовой руки"».
— Вдвоём мы работаем очень давно, но нам это даётся нелегко, потому что мы два очень разных человека, у нас разные мнения почти по любому вопросу, — рассказал на встрече в Ельцин Центре Ильдар Жандарёв. — Однако это хорошо, потому что так любая идея проверяется на прочность. Мы оба сомневающиеся люди, но когда сомневается один, то второй вынужден сразу начинать мыслить продуктивно, объясняя, почему именно это идея правильная.
Берман при этом добавил, что у него до прихода на телевидение за плечами был большой опыт работы в советской прессе, а совместная телевизионная работа с Жандарёвым начиналась на канале, который был создан благодаря Борису Ельцину и раньше назывался РТР, а теперь — ВГТРК. По словам телеведущего, 90-е годы лично для него стали временем необычайного, невероятного счастья и возможности творить.
— Сегодня мы в первый раз были в Музее Бориса Ельцина, для меня он стал музеем и моей жизни. Самые драматичные моменты биографии первого российского президента оказались связаны с поворотными моментами в моей судьбе и, думаю, что и в судьбе Ильдара, — отметил Берман. — Мы на российском телевидении тогда мечтали и испытывали счастье от того, что можем в прямом эфире творить, говорить правду и делать то, что хочется. Мне кажется, что такого документального фильма как «Фантазия на темы "Бриллиантовой руки"» сегодня мы бы не смогли снять, поскольку внутренний редактор, который уже прописался в нас, всё бы пресёк.
Телеведущие в ходе встречи со зрителями рассказали удивительную историю, связанную с другой их документальной лентой 1996 года, которая называется «Парадоксы Алексея Германа». После выхода фильма, где режиссёр выступил с резкой критикой действительности, Герман получил приглашение на личную встречу от Анатолия Чубайса, а затем и деньги на то, чтобы завершить картину «Хрусталёв, машину!».
С 2001 года и до последнего времени Берман и Жандарёв работают в жанре телевизионного интервью и характеризуют свою работу как кропотливую и очень трудоёмкую. К каждому эфиру они подолгу и тщательно готовятся, продумывая драматургию разговора, изучая собеседника. Ведут в спорах поиск того, чего необходимо добиться в ходе разговора, поскольку каждый раз считают важным создать миф о человеке или, напротив, развеять его.
— Сначала у нас была программа, которая называлась «Без протокола», мы выходили в прямой эфир ежедневно с понедельника по четверг, — напомнил зрителям Берман. — В ту пору у нас на передаче побывали практически все политики современной России, кроме президента Путина. Многие хотели попасть в эфир программы «Куклы» и к нам, но мы приглашали далеко не всех. Тогда же Жандарёв стал объектом ужасного бандитского нападения, и я думаю, что кому-то мы всё же перешли дорогу.
Телеведущие подробно рассказали о своей творческой кухне и нюансах подготовки к телеинтервью, поделились деталями, которые особенно запомнились им из-за нестандартного поведения собеседников или неожиданных последствий. Например, в ходе прямого эфира известный тогда политик Ирина Хакамада не сумела правильно ответить на вопрос, сколько стоит билет на одну поездку в московском метро, а на следующее утро заседание Государственной думы РФ началось с того, что спикер довёл до сведения депутатов действующие на тот момент цены на хлеб, молоко и проезд в общественном транспорте.
Зрители также смогли увидеть наиболее яркие фрагменты интервью с Валентином Гафтом, Татьяной Догилевой, Лией Ахеджаковой, Константином Хабенским, Анастасией Волочковой и Григорием Лепсом, где самыми разными творческими приёмами телеведущим удалось высветить и подчеркнуть уникальные черты характера собеседников либо уровень их интеллекта, развенчать или создать миф о герое передачи.
— Сейчас на просторах интернета работает очень много интервьюеров, все считают, что можно взять микрофон, начать задавать вопросы, а потом это всё смонтировать. А наши интервью — это «здесь и сейчас» и никакого монтажа. Это всегда был принцип, которым мы руководствовались, — подчеркнул Берман. — Мы стараемся в беседе с кем-либо от частного перейти к общему и показать характер собеседника, пользуясь открытой информацией о нём, чтобы зритель в итоге увидел живого человека.
