Дарья Костина — о комнатных растениях в советском быту и в искусстве

22 июня 2022 г.Наталья Шурмина
Дарья Костина — о комнатных растениях в советском быту и в искусстве

Комнатные растения стали для человека не просто украшением интерьера, к ним относятся как к живым существам — дают имена, разговаривают, наделяют характером, который становится отражением характера владельца. В произведениях искусства эти особые отношения, особая связь проявляют себя очень ярко, считает искусствовед Дарья Костина.

Лекция руководителя выставочного отдела Музея истории Екатеринбурга, преподавателя кафедры истории искусств и музееведения УрФУ Дарьи Костиной «Комнатные растения в советском быту и в искусстве: двойники или разные сущности?» стала частью публичной программы выставки «Сады Рейшера», которую Ельцин Центр реализует совместно с проектом «Территория авангарда» при поддержке благотворительного фонда Владимира Потанина.

Костина пояснила, что её выступление основано на исследовании книг о растениеводстве и комнатном цветоводстве, фотографий и произведений искусства, появлявшихся в разные периоды советской эпохи. В комплексе они позволяют понять, где были точки соприкосновения жизни и искусства, а где художественная репрезентация идёт в разрез с реальностью, задокументированной в фотографиях. Однако искусствовед призналась, что представила публике свой субъективный взгляд на предмет исследования, с которым можно спорить.

— Комнатное растениеводство зародилась в России еще в XVII веке, во времена правления Петра I, и служило украшением пространства домашних и общественных интерьеров. Практически сразу комнатные растения начали появляться в произведениях изобразительного искусства, выполняя функцию отражения и репрезентации повседневности. Однако после революции, в 20-е годы начинается борьба за новый быт, объявляется война мещанству и вещизму, привязанности к предметной среде. Конструктивисты минимизируют в домах кухни и личное пространство, за «облегчение» быта также выступают советские художники-авангардисты.

Костина призналась, что ей не удалось найти произведения изобразительного искусства этого периода, где фигурировали бы комнатные растения. Однако фотографии свидетельствуют, что они остались в повседневной практике, продолжали сопровождать человека как в жилых, так и в общественных пространствах, хотя и были в то время одним из главных символов мещанства и прошлой, дореволюционной жизни.

Но уже в 30-е годы риторика меняется. В предисловии к изданной в 1936 году книге по домашнему растениеводству звучит новый лозунг: «жить стало лучше, жить стало веселее», поэтому можно заняться бытом, сделать своё личное пространство более уютным с помощью комнатных растений.

— На сделанной в этот период официальной фотографии мы видим, как советский партийный и государственный деятель Андрей Жданов голосует на выборах в Верховный Совет СССР. При этом избирательный участок похож на оранжерею — кругом цветы в горшках и в вазах. На портрете академика Павлова работы художника Михаила Нестерова знаменитый учёный изображён в домашней обстановке рядом с его любимым цветком. Буйно цветущая кампанула — равноценный герой картины. Изображение комнатного растения на полотне приобретает особый глубокий смысл. С одной стороны, цветок — живой персонаж, с которым Павлов как бы общается, а с другой — это отсылка к созидательной роли учёного.

Костина отметила, что в период Великой Отечественной войны на большом количестве фотографий, связанных с жизнью в тылу, можно увидеть комнатные растения в разных обстоятельствах и разных типах пространства. На репортажном снимке с митинга, посвященного отправке бойцов на фронт, запечатлён спортивный зал, буквально уставленный специально принесенными туда комнатными растениями, чтобы оживить пространство. Вторая половина 40-х годов — восстановление хозяйства, привычного уклада жизни в среде, где одновременно витают трагедия и надежды на светлое будущее. Изданная в 1948 году книга «Комнатное цветоводство» — очень интересный документ эпохи. Во введении к этому изданию появляется важный нарратив: в СССР цветы — символ радости, бодрости, жизни, они облагораживают человека.

— 50-е годы — это волна возврата к дореволюционному мещанству как олицетворению мирной, сытой и счастливой жизни. Быт меняется, в нём уже нет аскетизма, в моду входят ковры, вышивка, картины на стенах, а комнатные растения становятся важным атрибутом комфортного жилого пространства. Легитимизация мещанства явно прослеживается в изобразительном искусстве. Работа Александра Лактионова «Переезд на новую квартиру» («В новую квартиру») — одна из самых известных картин художника и знаковое полотно соцреализма. Фикус, который после революции был символом мещанства, становится одним из главных героев произведения, он на первом плане.

Хрущёвская оттепель породила новую волну критики вещизма, повсюду звучат призывы к отказу от привязанности к быту, к материальной среде, к материальным ценностям.

— Это время новой романтики, походной жизни, любви к природе, в тренде спартанские условия. На одной из работ классика советской фотожурналистики Всеволода Тарасевича заметен новый ракурс на присутствие цветов в горшках в интерьере. Комнатное растение воспринимается уже не как обязательный атрибут, а как факультативный элемент. В центре внимания находится человек. В 60-е годы мы видим этот новый взгляд и на картинах Лактионова. Меняется подход художника к построению сцены, к созданию образного слоя. Под влиянием новой оптики, новой эпохи в работах художника бытовых подробностей становится значительно меньше, комнатные растения уже не притягивают взгляд, они вписаны органично.

В 70-е годы, в эпоху застоя, происходит возврат к материальной составляющей жизни, просыпается интерес к дефицитным статусным товарам. Костина подчёркивает, что в произведениях искусства появляется лейтмотив духоты, на фотографиях мы вновь видим переполненность пространства вещами, а в книгах по растениеводству начинает доминировать прагматическая сторона, акцентируется именно польза домашних растений.

— Репрезентация комнатных растений в искусстве начинает особенно сильно отличаться от фотографических произведений, поскольку, на мой взгляд, в это время в живописи появляется много идеализации, которую можно рассматривать как способ ухода от окружающей разочаровывающей реальности. Очень важной для понимания духа эпохи мне кажется работа известного уральского художника Миши Брусиловского «Девочка с аквариумом». На ней так много всего, что комнатное растение — алоэ — в глубине композиции не так легко разглядеть. Картина очень хорошо передаёт атмосферу духоты, возврата к вещизму, и в этой среде комнатное растение становится спутником главной героини и молчаливым свидетелем её внутренней, духовной жизни.

Соцреализм в 80-е годы всё еще по инерции продолжает тенденцию к ретроспективности и идеализации, но в обществе уже назревают перемены, связанные с перестройкой. Этот ветер перемен хорошо чувствуется в работе уральского художника Анатолия Ладнова, где главная героиня, обновляя дом, красит рамы не в традиционный белый цвет, а в жёлтый, который ассоциируется с чем-то ярким и позитивным.

— Совпадали ли представления и способы репрезентации комнатных растений в быту и в искусстве? На мой взгляд, скорее нет, — резюмирует искусствовед. — Мне кажется, что произведения изобразительного искусства не могут быть источниками знаний о реальных практиках повседневности, но отражают представления о том, что у всех комнатных растений есть свой характер, который становится зеркалом характера владельца, а между растением и владельцем складываются особые отношения, особая связь. Это всё особенно ярко себя проявляет в произведениях искусства, где мы видим человека и комнатный цветок. В реальном быту всегда было отношение к комнатным растениям как к живым существам, как к некой окультуренной, одушевленной природе. Такое отношение вкупе с эстетикой и прагматизмом в итоге превратило комнатное цветоводство в субкультуру и один из очень распространенных видов хобби в советское время.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.