В Ельцин Центре 24 мая прошел первый поэтический фестиваль, посвященный памяти поэта Иосифа Бродского. На вечер пришли более пятисот человек.
День Бродского в Ельцин Центре
Видео: Александр Поляков
Днем в атриуме Ельцин Центра, рядом с импровизированной эстрадой, начал работу художественный мастер-класс изостудии «Полосатый кот». Юные художники от 6 до 12 лет рисовали иллюстрации к «Балладе о маленьком буксире» – первому опубликованному стихотворению Иосифа Бродского. А в это время в холле кино-конференц-зала шли последние приготовления к открытию выставки, посвященной поэту.
Именно открытием выставки известного скульптора Николая Предеина официально открылся «День Бродского» в Ельцин Центре. Об этом в 16.00 объявил директор Арт-галереи Илья Шипиловских и передал слово мэру города Евгению Ройзману, одному из инициаторов проведения Дня Бродского в Екатеринбурге.
– Я рад, друзья, что выставка состоялась. Николай – замечательный скульптор, ему одинаково удаются и мелкая пластика, и крупные формы. Он автор нескольких работ, которые хранятся у меня в коллекции, что-то в коллекции Дмитрия Пумпянского. Это портреты в бронзе Пушкина, Виталия Воловича, Миши Брусиловского, Вити Махотина. Мало кто знает, в 2009 году Николай Предеин проиллюстрировал «Мертвые души» Гоголя. И иллюстрации были признаны лучшими иллюстрациями. Когда я увидел его работы, посвященные Бродскому – всего десять листов, на каждом Бродский –разный, я подумал, что обязательно надо продолжать. Николай –настоящий мастер. Я рад, что мы открываем его выставку в день рождения Иосифа Бродского, нашего с ним любимого поэта.
Мэр города передал микрофон автору уникальных графических портретов Бродского – Николаю Предеину:
– Скажу кратко. Бродский – это целый мир и иногда он больше, чем мир. Он был отдельной личностью, большим, искренним поэтом. Он как-то смог уложить весь мир в стихи и ничего в них не скрывал. Портреты Бродского – это темы и вариации, его состояния, малейшие движения лица, души, внутреннего наполнения. У меня не было возможности писать его с натуры. Я видел только его фотографии. Валентина Полухина, его биограф, просмотрев мои рисунки, сказала, что у нее много фотографий Бродского, и на всех он разный. И у меня он в каждом рисунке другой – на этом мы с ней сошлись.
Дина Сорокина – директор Музея Б.Н. Ельцина, поздравила всех с днем рождения любимого поэта, рассказала, какие мероприятия ждут гостей Ельцин Центра, поблагодарила Николая Предеина за представленные работы:
– Мы были в Музее невьянской иконы, и уже прощаясь, Евгений Вадимович сказал: «Давайте проведем День Бродского в Ельцин Центре?!» Я ответила – «Давайте!» Это было два месяца назад. А сегодня мы празднуем день рождения любимого поэта. Я познакомилась с работами удивительного художника, скульптора, замечательного поэта Николая Предеина. Сегодня мы с вами будем читать стихи, послушаем переложенные на музыку стихи Бродского в исполнении Наума Блика. И посмотрим замечательный фильм о Бродском.
Дину Сорокину у микрофона сменил первый заместитель главного редактора «Российской газеты» Юрий Лепский:
– День рождения Бродского стал общероссийским и даже международным праздником. Но этот праздник сегодня особенный. Впервые день рождения поэта празднуется не в Питере, где он родился; не в Москве, где он часто бывал; не в Венеции, не в Нью-Йорке; а городе, где он никогда не был. Прошло двадцать лет со дня его смерти, а у меня складывается ощущение, что только сейчас мы начинаем по-настоящему открывать его поэзию для себя. И покуда есть у нас в Отечестве такие замечательные лица, умные глаза, внимательные умы, Бродский будет востребован, и о нем будут помнить.
После открытия выставки Николай Предеин дал небольшое интервью сайту Ельцин Центра.
– Николай Петрович, почему Бродский? Есть какая-то история, связанная с этим?
– Никакой специальной истории нет. Просто я люблю стихи Бродского. И работая над образами Пушкина, Гоголя, логично было бы приняться за Бродского.
– Когда появился первый рисунок?
– Относительно недавно, полтора-два года назад. Первую книжку Бродского я прочитал в 1993 году. До этого мне попадались какие-то осколки стихов и фотографий. Сначала стали известны его взаимоотношения с Советской властью, а тексты пришли значительно позже.