Известные телеведущие перед встречей со зрителями побывали на экскурсии в Музее Бориса Ельцина, после которой поделились впечатлениями об экспозиции с корреспондентом сайта Ельцин Центра.
Борис Берман:
— Это музей про мою жизнь, я всё это прожил. Должен сказать, что если бы не Ельцин, не те исторические или божественные силы, которые выдвинули его на авансцену истории, то непонятно, как сложилась бы моя жизнь. Совершенно точно, она сложилась бы иначе или не сложилась вовсе. Если бы не Ельцин — не было бы российского телевидения, а не было бы российского телевидения — я бы не бросил работу в печатной журналистике и не начал бы новый жизненный этап.
Я прочитал недавно, что человек всегда либо ностальгирует, либо гонится за утопией. В важные исторические моменты люди выбирают утопию. Борис Николаевич Ельцин подарил нам эту утопию, и это был ценнейший подарок, а как всё в итоге реализовалась — каждый уже решает и оценивает сам. Думаю, что сейчас не время и не место давать оценку историческому наследию Ельцина и тому, во что превратилась эта утопия, и почему теперь её заменила ностальгия. Но это ощущение счастья от утопии в музее замечательно представлено.
Еще хочу сказать, что это очень живой музей. Когда я сегодня ходил вместе с директором музея Олегом Лутохиным по залам, то понимал, что я вдруг начинаю вести спор с Ельциным, вступаю с ним в дискуссию о том, что он сделал правильно, и о том, что, на мой взгляд, было сделано неправильно. Ельцин здесь не музейный экспонат, он — живой человек. Музей должен вызывать в посетителе именно такие чувства. Здесь нет нафталина, а есть дыхание жизни, движения политика, которого я воспринимаю как реального человека, совершавшего ошибки.
Я с очень большим интересом отношусь к музеям историческим и, бывая за границей, чаще иду именно в такие музеи. Должен сказать, что Музей Бориса Ельцина стоит на уровне лучших исторических музеев, потому что в нем есть мысль и образ. Это сочетание мысли, которая действует на сознание, и образа, который действует на душу, подкупает в музее, его авторы действительно прекрасно поработали.
Ильдар Жандарёв:
— Поход в музей — это всегда событие. Ты чего-то ждёшь, находишься на каком-то эмоциональном подъёме. И вот я в Музее Бориса Ельцина. Конечно, я понимал, что буду перелистывать страницы своей жизни здесь, в этом здании. Это такой взгляд и в прошлое страны, и в себя, в своё прошлое. Я готовился к внутреннему самоотчету перед самим собой, чтобы сравнить, какой ты сейчас, а какой был тогда.
Очень важным мне показался раздел, который посвящён общей истории России, все исторические вехи тут представлены качественно и ёмко. Особое впечатление и массу эмоций вызывает зал, где показаны три дня августа 1991 года, и замечательно, что в этой инсталляции баррикады так овеществлены. Делая каждый шаг по этому залу, я вспоминал себя идущим по лестнице Белого дома, куда я приехал 19-го числа. Всё заново встаёт перед глазами, воплощенное в деталях того времени.
Сильное впечатление производит и зал пустых прилавков. Я жил в стране, где в магазинах было пусто, я знаю, что это такое, поэтому завидую молодым, которым представить это невозможно, которые живут в стране, где в магазинах всё есть — были бы деньги. А была страна, когда желания были — и деньги были, — но ты ничего не мог купить. Именно поэтому ощущение пустого прилавка нужно почувствовать, и замечательно, что оно здесь воссоздано. Человек, делая шаг в этот зал, попадает в машину времени и может получить исторический опыт, который иначе сейчас получить никак нельзя.
Я благодарен создателям этого музея и снимаю перед ними шляпу за это путешествие вглубь себя, за возможность понять, что с тобой случилось за это время. Много чего произошло с нами и со страной, и всё это представлено в экспозиции, всё встаёт перед глазами.