Весной 2023 года отдел инклюзии в Ельцин Центре и отдел музейной педагогики Музея Бориса Ельцина пригласили подростков 12–14 лет с опытом миграции принять участие в проекте «Давай попробуем».
Несколько учащихся из 49-й общеобразовательной школы Екатеринбурга, в большинстве своём из Центральной Азии, раз в неделю приезжали в Ельцин Центр на музейные занятия в сопровождении своего классного руководителя Азизы Мирзоевой. Занятия проводили директор Музея Бориса Ельцина Анна Бородулина, руководитель отдела музейной педагогики Екатерина Трапезникова и ведущий специалист арт-галереи искусствовед Юлия Чертихина. Кураторами проекта выступили руководитель отдела инклюзии Евгений Кутергин и специалист по инклюзии Валерия Созонова.
Ребята на занятиях подробно изучали, чем отличается музей от галереи, какими бывают музеи, какие предметы становятся экспонатами и что они могут рассказать о своём прошлом. Кроме того, каждый участник попробовал создать свой собственный музей. Для этого они принесли несколько любимых вещей из дома на одно из занятий и постарались составить атрибуции – короткие описания ценных для них предметов.
Что стало первыми экспонатами в их домашнем музее?
Зидан принёс вещи, которые ему подарила бабушка. Скид – национальный головной убор с вышитым узором в основном красного и зелёного цвета. А джурабы – высокие, шерстяные носки, также с национальным узором. Ценными они стали для подростка потому, что напоминают о бабушке и о родине.
Скиды от бабушек Нурика и Нины ещё дважды становились экспонатами домашнего музея. А также плетёные национальные браслеты, сделанные любимой тётей Нины, оставшейся на родине. Акбар принёс светло-зелёные щитки для ног, которые ему подарил папа. Он использует их, когда играет в футбол. И ему приятно, что папа позаботился о его безопасности. Во время игры может случиться всякое, а с ними Акбар надёжно защищён.
Садия принесла кольцо с блестящим камушком, которое подарила сестрёнка из Оша. Оно дорого именно тем, что напоминает и о сестре, и о родном доме. Экспонатами становились и такие простые повседневные предметы как простой чертёжный карандаш (Амриддин) – подарок учительницы, и резинка для волос, которую Фарахноз подарила старшая сестра из Таджикистана. Кадридин атрибутировал наручные электронные часы, подаренные другом пять лет назад. Они ему по-прежнему дороги. Он говорит, что давно не виделся с другом. Мухаммад принёс игрушечный пистолет, подаренный ему папой в пять лет, и описывал его. Сегодня он относится к нему не как к игрушке, а как к музейному экспонату, хоть и из домашнего музея.
Проект завершился изданием каталога «Ценные вещи», в который вошли все описанные предметы из, возможно, начинающихся домашних коллекций. 26 мая состоялась его презентация. Следует отметить, что сегодня не все выставки имеют свои каталоги. А вот участники проекта смогут теперь не без гордости показать его друзьям и родителям как результат полезного и очень важного дела.
Мы знаем из книг и фильмов, что у героев всегда есть сундучок на чердаке или под кроватью, в котором хранятся дорогие им вещи. Сегодня и наши герои положили начало коллекциям. Но ещё вероятнее, что кто-то из этих ребят станет музейным хранителем, историком или музейным педагогом. Теперь они знают эти профессии изнутри. Осталось подтянуть русский язык, но классный руководитель уверена - они постараются.
Руководитель проекта Евгений Кутергин говорит, что его порадовало, что одноклассники оказывали друг другу поддержку во время занятий, подсказывали, как правильно писать некоторые слова, поддерживали выбор всех участников. Ему бы хотелось объединить участников этого проекта с другими группами, чтобы их творческие занятия продолжались. Впрочем, ребята и сами хотели бы продолжить занятия в Ельцин Центре в следующем году.