– Что-то происходило с вами, когда вы погружались в Бродского?
– Жаль разочаровывать – ничего мистического. Просто сам по себе Бродский для скульптора интересный материал: его лицо, голова, руки, его нос, рисунок рта – хочется их лепить. Начал с головы. Много было предварительных работ, потом появились эти рисунки.
– Как они выполнены? Такая тонкая уверенная линия.
– Специальная игла и краска. Легкий нажим, и линия становится толще. Я много тренировался, пока не приноровился писать одной линией. Это, конечно, малая часть того, что делалось. Изображение очень подвижное, любая капля или случайная линия могут испортить его. Приходилось врабатываться, и не было времени на раздумья.
– Работа завершена? Что дальше?
– Она будет продолжаться. Бродский не отпускает. А сама выставка 11 июня откроется в уже Михайловском, имении Пушкина.
– Мне кажется, или он, действительно, похож на Пушкина?
– Похож. Эти африканские, выпуклые глаза. Нос с горбинкой. Курчавый волос. Сходство есть, но оно невольное.
Несмотря на необычную в Екатеринбурге жару, на открытие выставки пришло много горожан и гостей города. От летних нарядов, легких туфелек и модных шляп пестрело в глазах. Дресс-код не был объявлен, но некоторые дамы-участницы поэтической эстафеты были в вечерних платьях.
«Бродский-эстафета» началась 16.30 в прохладной части Атриума, на импровизированной эстраде под мощным вытянутым в пространстве экраном, где транслировались фотографии Бродского разных лет. Открыл ее Юрий Казарин – поэт, профессор филфака УрФУ имени Б.Н. Ельцина, завотделом поэзии журнала «Урал». Он признался, что специально не готовился к эстафете, но знает о Бродском так много, что может говорить часами. Он рассказал о тех временах, когда стихи Бродского ходили в списках на папиросной бумаге; и о том, как купил последний экземпляр первой книжки Бродского в киоске «Союзпечати» на углу Комсомольской и Малышева и буквально не мог выпустить ее из рук. Евгений Ройзман рассказывал, как перепечатывали стихи Бродского в общаге с женой Юлией на югославской пишущей машинке, подложив по нее одеяла, чтобы не был слышен стук клавиш.
В поэтической эстафете участвовали Надежда Колтышева – драматург (журнал «Урал»), Константин Комаров – поэт, Олег Ягодин – лидер группы «Курара»; поэтесса Екатерина Симонова – как настоящая поэтесса она прочла целых три стихотворения. Поддержали «Бродский-эстафету»: Вера Тарасова – директор журнала «Бизнес и жизнь», Евгений Енин – ведущий интервьюер «4 канала», Ирина Киселева – журналист «Эха Москвы», Ринат Низамов – главный редактор e1.ru, Екатерина Сибирцева – начальник Управления образования, Татьяна Флеганова – учредитель организации «Особые люди», Ирина Росинская – руководитель Медиацентра Дворца молодежи, Елена Горобинская – руководитель PR-отдела Свердловской филармонии, Аркадий Застырец – поэт, драматург, Сергей Ивкин – поэт, Игорь Сахновский – писатель, поэт, Денис Каменщиков – тележурналист. Самой юной участнице эстафеты Еве – было семь лет. Самой старшей участнице – актрисе-кукольнице Нине Анчаровой – семьдесят. Она читала стихотворение «Ангел» с куклой Иосифа Бродского, которая была изготовлена за ночь до выступления.
Стихотворение Бродского «24 мая 1980 года» (…Я входил вместо дикого зверя в клетку…) на английском языке прочла директор Музея Б.Н. Ельцина Дина Сорокина. Это же стихотворение на русском –исполнительный директор Президентского Центра Александр Дроздов. На грузинском языке стихотворение «Не выходи из комнаты» прочла студентка журфака Хати Такидзе. Непрофессиональные чтецы выходили из зала и читали свои любимые стихи. Если бы не концертная программа, «Бродский-эстафета», по мнению ведущего Юрия Казарина, могла бы продолжаться не один день. Видя такое единодушие пришедших почтить память любимого поэта, руководители Президентского центра приняли решение сделать «День Бродского» в Екатеринбурге ежегодным поэтическим фестивалем.
Поэтическая эстафета в День Бродского в Ельцин Центре
Видео: Александр Поляков
Самыми необычными исполнителями поэзии Бродского стали рэпер и поэт Наум Блик и музыкальное трио Дениса Галушко.
Но зрители не расходились, поддерживая исполнителей аплодисментами. В сумерках – Наум Блик за роялем, вокруг сценический дым и музыканты, исполняющие музыку «вживую». Некоторые стихи Бродского мог бы читать только сам Бродский, удерживая ритм на краю музыки. Поклонникам поэзии Бродского было особенно приятно, что Наум Блик берется за самые сложные стихотворения. Музыкантов не отпускали со сцены, и только когда уже в кино-конференц-зале начался фильм о Бродском, зрители стали перемещаться в зал.
Фильм-прощание с Иосифом Бродским «Ниоткуда с любовью. Воспоминания об Иосифе Бродском» представила автор фильма Елена Якович. В картину вошли материалы, оставшиеся «за полями» известного фильма Елены Якович и Алексея Шишова «Прогулки с Бродским», снятый в Венеции в октябре 1993 года, а также фрагменты поминальной службы в Кафедральном соборе Нью-Йорка. После фильма в глубокой тишине Елена Якович сказала, что, когда монтировали фильм, и пришла видеосъемка поминальной службы, она еще не знала, кто эта женщина, на протяжении всей службы играющая на рояле.
– Потом я поняла, что это всемирно известная пианистка Елизавета Леонская, подруга Бродского, для которой это совершенно личная история. У нее был концерт в Нью-Йорке, и она – последний человек, который видел Бродского живым. Она звала его на концерт, но он отказался, не любил Чайковского. Был веселым, шутил. Ночью ей позвонили и сказали, что Иосиф умер. Совсем недавно я была на ее концерте, подарила ей этот фильм, извинившись и объяснив, почему ее имени нет в титрах.
– Сколько вам было лет, когда вы снимали этот фильм?
– Первый фильм мы снимали в 1993-м, мне было 34 года.
– Самое яркое ваше впечатление от общения с Бродским?
– Мне кажется, после встречи с ним, после этих съемок, моя жизнь постоянно связана с ним. И он там сверху посматривает за мной. Подает какие-то знаки, и я это чувствую. Потом исчезает надолго.
– Почему все-таки его похоронили в Венеции?
– Когда он умер, не было никакого завещания. Но он очень любил Венецию, приезжал туда каждый год. Мария, его супруга, – итальянка. И это как-то правильно: что ни в России, ни в Америке, а ровно посередине. А то, что выбрали кафедральный католический собор, то, думаю, что это потому, что Мария католичка. В этом храме прощались с Уистеном Хью Оденом, а Бродский очень любил Одена. Бродский не принимал католичества, ему это было совершенно ни к чему.
– Его дочь видела этот фильм?
– Когда Бродский умер, Анне-Марии было два года, сейчас она посмотрела фильм, спустя двадцать лет. Она не говорит по-русски, но в фильме были титры на английском. Сейчас это красавица с фиолетовыми волосами. И конечно, она рада увидеть своего отца. Она впервые видела его живым, говорящим, двигающимся. Он хотел этот фильм, это где-то свыше было решено. Ему это было интересно, и фильм сложился.
– Что он чувствовал по отношению к России? Он говорил с вами об этом?
– Я себя чувствую в странной роли, ведь могу говорить только о собственных ощущениях. Мне кажется, он был, конечно, гражданином мира и говорил, что неважно, где родиться, хотя это важно. Он очень переживал, следил за событиями в России. Про Питер говорил – «родной город». Про Россию – «Возлюбленное Отечество». Все было ясно и прозрачно.
– Он ведь мог вернуться в 90-е? Он говорил с вами об это?
– Он давал тысячи объяснений каждый день. У меня есть своя версия. Бродский режиссировал свою жизнь и в какой-то момент принял решение строить ее на невозвращении. Вот, как Солженицын построил свою жизнь на возвращении, так Бродский – на невозвращении. Он очень боялся, что из его возвращения устроят какую-нибудь пошлость. И очень этого не хотел.
Вопросы не заканчивались, вопросов было много. К моменту закрытия кино-конференц-зала, пока публика еще не разошлась, исполнительный директор Президентского центра Б.Н. Ельцина Александр Дроздов официально объявил, что 24 мая – в день рождения поэта – в Ельцин Центре ежегодно будет отмечаться «День Бродского».